Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

 Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Вавилонская блудница, дракон и ангелы Жена, облеченная в солнце

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 14.
Ангел раскрывает тайну Вавилона

Глава 17:1,2. Шестая и седьмая язвы настолько важны, что Бог послал одного из ангелов, принесших эти язвы, подробно разъяснить их значение Своему слуге Иоанну.

Стихи 3-7. Ангел обещал показать Иоанну "суд над великою блудницею", но вместо этого он показывает сначала причины этого суда, а причиной разрушения Вавилона являются его же собственные действия.

Эти стихи во многом созвучны Откровению 13:1-10, где изображается папская система. Однако там Бог представляет церковь и государство одним символом, а здесь Он изобразил обоих различными символами. Женщина в символическом пророчестве представляет церковь, блудная (нечистая) женщина олицетворяет блудную (нечистую) церковь. Вавилон изображен здесь как нечестивое общество. Богатый, гордый, развратный, он представляет собой последнее главное орудие сатаны.

Стихи 8-11. Эти стихи символическим языком описывают историю зверя (представляющего здесь власть известную принуждением и гонениями) и историю семи голов зверя (следующие одно за другим царства, которые использовали эту власть).

Откровение 13 представляют ту же картину, что и стих 8. Там Иоанн описал зверя "раненого" - сопоставление с периодом, когда он "был"; а затем, немного позже, когда его рана была исцелена - отождествление с периодом, когда он "выйдет" (см. Откр. 13:8 и 17:8). Поскольку зверь был ранен в конце периода в 1260 лет, первыми пятью головами, которые представлены в книге Даниила и Откровении 13:1-10, являются: Вавилон, Мидо-Персия, Греция, имперский или языческий Рим, гражданская власть папского Рима.

Шестая голова - парадокс, так как во время ее правления зверя "нет". Такое положение точно соответствует тому, что произошло после 1798 г., когда атеистическая Франция во время революции нанесла рану зверю, отняв гражданскую власть у Римской католической церкви. С тех пор в истории Европы настал период, когда церковь была отделена от государства. Важный момент этого пророчества заключается в следующем: зверь "выйдет", чтобы господствовать снова, и тогда церковь будет использовать его власть для преследования верных Богу людей.

Рим, начиная с античных времен, часто отождествлялся с городом на Семи Холмах. Поэтому и Ангел использует это описание для того, чтобы определить Рим как власть, описанную в главе 17. "Здесь ум, имеющий мудрость",- говорит Ангел. "Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена"" (ст. 9).

Воды представляют собой многие народы

Стихи 12-14. Согласно Откр. 16: 13,14,16, три великие силы зла (папство, богоотступнический протестантизм и спиритизм) соберут "царей земных всей вселенной" для последней попытки уничтожить народ Божий. Откр. 17:12 поясняет, что "цари земные" - это "десять царей", которые объединятся и поддержат зверя после его возрождения в войне против "Агнца", Иисуса (ср. ст. 14 и Откр. 19:11,19).

Своей поддержкой они исцелят "смертельную рану" зверя, после чего блудница Вавилон будет уже не "вдова", но королева, правящая всеми царями земными (ср. Откр. 13:3,8; 17:8 и 18:7). Эта церковно-государственная конфедерация будет иметь одну цель - воевать с Агнцем, уничтожая Его народ. Но Бог обещал, что Агнец победит зверя (см. Откр. 12:17; 13:15).

Стихи 15-17. Одним из предполагаемых источников силы Вавилона станут "люди и народы, и племена, и языки", поддерживающие его. Но стих 16 показывает, как Вавилон неожиданно потеряет свою поддержку. Многие "воды... где сидит блудница", высохнут под действием шестой язвы. Как только десять царей неожиданно поймут, что Вавилон обманул их, они нападут на церковь и ее лидеров. Таково Божественное объяснение высыхания Евфрата, упомянутого в Откр. 16:12 (см. Иер. 25:30-38; Иез. 38:18-22; Зах. 14:12,13).

Бог позволит народам земли объединиться для поддержки Вавилона на короткий период, чтобы показать действие беззакония, но когда начнет действовать шестая язва, Он освободит Свой народ,

Стих 18. Одним коротким предложением ангел объяснил Иоанну "тайну" женщины по имени Вавилон. Вавилон - "великий город", который правит всеми царями земными. Сущностью Вавилона является желание пойти на компромисс со святыми принципами истины, чтобы достичь политической и религиозной власти над землей.

18 глава Откровения указывает на время, когда отступившее христианство в результате отвержения трехангельского предостережения (Откр. 14: 6-12), окончательно падет. Стихи 1-4 этой главы описывают окончательное провозглашение трехангельской вести во всей силе. Эта весть - последняя из всех вестей, посланных Богом миру.

Могущественный ангел, принесший ее, осветит весь мир светом своей славы, в точности исполняя пророчество Исаии: "Восстань, светись... ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (Ис. 60:1,2).

Великий свет, который воссияет над землей в окончательной борьбе - это откровение праведности и совершенства Христа Спасителя, прощающего грех. Этот свет побудит людей устремить свои взоры на Того, Кто прощает их грехи, в то время как Он во святом святых небесного святилища совершает служение, благодаря Своему жертвенному искуплению на кресте.

Слава Божия проявляется в Его дарах. И окончательным даром Христа Своему народу будет наделение его Святым Духом, Который приведет их к полному совершенству характера и подготовит их к жизни во время язв. Дух, проявляющийся в остатке, прославит Христа, показывая ценность Его совершенной жертвы за человека на Голгофе (Иоан. 16:13,14).

Таким образом, Бог даст Своему народу силу провозгласить ужасающее предупреждение: "Пал Вавилон!" Единственное, что может разоблачить грех - это крест Голгофы. И только те, кто видел крест, отраженный во святом святых небесного святилища, и кто осознал, как Бог ненавидит грех и вместе с тем любит грешника, могут возвещать эту всепрощающую весть.

Осуждающая сила Святого Духа пронзит тьму, которая окутала павший Вавилон, и многие отзовутся на голос Христа, умоляющий их: "Выйди из нее".

March 7th, 2014 , 07:38 pm

Когда распался Советский Союз, мне бабушка рассказывала, что об этом событии написано в Библии и о том, что Советский Союз еще будет восстановлен, но уже не надолго.
Прошло уже много лет, но эти слова я не забывал никогда на протяжении всех 23 лет.

Итак, текст Откровения Св. Иоанна Богослова: "Вавилонская блудница на звере багряном" в оригинале, с официальными толкованиями взятыми , и с моими комментариями:

Откровение, глава 17
1. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих.
2. С нею блудодействовали цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

Толкование
Все толкователи, сходятся на том что речь идет о великом-городе империи. При этом все русские толкователи твердят о том, что вавилонская блудница -это римская империя.

Мое мнение
Некоторые императоры римской империи были очень кровожадными и нечеловечными, но все остальное (кроме того, что Рим стоит на 7 холмах) диссонирует с теорией. Я уже не говорю о том, что "Вечный город" является столицей христианства.
Я склоняюсь к мнению, что "Вавилонская блудница" - это Московская империя. Не российская, а именно московская кровавая империя. Что сделали большевики после революции? Они первым делом перенесли столицу из Петрограда в Москву. Тем самым они изменили не только политический строй в стране, а изменили страну. Российская империя со столицей в Питере перестала существовать. На ее месте возникла новая империя - Московская. Это уже другой вопрос, что имя этой империи было СССР, а потом РФ. Суть от этого не изменилась. За все время существования Московской империи - именно ее столица стала - центром империи, городом где сконцентрировано все (власть, деньги, рычаги управления). То есть