Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Повышение эффективности работы грузового атп. К вопросу повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия Основные направления повышения эффективности муниципальных транспортных предприятий

Разрабатывая пути и отдельные мероприятия по совершенствованию деятельности ТОО «NLC Atasu», необходимо учитывать, что на эффективность деятельности оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

1) технические;

2) экономические;

3) организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и объем оказываемых услуг и количество потребляемых материально-технических ресурсов. Техническими факторами также являются: назначение и сложность грузоперевозок, оснащенность ремонтно-транспортного, гаражного и складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организацию производственной деятельности, относятся: уровень спроса на оказываемые услуги, объем услуг, формы расчетов за поставляемые (продаваемые) услуги, доля мелких отправок и нетранзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт.

Факторы организации производства включают тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производственной базы предприятия, гаражей и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на организацию коммерческой деятельности структурное построение предприятия, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).

Конкурентоспособность транспортных услуг определяется в основном двумя факторами - уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества. Поэтому снижение себестоимости и повышение качества перевозок конкретных грузов - важнейшие направления повышения конкурентоспособности ТОО «NLC Atasu». Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а также за счет повышения производительности подвижного состава.

Повышение качества перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки, при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.

Эти направления повышения конкурентоспособности предприятия должны быть реализованы на предприятии за счет повышения уровня менеджмента и, в частности, за счет улучшения организации коммерческой деятельности менеджерами предприятия.

Главным же направлением в улучшении деятельности автотранспортного предприятия является повышение экстенсивной загрузки грузового автотранспорта в работе.

Мероприятие первое. Рациональная организация коммерческого использования грузового автотранспорта предприятия, направленная на увеличение грузооборота.

Основными принципами рационализации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, гибкость процесса.

В рамках данного мероприятия необходимо увеличить объем грузоперевозок за счет совершенствования организации грузопотоков, приводящей к улучшению использования грузоподъемности автомобилей. По отчетным данным за 2014 г. грузоподъемность среднесписочного автомобиля использовалась только на 77,6%, что является чуть ниже среднего уровня показателя по отрасли.

Реализация указанных мероприятий должна быть сопровождена соответствующим уровнем организации коммерческой деятельности в ТОО «NLC Atasu». В связи с этим предлагается следующий организационный план коммерческой деятельности предприятия

При разработке этого плана целесообразно составить деловое расписание, имеющее следующие структурные элементы:

Выделение ключевых областей деятельности. Составление списка видов деятельности, которые являются жизненно важными в коммерческом деле.

Определение даты начала каждой работы. Для этого рассматривается место данной работы в общем плане работ.

Определение срока завершения каждой работы.

Назначение ответственных за каждую ключевую область деятельности; при этом необходимо, чтобы за каждую область отвечало одно лицо.

Обсуждение возможных сбоев в расписании и действия по их корректировке.

Обсуждение влияния отклонений в расписании на потенциальную жизнеспособность предпринимаемого бизнеса.

Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Это главный механизм привлечения новых клиентов и увеличения оборота компании. Представим, что доход транспортной фирмы с одного километра или машино-часа составляет 500 тг., а расходы - 400 тг. Так вот, наша цель - не только сократить затраты до 350тг., увеличив прибыль с единицы транспортной работы до 150тг., но и увеличить объемы самих перевозок. Как это можно сделать:

1. Разделить обязанности служб логистики и эксплуатации.В любой транспортной компании должно существовать разделение обязанностей. Есть логистическая служба, которая задает правила перевозочного процесса, и есть эксплуатационно-ремонтная служба, которая решает поставленные задачи. Распространенная ошибка - подчинение этих служб одному руководителю, например начальнику службы эксплуатации (в транспортной компании) или начальнику автотранспортного подразделения (на предприятии).

Логистическая служба получает заявки, планирует эффективные маршруты, согласует время доставки и передает четкие и понятные задания в эксплуатационную службу, затем следит за качеством выполнения этих заданий в процессе перевозки. Также эта служба занимается поиском транспорта на стороне в случае нехватки собственного. Можно подчинить логистическое подразделение даже коммерческой службе (что, впрочем, имеет свои минусы и является темой отдельного разговора).

Задача эксплуатационной службы - выполнить перевозку в заданные сроки на исправном транспорте с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность груза, своевременно подать машину под погрузку и под разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом.

2. Наладить достоверный первичный учет. При отсутствии нормальной учетной системы говорить о каких-то изменениях бессмысленно: невозможно с увидеть и оценить плоды своих трудов. На рынке сейчас существует множество информационных систем, которые позволяют выписывать и обрабатывать путевые листы, вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и многое другое. Очень часто при попытке внедрить учетную информационную систему возникает масса вопросов: как правильно вести учет шин и аккумуляторных батарей? каким образом правильно относить затраты горюче-смазочных материалов на машину при котловом методе списания? каким образом отслеживать факт установки запчастей? какими документами должна сопровождаться внутренняя деятельность служб? В компании ТОО «NLC ATASU» есть случаи, когда диспетчеры не всегда могут вести достоверный учет пробега машины,по причине случаев поломки спидометров. Поэтому внедрение информационной системы учета автотранспорта должно стать логичным завершением большой работы по постановке первичного учета, а никак не ее началом.

Помашинный учет доходов и затрат важен также, если необходимо принять решение о своевременном обновлении техники. В компании имеется тягач, затраты на ремонт которого съедают всю прибыль, полученную с этой машины, а сумма их за три года эксплуатации равна стоимости новой машины.

3. Не доверять на 100% информации GPS-датчиков. Для более достоверного учета сейчас широко используются GPS-датчики. Они позволяют увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения и многое другое. Казалось бы, вот решение всех проблем! Однако эти устройства, как и спидометры, очень легко вывести из строя. Что еще более важно - показатели, снятые с GPS-датчиков, не являются основанием для изменения каких-то первичных данных, указанных в путевых листах, и для последующего наказания водителей. Могут быть такие случаи, когда с помощью показаний GPS-датчиков в сливе топлива и приписывании километража в путевых листах (в сговоре с диспетчерской службой).

4. Уделите внимание нормам расхода ГСМ и справочнику расстояний. Зачастую тут кроется золотое дно с точки зрения сокращения затрат. Практически в любой транспортной компании можно сократить затраты на 15%, лишь обновив нормативы ГСМ и расстояний и начав их контролировать.

5. Регламентировать деятельность компании. Кроме нормативов, любая служба эксплуатации должна иметь набор регламентов своей деятельности и строго их выполнять. Поскольку эта служба - исполнительная структура, то долю самодеятельности в ней нужно свести к минимуму, а 95% действий должны выполняться строго в соответствии с регламентами.

6. Разработать систему ключевых показателей эффективности. Система KPI должна быть многоуровневой. Например, самый верхний уровень предназначен для директора компании и может включать в себя такие показатели, как прибыль по конкретным направлениям перевозок, долю простоя машин, количество выполненных заявок в срок. Это показатели, которые позволяют оценить деятельность транспортной компании в целом и дают информацию для принятия управленческих решений. На операционном уровне должны применяться показатели, которые напрямую влияют на показатели верхнего уровня и дают понимание причин возникновения проблем. Это могут быть, например, показатели прибыльности по каждой транспортной единице, процент загрузки транспорта, коэффициент технической готовности. Всего существует более 30 показателей, позволяющих оценить эффективность работы транспорта, и важно правильно выбрать те семь-десять из них, которые будут использоваться в работе транспортной компании и объективно отражать ситуацию.

7. Поднять уровень транспортного сервиса. Никому не нужна транспортная компания, которая сократила издержки до минимума, получает хорошую прибыль, но постоянно срывает сроки перевозок из-за поломок машин или других форс-мажорных ситуаций. Работа логистической службы не меньше, а, наверное, даже больше влияет на прибыль компании. Главные инструменты здесь - правильная маршрутизация и диспетчеризация перевозок. Эти инструменты позволяют:

Максимально эффективно использовать машину, организуя перевозку попутных и обратных грузов, повышая KPI «загрузка транспорта» и «сокращение холостых пробегов»;

Обеспечивать перевозку точно в срок с нужным качеством.

При рассмотрении эффективности использования автотранспорта важным является показатель объем перевозки груза в единицу времени.

Этот показатель характеризует максимальный объём перевезённого груза (тонн) за единицу рабочего времени (час, месяц, год). Вторым важным показателем является производительность автопарка. Он выражается коэффициентом использования автопарка (К=1 и К<1). Третьим показателем является грузоподъёмность автомобиля. Чем выше грузоподъёмность, тем меньше удельный расход топлива, смазочных материалов, количества ездок и других показателей на единицу перевезённого груза.

Исходя из важности этих показателей, несложно определить основные пути повышения эффективности автотранспортного хозяйства на предприятии ТОО «NLC Atasu»(таблица)

Показатели повышения эффективности автотранспортного хозяйства

Направления

Описание деятельности

Строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств, внедрение прогрессивных норм расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также ликвидация бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.

Улучшение организации материально-технического снабжения нормирования и планирования оборотных средств, отказ от практики представления предприятиями завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах), что приводит к замораживанию средств

Своевременное заключение договоров с клиентурой на автомобильные перевозки и с организациями на поставку материальных средств, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей. Снижение времени простоя подвижного состава в периоды технического обслуживания и текущих ремонтов способствует сокращению незавершенного производства, что, в свою очередь, также благоприятствует повышению оборачиваемости оборотных средств.

Разработка системы KPI (ключевые показатели эффективности).

Система показателей позволяет оценить деятельность предприятия на разных уровнях. Примером таких показателей могут быть количество простоев автомобилей, количество выполненных заявок, прибыль от перевозок, коэффициент технической готовности парка и т.д. Показатели помогают следить за изменениями в работе предприятия и при необходимости руководители могут корректировать действия подчиненных. Очень важно выбрать несколько показателей, которые наиболее точно будут характеризовать деятельность предприятия на данном уровне.

В современных условиях, когда высока конкуренция в данной сфере, необходимо постоянно находить новые пути повышения эффективности грузовых перевозок с целью сокращения расходов, снижения себестоимости и как результат, снижение тарифов по перевозкам.

Функции управления, определение их состава являются основами установления организационной структуры, разработки технологического процесса управления. Общая функция управления является частью управленческого цикла (характеризуется повторением вида деятельности), направлена на каждый объект управления и определяет функциональное разделение и специализацию управленческого труда. Наиболее обоснованным является следующий типовой состав операций управленческого цикла: планирование, организация, координация, контроль и мотивация.

В связи с тем, что объектом управления является автотранспортное предприятие, функции управления тесно связаны с его непосредственным видом деятельности, т.е. предоставлением транспортных услуг. На предприятии должны реализовываться следующие функции управления:

перспективное и текущее планирование транспортного процесса;

экономический анализ во всех областях его деятельности;

четкая и правильная организация работ с соблюдением техники безопасности, своевременный ремонт и технический осмотр парка автотранспортных средств;

рационализация транспортного процесса, технического осмотра и текущего ремонта подвижного состава;

контроль за транспортным процессом, выявление недостатков в его организации и своевременное их устранение.

Кроме того, на предприятие действуют как внешние, так и внутренние факторы, которые не всегда благоприятно влияют на деятельность предприятия.

К внешним факторам следует отнести довольно агрессивную конкурентную среду, сложившуюся на рынке транспортных услуг. Значительную долю в общем объеме перевозок стали занимать частные грузоперевозки. Частные грузоперевозчики составляют значительную конкуренцию для автотранспортных предприятий. Внутренние факторы также оказывают влияние на состояние предприятия. К ним относятся планирование транспортного процесса, управление и координация всех подсистем, контроль за транспортным процессом, учет и анализ результатов его деятельности. Необходимо улучшить деятельность по планированию (составлению сменно-суточных планов), по рационализации маршрутов движения автотранспорта. Это ведет к слаженной работы автотранспортного предприятия и его заказчиков.

Таким образом, при существующей ситуации на ТОО «NLC Atasu» выявлены следующие проблемы:

неэффективное управление перевозками;

нерациональное планирование перевозок;

низкая техническая готовность автомобильного парка;

низкий коэффициент использования пробега на маршрутах;

простой транспортных средств в связи с отсутствием заказов на перевозку.

Следовательно, необходимо принять ряд управленческих решений для улучшения ситуации, сложившейся на предприятии.

Важным условием совершенствования управления и оптимизации грузовых перевозок является повышение научной обоснованности методов принятия решений на всех уровнях планового руководства. Для успешного решения этой проблемы необходимо сделать правильное социально-экономическое обоснование эффективности внедрения каждого прогрессивного технического решения.

На предприятиях автомобильного транспорта определение эффективности от внедрения новой техники, изобретений и рационализаторских предложений осуществляется в соответствии с определенными методиками, которые должны играть роль важнейшего инструмента управления техническим прогрессом и его эффективностью. Перед автомобильным транспортом стоят конкретные цели по увеличению объема грузовых перевозок, повышению интенсивности использования подвижного состава, экономии материальных и энергетических ресурсов, снижению трудовых затрат. Для достижения этих целей необходимо принятие решений по совершенствованию управления и оптимизации грузоперевозок, что создает возможность на предприятии воздействовать на технический уровень новой техники и производства в целом.

Логистический подход к организации автомобильных перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства до места потребления.

На основании вышеизложенного, для улучшения системы грузоперевозок на предприятии и повышения эффективности использования подвижного состава может быть предложено такое мероприятие как разработка рационального маршрута движения транспортных средств.

Организация движения подвижного состава на маршрутах должна обеспечивать наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок. Маршрутом движения называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. Маршруты бывают маятниковые и кольцевые.

Длиной маршрута называется путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута.

Оборотом подвижного состава на маршруте называется законченный цикл движения, т.е. движение по всему маршруту с возвращением в начальный пункт, из которого началось движение, с выполнением всех соответствующих операций (погрузка - разгрузка, оформление документов и т.д.).

Маршрутизация заключается в разработке таких маршрутов движения подвижного состава, которые обеспечивают наилучшее использование пробега автотранспортных средств.

Выбор маршрута зависит от дислокации погрузочно-разгрузочных пунктов, рода груза и типа использования подвижного состава. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен. Оказывает влияние и тип используемого подвижного состава. Так, при применении специализированного подвижного состава (кроме автомобилей-самосвалов) порожний пробег в большинстве случаев также исключить нельзя.

Количество груза на определенном маршруте часто не обеспечивает полной загрузки подвижного состава в течение времени работы. Поэтому на практике очень часты случаи, когда в течение смены подвижной состав используется для перевозки грузов по нескольким заказам.

В качестве альтернатив для разработки рационального маршрута могут быть предложены следующие маршруты:

Маятниковый маршрут с обратным полностью груженым пробегом, т.е. движение автомашин с грузом в обоих направлениях.

В качестве критериев выбора наилучшей альтернативы можно выделить такие критерии, как: максимальная загрузка транспорта; минимум порожнего пробега; снижение издержек на перевозку 1 т груза; повышение коэффициента использования пробега.

Разрабатывая маршруты, необходимо учитывать, что наиболее целесообразна организация движения подвижного состава по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груженым пробегом в обоих направлениях. Кольцевые маршруты организуются в тех случаях, когда маятниковые маршруты организовать невозможно.

Правильное составление маршрутов обеспечивает достижение наивысшего коэффициента использования пробега, а, следовательно, обеспечивает снижение себестоимости перевозок.

Организация маршрута с обратным холостым пробегом нецелесообразна, т. к. за оборот автомобиля совершается только одна ездка с грузом. Коэффициент использования пробега при этом равен 0,5, отсутствует максимальная загрузка транспорта, издержки на 1 т перевезенного груза достаточно высоки. Следовательно, наиболее целесообразным становится организация маршрута с обратным не полностью груженым пробегом. При этом достигается максимальная загрузка транспортных средств, повышается коэффициент использования побега (?>0,5) и снижаются издержки на 1 т перевезенного груза.

Так как перевозки будут носить систематический, а не разовый характер, то основанием перевозки грузов и выполнения экспедиционных операций будет служить договор и заказ. Перевозка грузов автотранспортным предприятием осуществляется при обязательном соблюдении заказчиками следующих условий: подъездные пути к пунктам и местам погрузки-разгрузки должны находиться в состоянии, обеспечивающем нормальный подъезд и свободное маневрирование автомобилей в любое время года; места погрузки-разгрузки должны быть укомплектованы соответствующими средствами механизации, весовыми устройствами и противопожарными средствами; подъездные пути и места погрузки-разгрузки должны быть оснащены в соответствии с действующими нормами.

Грузоотправители обязаны до прибытия подвижного состава подготовить груз к перевозке, а автотранспортное предприятие, в свою очередь, обязано подавать подвижной состав под погрузку в чистом виде и в состоянии, пригодном для перевозки конкретного груза.

Необходимо отметить, что предложенный вариант рационализации маршрута позволит значительно повысить коэффициент использования пробега, а значит снизить издержки на перевозку и позволит получить дополнительную прибыль.

Учитывая все вышесказанное, становится очевидным, что предложенный вариант рационализации маршрута является достаточно эффективным, позволяет улучшить технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава, повысить производительность автомобилей и снизить издержки 1 ткм перевезенного груза, а также получить дополнительную прибыль за оказанные транспортные услуги.

Эффективность работы предприятия зависит от того, насколько глубоко и правильно используются прогрессивные формы организации производства, такие как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

Для успешного функционирования каждое АТП должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества предоставляемых услуг.

Необходимое условие успешного функционирования АТП в условиях рынка является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых потребителям.

Конкурентоспособность транспортных услуг (ТУ) определяется в основном двумя факторами - уровнем себестоимости услуг и повышением качества ТУ. Поэтому снижение себестоимости и повышение качества перевозок пассажиров - важнейшие направления повышения конкурентоспособности услуг.

Cебестоимость перевозок как показатель имеет большое значение при оценке автотранспортной деятельности, поскольку оказывает решающее влияние на финансовое состояние перевозчика: чем ниже себестоимость, тем лучше финансовое состояние АТП или индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки пассажиров. В то же время снижение себестоимости перевозок оказывает сильное влияние на финансовое состояние заказчиков ТУ (грузовладельцев), поскольку при снижении себестоимости перевозок появляются возможности для снижения тарифов и, соответственно, для снижения себестоимости продукции других отраслей экономики и увеличения спроса на ТУ. На пассажирском транспорте снижение тарифов является важным фактором увеличения объёма перевозок и повышения благосостояния населения. Поскольку, повышение тарифов отрицательно сказывается на потребительских услугах. Пассажиры вынуждены больше платить за проезд, что вызывает социальное напряжение в обществе.

Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счёт экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а также за счёт повышения производительности ПС.

Повышение качества перевозок пассажиров предполагает выполнение услуг в соответствии с расписанием движения и уровнем комфортности (удобств), которые перевозчик может предоставить пассажирам. Для таксомоторных перевозок важнейшим показателем их качества является время, затрачиваемое на доставку пассажира до места назначения.

Качество транспортного обслуживания пассажиров - это совокупность свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров, обусловливающих соответствие их нормативным требованиям. Сложными свойствами являются:

Надёжность - фактор повышения эффективности городских пассажирских перевозок. Эффективность несёт ярко выраженный субъективный характер, и её оценка зависит от ответа на вопрос: для кого оценивается эффективность? Сточки зрения перевозчика эффективность будет оцениваться прибыльностью и рентабельностью перевозок, с точки зрения пассажира - надёжностью обслуживания, комфортом поездки и доступностью тарифа. Отсюда следует, что чем выше надёжность работы городского транспорта, тем более он эффективен с точки зрения потребителя его услуг.

Вместе с тем надёжность может рассматриваться не только как оценочный показатель, но и как фактор, способствующий повышению эффективности работы транспорта с точки зрения перевозчика. Более высокая надёжность повышает привлекательность данного вида транспорта для пассажира и увеличивает сбор выручки, что непосредственно влияет на все экономические показатели. Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо разрабатывать и внедрять инновационные мероприятия. Они направлены на реализацию стратегической цели деятельности АТП - получение высокой прибыли, обеспечение стабильной финансовой устойчивости в своей работе.

В настоящее время инновационный фактор становится решающим условием устойчивого развития транспорта. Проблема заключается в том, что наряду с необходимостью увеличения общего объема инвестиций для успешного функционирования транспорта необходимо изменение самой структуры инвестиций: значительную долю инвестиций необходимо направлять именно на финансирование инновационной деятельности.

Качественное совершенствование производства на автомобильном транспорте осуществляется в форме нововведений, которые составляют основу инновационного процесса в условиях рынка ТУ. Основа инновационной деятельности -- разработка и реализация инновационного проекта (программы), под которым понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.

Рис. 7.

Деятельность по совершенствованию функционирования пассажирского АТП должна быть направлена на решение следующих задач (рис. 2): -обеспечение высокого качества ТУ; -уменьшение издержек на выполнение услуг.

Основные показатели качества ТУ:

– своевременность доставки пассажиров;

безопасность и комфортабельность перевозки пассажиров. Высокая эффективность выполнения ТУ предполагает, прежде всего, низкие издержки на эксплуатацию ПС, что позволяет предприятию вести оптимальную ценовую политику.

Таким образом, деятельность по совершенствованию функционирования пассажирского АТП должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование организации перевозочного процесса и снижение издержек на эксплуатацию ПС.

Необходимость этой деятельности объясняется стремлением каждого АТП создавать конкурентные преимущества, позволяющие ему успешно функционировать на рынке ТУ и получать прибыль. Конкурентоспособность ТУ, таким образом, выступает своего рода двигателем деятельности по совершенствованию функционирования предприятия. Она позволяет удовлетворить потребности в ней эффективнее и качественнее по сравнению с аналогичными услугами, представленными на данном рынке. Огромное значение при этом имеет фактор времени: несвоевременное и с опозданием принятое решение о применении нововведений может привести к нежелательным результатам и даже потерям.

Большое значение при совершенствовании организации перевозочного процесса в современных условиях имеет применение математических методов и методов компьютерного моделирования. На пассажирском автотранспорте математическое и компьютерное моделирование применяется при решении таких задач, как оптимизация маршрутной сети, распределение автобусов по маршрутам, комплектование состава автобусного парка, составление расписания движения автобусов и др.

Экстенсивные факторы роста производительности автопарка и снижения себестоимости ТУ предполагают увеличение времени работы ПС на линии. Этого можно достигнуть за счёт введения многосменного режима работы ПС на перевозках пассажиров и увеличения коэффициентов технической готовности и использования автопарка, имеющегося на балансе АТП.

Применение многосменного режима эксплуатации ПС на пассажирских перевозках должно сопровождаться маркетинговыми изучениями рынка ТУ. Таким образом, повышению эффективности деятельности АТП в данном случае должно базироваться на разработке методов маркетинговой стратегии и их применении.

Особую роль играет поддержание ПС в технически исправном состоянии. В качестве нововведений здесь могут выступать достижения в области техники, технологий и организации производства. Большое значение в современных условиях имеют применение прогрессивных способов ТО и ремонта, восстановление деталей и повышение их износостойкости, совершенствование экономических методов управления качеством услуг, включая стимулирование труда работников, и др.

Важным направлением повышения эффективности деятельности на автомобильном транспорте является экономия материальных ресурсов, и, прежде всего, переход на более экономичные и экологически чистые виды топлива для ПС, в частности на природный газ.

Эффективным способом увеличения выручки на городском и пригородном пассажирском транспорте, повышения учёта и контроля за полнотой её сбора, пресечения возможных злоупотреблений является внедрение на городских автобусах специализированных контрольно-кассовых машин, работающих в режиме кондукторского сбора выручки и выдачи билетов пассажирам. В России такие машины созданы и прошли апробацию в ряде городов.

Разные мероприятия, проводимые в рамках повышения эффективности деятельности, требуют неодинаковых затрат времени и финансовых ресурсов. В то же время их необходимо применять своевременно -- в противном случае транспортная фирма может оказаться в состоянии кризиса. Новые проекты на каждом АТП формируются исходя из специализации услуг, выполняемых предприятием, производственной ситуации и финансовых возможностей. При этом используются, по-существу, те же источники финансирования, что и при реализации инвестиционных проектов: собственные и заёмные. Кроме того, могут быть использованы бюджетные средства, выделяемые государственными органами централизованно в качестве финансовой поддержки высокоэффективных инновационных программ на конкурсной основе.

В настоящее время инновационный фактор становится решающим условием устойчивого развития транспорта, т.к. разработка и реализация новых проектов (мероприятий) обеспечивает эффективное решение конкретных задач. Характер и содержание деятельности по совершенствованию функционирования пассажирского АТП зависит от состояния и особенностей функционирования финансового рынка, и лишь незначительно зависят от отраслевых особенностей предприятия.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Роль транспорта в деятельности предприятия

1.2. Эффективность работы транспорта и ее значение для повышения показателей работы предприятия

1.3. Виды транспорта

1.4. Пути повышения эффективности перевозок

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО ИАЗ

3.1. Общий анализ предприятия

3.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия

3.2.1. Анализ производства и реализации услуг

3.2.2. Анализ использования основных производственных фондов

3.2.3. Анализ использования трудовых ресурсов

3.2.4. Анализ себестоимости продукции

3.2.5. Анализ эффективности использования капитала

3.2.6. Выводы по анализу

3.3. Финансовый анализ

3.3.1. Общая оценка динамики и структуры статей баланса

3.3.2. Анализ ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности и деловой активности

3.3.3. Выводы по анализу

4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Оптимизация загрузки подвижного состава

4.2. Эффективность от приобретения нового подвижного состава взамен транспорта с большим сроком службы

4.2.1. Замена грузового транспорта

4.2.2. Замена пассажирского транспорта

4.3. Эффективность от увеличения численности рабочих

4.4. Общая эффективность предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1. Бухгалтерский баланс Транспортного управления ИАЗа на 1.01.05 (в р.)

Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках Транспортного управления ИАЗа за 2004 год (в р.)

ВВЕДЕНИЕ

В данной дипломной работе рассматривается деятельность Транспортного управления Иркутского Авиационного завода. Управление занимается внутрипроизводственными перевозками грузов и пассажирскими перевозками сотрудников предприятия.

Целью дипломной работы является повышение эффективности транспортного подразделения.

Задачами дипломной работы являются:

Изучение состояния работы подразделения;

Проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности Транспортного управления ИАЗа;

Разработка и определение экономической эффективности мероприятий по повышению экономической деятельности управления.

В первом разделе работы приводятся теоретические сведения о роли транспорта в деятельности предприятий, эффективности деятельности транспортных организаций и общие аспекты ее повышения.

Во втором разделе приводится краткая характеристика рассматриваемого предприятия, история его создания и приводится организационная структура управления.

Третий раздел является аналитическим. В этом разделе проводится финансовый и экономический анализ деятельности Транспортного управления за отчетный период. В экономический анализ входит анализ доходов предприятия, анализ выполнения плана по ассортименту услуг, анализ основных производственных фондов, анализ труда и заработной платы на предприятии и анализ капитала. Для проведения анализа используется методика проведения анализа, применяемая в практике российских организаций. Весь анализ проводится на основе отчетных данных транспортного управления - пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2004 г., бухгалтерского баланса - формы №1 и отчета о прибылях и убытках - формы №2.

В финансовый анализ включается анализ баланса предприятия, проверка его ликвидности и финансовой устойчивости. Для проведения анализа используется метод расчета и анализа основных коэффициентов и методика сравнения статей агрегированного баланса. Данные для анализа те же что и для экономического.

Четвертая часть работы является проектной. В этой части, на основании проведенного в третьей части анализа, выявляются основные причины недополученной прибыли и разрабатываются мероприятия по устранению или снижению отрицательного эффекта от этих причин. Все мероприятия предлагаются в привязке к имеющимся данным по предприятию, рассчитываются капитальные вложения по каждому мероприятию и экономический эффект от их внедрения.

Предприятие может иметь несколько слабых мест, после внедрения предлагаемых мероприятий необходимо вновь провести анализ деятельности предприятия и, на его основе, либо продолжать предложенную стратегию, либо искать новые пути усовершенствования работы предприятия, которые могут появиться после проведения нового анализа.

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Роль транспорта в деятельности предприятия

В последние 15-20 лет в экономике развитых стран произошли существенные изменения. Эти изменения затрагивают и Россию. Дело в том, что в хозяйственную практику предприятий и фирм стали внедряться новые методы и технологии доставки товаров, базирующиеся на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, на развитие новейшей техники в области информатики и коммуникаций. Можно утверждать, что с рубежа 70-80 годов началось органичное срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство - транспорт - распределение». Новый подход к транспорту как ключевой части логистической цепи приводит к необходимости рассмотрения его в разных аспектах. Прежде всего, транспортные предприятия и организации должны направить свою коммерческую и производственную деятельность на изучение, анализ и удовлетворение потребностей общества во всех видах транспортных услуг.

До недавнего времени большинство транспортных предприятий выполняли только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении спектра других услуг. Это было вызвано административно-контрольной системой управления в стране, отсутствием конкуренции и рыночных отношений. Новые экономические отношения, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное изучение опыта функционирования транспорта стран с рыночной экономикой. Понятие «услуга транспорта» начинает широко использоваться в практике организации и планирования работы транспорта.

Согласно существующим понятиям к услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и явлений природы и производящие особую потребительскую стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят и те виды труда, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (например, транспорт, связь).

Особенности деятельности по предоставлению услуг сводятся к следующим положениям:

Услуги не могут существовать вне процесса их предоставления (т. е. они не могут накапливаться);

Продажа услуг - это фактически продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;

Услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замен на рынке услуг;

Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и/или предваряющим процесс материального производства.

Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести:

Перевозку грузов и пассажиров;

Погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);

Хранение грузов;

Подготовку перевозочных средств;

Предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;

Перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;

Прочие услуги.

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет предложить следующую классификацию услуг транспорта:

По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта услуги подразделяются на перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные;

По виду потребителя, которому предоставляется услуга, - на внешние (предоставление нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние, (предоставление другим предприятиям и организациям транспорта). Например, внутренними являются услуги по предоставлению подвижного состава автотранспортным предприятием экспедиторскому для выполнения перевозок;

По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, - на технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования клиентов с возможно малыми затратами. Однако на сегодняшний момент нет широко используемых эффективных количественных методов оценки качества услуг в связи с их особенностями, которые сводятся к следующему:

Неосязаемость услуг (их нельзя пощупать);

Потребитель услуг зачастую сам участвует в процессе оказания услуг;

Потребитель услуг не становится собственником их;

Оказание услуг - это процесс, и он не может быть протестирован перед оплатой;

Процесс оказания услуг может состоять из системы более мелких действий, тогда как качество зависит от итоговой оценки.

Наиболее значимыми компонентами при оценке качества предоставляемых услуг могут выступать следующие:

Среда (интерьер, оборудование, внешний вид персонала и т.д.);

Надежность (исполнение точно в срок);

Ответственность (гарантии исполнения услуг, желание персонала помочь потребителю услуг);

Законченность (наличие определенных навыков, необходимых знаний и компетентность персонала);

Доступность (легкость установления контактов);

Безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);

Вежливость (любезность, корректность персонала);

Коммуникабельность (способность персонала общаться с потребителем услуг на доступном и понятном ему языке);

Взаимопонимание (искренний интерес к потребителю услуг, способность встать на его место).

Когда потребитель оценивает качество услуг, он сравнивает фактические величины параметров качества с ожидаемыми, и если они совпадают или оказываются близкими, то качество считается им удовлетворительным или приемлемым. Потребительские ожидания клиента основываются на следующих параметрах:

Речевых коммуникациях (слухах), т.е. на информации об услугах, которую потребителя услуг передают друг другу;

Личных потребностях (личностных представлениях клиента о качестве, его запросах);

Прошлом опыте, т.е. на подобных услугах, оказываемых ему в прошлом;

Внешних коммуникациях (сообщениях), поступающих через средства массовой информации: радио телевидение, прессу.

Спрос на услуги транспорта во многом зависит от развития имеющихся в регионе видов транспорта, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг, предоставляемых возможным клиентам. Удельный вес транспортных услуг с развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры, как правило, возрастает, и это характерно практически для всех стран.

Реализация каналов снабжения сырьем, полуфабрикатами и распределения готовой продукции требует решения комплекса транспортных проблем. Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств и т.д. - иными словами решать вопросы транспортного обслуживания.

Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортное обслуживание клиентов на перевозку грузов включает:

Выбор соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара (груза);

Нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобозначений;

Использование унифицированной транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и контейнеризация;

Выбор оптимального (рационального, приемлемого) вида перевозки и транспортных средств;

Наиболее полное использование грузоподъемности транспортных средств посредством правильной загрузки;

Соблюдение технологий при ведении погрузочно-разгрузочных работ;

Использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах;

Применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки.

Специфические задачи стоят и перед системой организации перевозок пассажиров.

1.2. Эффективность работы транспорта и ее значение для повышения показателей работы предприятия

По данным зарубежной печати стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта. Вот почему рационализация, а лучше оптимизация транспортных, погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных, экспедиционных и складских операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов. До недавнего времени повышению эффективности доставки продукции уделялось недостаточное внимание, как и всей сфере обращения.

Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции. Отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки требуемого груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку были характерными особенностями сложившейся у нас в стране системы работы транспорта.

В целом доставка продукции распадается на ряд последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной системы представляет собой довольно сложную систему.

Транспортное обслуживание и его характер во многом определяет спрос на перевозки. К параметрам, характеризующим спрос, можно отнести: род груза (вид поездки) и объем перевозок; размеры обслуживаемой территории; регулярность грузопотоков (пассажиропотоков); срочность и время доставки; уровень тарифов; необходимость хранения товаров (технологического простоя-пересадки) в цикле доставки; юридическое положение отправителя или получателя (предприятие или частное лицо).

Спрос носит локальный характер и на его количественные и качественные характеристики влияет покупательная способность, существующая в данном конкретном месте, так как в зависимости от нее изменяется спрос. Что касается предложения, то оно практически всегда рассредоточено, а, следовательно, в количественном и качественном отношении меняется в зависимости от наличия или отсутствия возможностей для получения прибылей (или удовлетворение потребностей) на местном рынке.

Зарубежный опыт свидетельствует об актуальности повышенного внимания к проблемам транспортного обслуживания. Так, в странах с развитой рыночной экономикой имеют место следующие тенденции развития транспортного обслуживания: увеличение объема перевозок грузов повышенной стоимости с одновременным сокращением малоценных грузов (или неэкстренных перемещений пассажиров); увеличение средних расстояний доставки и рост доли международных перевозок; повышение ответственности за качество и сроки перевозки по всей транспортной сети; рост объема перевозок между предприятиями при сокращении объемов перевозок в самих предприятиях; уменьшение объемов массовых навалочных грузов и увеличение объемов штучных грузов в контейнерах и на поддонах; повышение коэффициента грузоподъемности (пассажировместимости) подвижного состава; увеличение объема перевозок грузов (пассажиров) в специализированном подвижном составе; преобладание логистических подходов при организации перевозок и управлении транспортным процессом.

В настоящее время все большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Если компания обязуется доставить груз по назначению и в оговоренные контрактом сроки в условиях в условиях сохранности, то в будущем клиент ожидает, что перевозчик сократит время простоя, снизит плату за хранение, расширит сеть доставки и т.д.; т.е. повысит качество предоставляемых услуг.

Ошибочным является суждение о том, что предоставление качественных услуг является дорогим удовольствием. Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленных на устранение ошибок. Так, систематические срывы графика перевозок приводят, в конечном счете, к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных услуг.

1.3. Виды транспорта

Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинакова. В 2004 г. сохранилась положительная динамика улучшения финансового состояния по крупным и средним предприятиям всего транспортного комплекса. Объем перевозок возрос на 7,7%, а грузооборот - на 6,7%. Прирост на грузовом автомобильном транспорте составил 5% (хотя на самом деле больше за счет частного сектора и сложности учета его работы), на железнодорожном - 8%, речном - 16%. Транзит через страну увеличился на 19%.

Освоение предъявляемых перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются следующие:

Характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;

Размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов;

Организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К общехозяйственным факторам относятся:

Размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;

Номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;

Состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

Размещение сети путей сообщения;

Условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;

Пропускная и провозная способности;

Техническая вооруженность;

Система организации транспортного процесса.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

Уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);

Капитальные вложения;

Скорости движения и сроки доставки;

Наличие провозной и пропускной возможностей;

Маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

Надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;

Гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;

Условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она во многом зависит от мощности и структуры грузопотоков, дальности перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.

Промышленный транспорт имеет большое значение для обеспечения транспортных нужд предприятий. Он осуществляет перевозки внутрицеховые, межцеховые, со складов предприятий в цеха, из цехов на склады предприятий, а также подвоз продукции на магистральный транспорт и вывоз грузов на склады и в цеха предприятий. Во внутрипроизводственных перевозках используются железнодорожные пути, автомобили и специализированные виды транспорта (монорельсовые и канатные дороги, ленточные и другие конвейеры и т.д.). Специализированные виды транспорта в большинстве своем применяются в металлургии (черной и цветной), угольной, химической промышленности и в промышленности строительных материалов. Внедрение специализированных видов транспорта, как показывают расчеты, оказывается эффективнее, чем использование автомобильного или железнодорожного, что, в конечном счете, способствует снижению транспортных издержек, повышению производительности транспорта и в целом эффективности производства.

Года, то: ФРП = Пчист; Фрез = 0; Фср = 0; 2) Если Токф меньше одного года, то: ФРП = Квл, а сумма прибыли «Пчист = Квл» Распределяется самостоятельно в резервный фонд и фонд социального развития коллектива. Направления использования Фср – дотация на питание, дотация на проезд, и т.д.7. Расчет показателей экономической эффективности проекта зоны, участка 7.1 Капитальные вложения (Квл)





Заработной плате имеет целью определить необходимое количество работников всех категорий, уровень производительности труда и фонды заработной платы на планируемый период. 5.1 Расчет численности и фонда заработной платы водителейСреднесписочная численность водителей грузового АТП (Nвод) определятся по формуле: , где АЧрабКамАЗ-551111088 час.– количество авточасов работы водителей на линии; ...





Использовании действующих справочников, прейскурантов и данных методических указаний. Техтрансфинплан грузового автотранспортного предприятияИсходные данные Исходными данными для разработки техтрансфинплана являются: Годовой объем перевозок грузов Qгод=260 тыс. т.; Количество дней работы АТП за год (режим работы АТП) Др=305 дней; Категория условий эксплуатации подвижного состава - II; Средний...

II и III классов может быть принят 20, 30 и 50 процентов соответственно. 1 кл. = 112 2 кл. = 168 3 кл. = 280 3.1.2 Явочное количество водителей определяется с учетом режима работы автотранспортного предприятия Ряв.в =АЧэ / (Др.г* Тн)= 394790/(305*12,8)=101 (5.3) 3.2 Расчет численности ремонтных рабочих 3.2.1 Технологически необходимое явочное количество рабочих, занятых в зоне ЕО (...

В обеспечении эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, к какому бы типу собственности оно не относилось, ключевая роль принадлежит человеческому фактору - работающим на нем людям, то есть максимально эффективному использованию кадрового потенциала. Кадры автотранспортных предприятий решают все задачи, связанные с повышением эффективности производства и качества работы.

Все возможности увеличения объема перевозок и улучшения количественных и качественных показателей работы автомобильного транспорта, связанных с внедрением новой техники, совершенствованием организации труда, производства и управления, а также реорганизации предприятия реализуются только в результате активной деятельности, то есть персонала предприятия. управление персоналом транспортное предприятие

Управление персоналом тесно связано со всеми областями хозяйственной деятельности организации. С одной стороны, принятие решений в области управления происходит во всех комплексных функциональных подсистемах: управления научно-технической деятельностью, управления производством, управления экономической деятельностью, управления персоналом организации. С другой стороны, решения в области кадрового менеджмента влияют на решения в этих комплексных функциональных подсистемах. Поскольку главной целью управления является обеспечение этих функциональных подсистем необходимыми работниками, очевидно, что решения по вопросам найма, оценки, трудовой адаптации, стимулирования и мотивации, обучения, аттестации, организации труда и рабочего места, использования персонала, планирования продвижения по службе, управления кадровым резервом, управления нововведениями в кадровой работе, безопасности и здоровья, высвобождения персонала, определения стиля руководства сильно влияют на принятие решений в области хозяйственной политики организации. Работа с персоналом является мощным рычагом, посредством которого можно добиться дальнейшего повышения эффективности работы транспорта.

Таким образом, цель кадровой работы заключается в обеспечении оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиям действующего законодательства и состоянием рынка труда.

В рамках производственно-хозяйственной деятельности каждое предприятие придерживается определенного типа кадровой политики. От типа кадровой политики во многом зависит эффективность существующей на предприятии практики управления персоналом. Открытый тип кадровой политики, применяемый в ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие» №1, характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом структурном уровне. Новый сотрудник может начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства, но при этом усложняется процесс обучения и адаптации персонала поскольку при открытой кадровой политике сплоченность коллектива значительно ниже, чем при закрытой, и сложнее добиться осознания работником общности своей судьбы с судьбой предприятия.

Как уже говорилось выше, важной гарантией эффективности деятельности работы фирмы является обеспечение человеческой составляющей, а именно обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими, эффективное использование мастерства и возможностей работников с целью достижения целей организации. Этими вопросами на предприятии занимается кадровая служба.

Состав и структура работающих на ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие» №1 по категориям работающих представлены в таблице №1.

Таблица 1. Состав и структура работающих ОАО ПАТП №1

Отклонение за 2012-2009 г.

Коли-чест-во, чел

Струк-тура, %

Коли-чест-во, чел

Струк-тура, %

Коли-чест-во, чел

Струк-тура, %

Коли-чест-во, чел

Струк-тура, %

Водители:

Маршрутные

Хоз. машины

Кондукторы

Ремонтные рабочие

Вспомогательные рабочие

Специалисты

Из таблицы №1 видно, что основную часть (в среднем за исследуемый период 30,8%) работающих составляют водители, кондукторы (в среднем 24,3%) и рабочие (в среднем 17,0%).

Для того чтобы иметь возможность реализовать различные направления кадровой работы на уровне конкретных подразделений, структуры управления персоналом создают разветвленную и пронизывающую различные уровни организации сеть.

В ОАО ПАТП №1 нет четко выраженной службы управления персоналом. Реализация основных функций управления персоналом принадлежит отделу кадров, который в качестве штабного органа структурно подчинен высшему руководству предприятия.

Формирование того или иного типа службы управления персоналом и ее структурное местоположение зависит от стадии развития организации, а также сложности и трудоемкости решаемых задач, что, в свою очередь, в значительной мере зависит от численности работников организации и структурного состава персонала.

Для изучения динамики персонала представим данные о численности работающих в виде диаграммы (рисунок №1).

Рисунок1. Динамика работающих ОАО ПАТП №1

Таким образом, в ОАО ПАТП №1 за 2009-2012 годы наблюдается общее сокращение численности работающих на 133 человека в основном за счет водителей, работающих на маршрутных автобусах численность которых уменьшилась на 64 человека, кондукторов (на 40 человек) и ремонтных рабочих (на 36 человек). При этом увеличилась численность вспомогательных рабочих на 1 человека и специалистов на 11 человек.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям с плановой потребностью. В таблице №2 представлены данные о среднесписочной численности работающих за 2009-2012 год.

Таблица 2. Среднесписочная численность работающих ОАО ПАТП №1

Анализ таблицы №2 показывает, что на предприятии за все 4 исследуемых года наблюдалась недоукомплектованность работающих, при этом к концу периода она уменьшилась и составила в 2012 году 2,2% по сравнению с 2009 годом, в котором значение данного показателя составило 7,1%.

Анализ обеспеченности предприятия персоналом дополняется анализом его качественного состава по возрасту, образованию и трудовому стажу (таблица №3).

Таблица 3. Качественный состав персонала предприятия

Показатель

Численность рабочих на конец года

Удельный вес, %

Группы рабочих:

По возрасту, лет

По образованию:

незаконченное среднее

среднее, среднее специальное

По трудовому стажу, лет:

Таким образом, основную часть трудовых ресурсов на предприятии ОАО ПАТП №1 составляют работающие в возрасте от 30 до 40 лет с средним и средним специальным образованием и трудовым стажем от 5 до 10 лет. При этом за рассматриваемый период возрастает численность работающих в возрасте от 50 до 60 лет и снижается численность более молодого персонала. Уровень образования повышается, но не значительно. В ОАО ПАТП №1 планомерно ведется повышение технической и экономической квалификации. Таким образом, можно сказать, что на предприятии повышается количество работников с большим опытом работы в отрасли, что в условиях организационных изменений имеет большое значение.

Для повышения творческого потенциала и создания условий для саморазвития рабочих на предприятии регулярно проводятся спортивные мероприятия - соревнования по настольному теннису, бильярду, охоте, рыбалке. Сотрудники имеют возможность бесплатно посещать бассейн, тренажерный зал, сауну, пользоваться путевками в загородные дома отдыха.

Руководство предприятия заботится об улучшении условий труда и быта работников. Для водителей и кондукторов на территории ОАО ПАТП №1 созданы комнаты отдыха, отремонтирована столовая, работает медпункт, на базе автобусов «ЛиАЗ-677» оборудованы два передвижных кафе. Для ремонтных рабочих введен в эксплуатацию цех стирки и ремонта спецодежды, имеются теплые и светлые помещения ремонтных мастерских, приобретены системы вентиляции и вытяжки выхлопных газов из ремонтной зоны.

Эффективность проводимой кадровой политики, а также анализ укомплектованности организации и качественного состава работающих дополняется изучением движения персонала, которое характеризуется числом принятых и уволенных работников за отчетный период с распределением по причинам ухода. К основным показателям, характеризующим движение рабочей силы на предприятии, относятся коэффициент текучести и коэффициент общего оборота.

Данные о движении персонала отображены в таблице №4.

Таблица 4. Данные о движении персонала ОАО ПАТП №1

Водители:

маршрутные

хоз.машины

Кондукторы

Ремонтные рабочие

Вспомогательные рабочие

Специалисты

Работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком

Таким образом, за исследуемый период количество как принятых так и уволенных работников ОАО ПАТП №1 имело тенденцию к уменьшению. Абсолютное изменение показателя, характеризующего количество уволенных работников составляет 117 человек, в то время как абсолютное изменение принятых - 88 человек. Это говорит о том, что на предприятии ОАО ПАТП №1 увольнение происходит более интенсивно, что привело к общему сокращению численности персонала.

Наиболее нестабильная ситуация наблюдается среди рабочих основного производства, где нет определенной тенденции изменения коэффициента текучести, но за весь исследуемый период он увеличился на 8%. По остальным категориям работающих (водители, специалисты, рабочие вспомогательного производства) наблюдается относительная стабильность - коэффициент текучести имеет небольшое отклонение за 4 года и не превышает 25%. На рисунке №2 представлены данные об изменении коэффициента текучести за последние два исследуемых года.

Рисунок 2. Изменение коэффициента текучести за 2011-2012 гг.


Изменение коэффициента общего оборота в автобусном парке представлено на рисунке №3.

Из рисунка №3 видно, что коэффициент общего оборота не имеет определенной тенденции, но за 2009-2012 год в целом уменьшился, а в 2010 году, вообще, достиг нулевого значения, так как количество принятых на работу было равным количеству уволенных.

Рисунок 3. Коэффициент общего оборота на ОАО ПАТП №1 за 2009-2012 год


Причины увольнений могут быть различными: субъективными и объективными, зависящими от деятельности автотранспортной организации и не зависящими.

Данные таблицы №5 показывают, что в целом по предприятию основной причиной увольнения персонала является собственное желание. В свою очередь причинами этого могут быть недостатки в организации труда работников, неудобный режим работы, поручение деятельности, требующей более низкой квалификации, низкий уровень механизации, нарушение режимов труда и отдыха, а также грозящие изменения в организации.

Таблица 5. Причины увольнения работников ОАО ПАТП №1

Для более полного анализа причин увольнения необходимо выявить причины увольнения по каждой категории работающих (таблица №6).

Таблица 6. Причины увольнения работников по категориям за 2011-2012 год

Собственное

Нарушение трудовой дисциплины

Сокращение

Другие причины

Водителей:

Маршрутные

Хоз.машины

Кондукторы

Основные ремонтные рабочие

Вспомогательные ремонтные рабочие

Специалисты

Работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком

Данные таблицы №6 показывают, что в основном в ОАО ПАТП №1 увольняются (или увольняют) следующие категории рабочих: водители, работающие на маршрутных автобусах, кондукторы и ремонтные рабочие по причине собственного желания.

Росту текучести кадров и большому количеству увольнений способствует то, что на предприятии основными источником привлечения персонала являются внешние источники. При этом в ОАО ПАТП №1 практически полностью отсутствует система отбора кандидатов, так как из-за высокого уровня текучести имеется большое количество вакантных мест. По этой же причине на предприятии происходит блокирование возможностей служебного роста для работников организации.

Обобщающими показателями в анализе эффективности использования трудовых ресурсов является среднегодовая выработка продукции одним работником. Производительность означает количественное и интенсивное исполнение конкретной функции, а эффективность предполагает выбор правильных путей для достижения общей цели.

Исходные данные для анализа производительности труда представлены в таблице №7.

Таблица 7. Исходные данные для анализа производительности труда в ОАО ПАТП №1

Показатель

ОАО ПАТП №1

ОАО ПАТП №2

Отклонение

Отклонение

Доходы, тыс. руб., всего

В том числе:

От маршрутных перевозок

От заказных перевозок

От прочих услуг

Реализация столовой, передвижного кафе, магазина

Чис-ть персонала, чел., всего,

в том числе:

Водители

Кондукторы

Основные ремонтные рабочие

Вспомогательные рабочие

Служащие

Совместители

Пассажирооборот, тыс.пас.-км

Часы в работе, тыс.ч

Выработка, руб.

В том числе:

На одного водителя

На одного кондуктора

На одного ремонтного работника

На одного вспомогательного рабочего

На одного служащего

На одного совместителя

Таким образом, производительность труда в ОАО ПАТП №1 снизилась на 0,71 руб. в основном за счет снижения производительности труда водителей, кондукторов и совместителей. При этом в ОАО ПАТП №2 выработка на одного работающего снизилась на 5,7 руб., за счет тех же категорий работающих.

Из таблицы №7 так же видно, что значительно уменьшился общий пассажирооборот (на 13 767 тыс.пас.-км), а так же количество часов в работе, при этом на ОАО ПАТП №1 значение данного показателя превышает аналогичное значение в ОАО ПАТП №2 практически в два раза.

Влияние изменения доходов, полученных от различных видов деятельности, на общую сумму доходов и производительность представлена в таблице №8.

Таблица 8. Влияние изменения доходов от различных видов деятельности, на общую сумму доходов и производительность в ОАО ПАТП №1

Вид деятельности

Отклонение, %

Структура доходов, %

Влияние изменения доходов от различных видов деятельности, %

На общую сумму доходов

На производительность труда

Маршрутные перевозки

Заказные перевозки

Прочие услуги

Реализация столовой, передвижного кафе, магазина


Наибольшее положительное влияние на рост общих доходов оказало увеличение доходов от прочих услуг и работ, при этом за год это значение увеличилось почти в два раза (с 1,76 до 3,92). Позитивно сказалось также повышение доходов по заказным перевозкам. Наибольшее отрицательное влияние проявилось от снижения доходов по маршрутным перевозкам и от реализации столовой, передвижного кафе и магазина. Воздействие изменения доходов отдельных видов производительности труда (см. табл. 1.8) аналогично.

Влияние изменения численности групп персонала на производительность труда представлено в таблице №9.

Таблица 9. Влияние изменения численности групп персонала на производительность труда ОАО ПАТП №1

Группа работников

Структура численности работников за 2012 год, %

Выровненная структура

Структура численности работников за 2011 год, %

Влияние на производительность труда изменения численности групп

Водители

Кондукторы

Основные ремонтные рабочие

Вспомогательные рабочие

Служащие

Совместители

Сокращение численности работников оказало положительное воздействие на производительность труда (6%), причем в основном это увеличение было достигнуто за счет вспомогательных рабочих (на 1,67%), за счет служащих (на 1,5%) и за счет водителей (на 0,34%).

В период организационных изменений вопросы, связанные с планированием производительности труда, наиболее актуальны, так как этот

показатель является одним из самых важных показателей эффективности, характеризующему степень рациональности применения трудовых ресурсов и используемому для целей внутреннего анализа и планирования дальнейшей эффективной хозяйственной деятельности организации. При определении значимости фактора материального стимулирования в повышении производительности труда важным является соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы. Разнонаправленный характер темпов роста производительности труда и заработной платы свидетельствует об отсутствии механизма обеспечения соответствия продуктивности труда уровню его оплаты.

Анализ динамики и соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы за 2011-2012 год представлен в таблице №10.

Таблица 10. Анализ динамики и соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы за 2011-2012 год

Анализ темпов изменения производительности труда и заработной платы выявил, что при снижении выработки на одного ремонтного рабочего на 3% произошел рост их средней заработной платы на 5%. То есть руководство ПАТП, в условиях нехватки ремонтных рабочих, пытается повысить их производительность за счет материального стимулирования, что в данном случае оказывается недейственным. При этом повышается себестоимость перевозок, которая приводит к росту убытков.

Соединение материальных интересов работников с целями организации позволяют последней привлекать и удерж...

Помимо проведения мероприятий по формированию резерва руководству ОАО ПАТП №1 необходимо разработать комплекс мероприятий по повышению уровня квалификации рабочих кадров, в который могут входить совершенствование системы подбора персонала, повышение качества работы по управлению адаптацией персонала, организации непосредственно на предприятии обучения, одним из вариантов может быть более широкое использование наставничества в индивидуальной или бригадной форме. Преимуществами наставничества являются конкретный характер процесса обучения и реальность производственных условий, но при этом обучение будет зависеть от личных качеств наставника.

Рисунок 6. Матрица SWOT-анализа управления персоналом ОАО ПАТП №1

Возможности:

  • 1. Наличие лучшей стратегии в области персонала и кадровой политики по сравнению с конкурентами.
  • 2. Возможность привлечения большого числа кандидатов на вакантные должности.
  • 3. Высокое качество услуг.
  • 4. Благоприятный имидж организации у потребителей.
  • 5. Приятные в общении, доброжелательные служащие.
  • 1. Неблагоприятная социально-экономическая политика в стране.
  • 2. Слабые позиции в области кадровой политики по сравнению с конкурентами.
  • 3. Высвобождение рабочих мест из-за предстоящих организационных изменений.
  • 4. Улучшение условий труда у конкурентов.

Сильные стороны:

  • 1. Преимущества в уровне оплаты труда по сравнению с конкурентами.
  • 2. Наличие системы социальной защиты.
  • 3. Высокий уровень компетентности руководителей.
  • 4. Сочетание как моральных так и материальных методов стимулирования труда.

Разработка эффективного мотивационного механизма.

Повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение.

Слабые стороны:

  • 1. Отсутствие стратегических установок в области управления персоналом.
  • 2. Слабая система отбора и найма персонала.
  • 3. Слабое финансирование мероприятий по управлению персоналом.
  • 4. Наличие вакантных должностей.
  • 5. Устаревшие должностные инструкции и требования к работникам.
  • 6. Устаревшая система оценки результатов труда работников.
  • 7. Отсутствие системы служебного продвижения.
  • 8. Низкий уровень удовлетворенности условиями труда у работников.
  • 9. Отсутствие инновационного потенциала у работников.

Дополнительное выделение финансовых и иных источников на развитие персонала.

Корректировка должностных инструкций в соответствии с предстоящими изменениями.

Формирование резерва руководящих кадров на предприятии.

Поиск преодоления слабостей, одновременно урезать постоянные затраты и прекратить инвестиции

При этом в рамках совершенствования системы подбора персонала необходимо ужесточить процесс отбора персонала, который должен проводиться по следующим ступеням:

  • - предварительная отборочная беседа;
  • - заполнение бланка заявлений и автобиографической анкеты;
  • - беседа по найму;
  • - тесты по найму;
  • - проверка рекомендаций и послужного списка;
  • - медицинский осмотр;
  • - принятие решения.

Повышение квалификации рабочих при этом направлено на обеспечение роста профессионального мастерства, являющегося важным фактором повышения производительности труда; повышения квалификационного разряда для увеличения заработной платы.

Для выявления резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов проведен анализ финансовых показателей деятельности предприятия ОАО ПАТП №1 по данным таблицы №13.

Таблица 13. Финансовые показатели деятельности ОАО ПАТП №1 за 2011-2012 год, тыс. руб.

Наименование показателя

Факт 2011 год

Факт 2012 год

Уд. вес в с/с (2012 г.), %

Отклонение

Собственные доходы

Себестоимость услуг всего

в том числе:

Расходы на оплату труда

Страховые взносы

Материальные затраты

коммунальные услуги

текущий ремонт

расходы на автошины

  • 58256,0
  • 38732,6
  • 4700,2
  • 12321,6
  • 1601,6
  • 63266,1
  • 41982,8
  • 4778,7
  • 14601,5
  • 1903,1
  • 5010,1
  • 3250,2
  • 2279,9
  • 301,5

Амортизация

Прочие расходы

из них на персонал

  • 12335,0
  • 2876,5
  • 10002,9
  • 2169,3
  • -2332,1
  • -707,2

Расходы столовой, передвижного кафе, магазина

Управленческие расходы

из них на персонал

  • 2246,0
  • 402,0
  • 3005,0
  • 686,0
  • 759,0
  • 284,0

Финансирование из бюджета (тр-ое обслуживание, льготный проезд)

Фин. рез-т от основной деятельности

Финансовый результат (с учетом отложенных налоговых активов, налога на прибыль, налоговых санкций и т.д.)

Таким образом, за 2011-2012 год доходы предприятия увеличились на 258,8 тыс. руб. При этом увеличилась себестоимость предоставляемых услуг, в основном за счет роста амортизационных отчислений и материальных затрат. При этом в составе материальных затрат основной статьей является затраты на ГСМ, которые в свою очередь в составе себестоимости стоят на втором месте (22,6%). Расходы на ГСМ за год увеличились на 8,4%, к тому же увеличились расходы на текущий ремонт на 18,5% и расходы на автошины на 18,8% при уменьшении численности автобусов на 7 единиц. Данные цифры говорят о перерасходе средств по данным статьям расходов, что в свою очередь является резервом повышения эффективности деятельности предприятия.

Основную часть в себестоимости услуг занимает расходы на оплату труда (39,4%), которые за рассматриваемый период снизились на 4906,5 тыс. руб. за счет уменьшения численности персонала. При этом данное увеличение произошло за счет увеличения заработной платы основных рабочих, а заработная плата водителей снизилась на 14%. Таким образом, одним из путей повышения эффективности использования трудового потенциала предприятия и тем самым повышения эффективности управления персоналом служит сокращение расходов по статье «Материальные расходы» с целью направления сэкономленной части денежных средств в статью «Заработная плата водителей». Это позволит мотивировать водителей на производительный труд.

Сумма всех затрат на персонал в 2012 году составляет 99972,8 тыс. руб. тогда как в 2011 году - 83676,5 тыс. руб., то есть произошло увеличение на 16296,3 тыс. руб.

Значительное увеличение амортизационных отчислений говорит об ухудшении технического состояния основных производственных фондов. В таблице №14 представлены основные технико-эксплуатационные показатели ОАО ПАТП №1.

Таблица 14. Основные технико-эксплуатационные показатели ОАО ПАТП №1

Наименование показателя

Единица измерения

Факт 2011 года

Отклонение по факту

Среднесписочное количество автобусов

Машино-дни в хозяйстве всего

В работе

В ремонте

В простое

Коэффициенты:

Обновления

Выбытия

Перевезено пассажиров всего

в т.ч. платных

  • 41999,3
  • 16701,4
  • 40217,9
  • 14954,2
  • 40087,9
  • 14789,6
  • -1781,4
  • -1747,2

Пассажирооборот

Тыс.пас.-км.

Количество автобусов со сроком эксплуатации свыше 13 лет

Удельный вес автобусов со сроком эксплуатации свыше 13 лет в общем количестве автобусов

Таким образом, видно, что пробег за год уменьшился на 500,9 тыс. км. и в 2005 году план по этому показателю не был выполнен. Причинами этого послужило увеличение времени нахождения транспортных средств в ремонте, а также перевыполнение плана по времени простоев автобусов при уменьшении среднесписочного их количества. Также наблюдается значительное увеличение доли автобусов со сроком эксплуатации свыше 13 лет на 15,5%, в 2005 году удельный вес таких автобусов составил более половины всего подвижного состава.

Перечисленное выше, а также появление на рынке транспортных услуг частных перевозчиков, явилось причинами снижения пассажирооборота и количества перевезенных пассажиров на 1781,4 тыс. чел. , при этом следует отметить, что в основном уменьшилось количество перевезенных платных пассажиров на 1747,2 тыс. чел.

Из таблицы №15 видно, что предприятие является убыточным, так как средств, полученных от основной деятельности, и средств, полученных из бюджета, не хватает, чтобы покрыть все расходы (с учетом отложенных налоговых активов, налога на прибыль, налоговых санкций и иных налоговых платежей).

Одной из причин сложившейся ситуации является сокрытие выручки водителями и кондукторами, работающих на маршрутных перевозках. Фонд заработной платы в ОАО ПАТП №1 не учитывает доходы и является фиксированной величиной, таким образом, водители и кондукторы не заинтересованы в том, чтобы приносить предприятию больше выручки.

Таким образом, для совершенствования управления персоналом в ОАО ПАТП №1 необходимо провести ряд мероприятий, направленных на изменение различных функций кадрового менеджмента. К основным направлениям можно отнести разработку службы управления персоналом, совершенствование мотивационного механизма и рационализацию структуры и численности занятых на предприятии. Каждое из направлений можно разделить на комплекс мероприятий, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Основные направления совершенствования управления персоналом в ОАО ПАТП №1 представлены на рисунке №7.

В современных условиях в ОАО ПАТП №1 реализация данных мероприятий возможна только при формировании нового механизма управления персоналом, учитывающего не только цели предприятия, но и цели его сотрудников, а также направленного на преодоление сопротивления происходящим переменам со стороны членов коллектива.

Рисунок 7. Направления совершенствования управления персоналом в ОАО ПАТП №1 в условиях организационных изменений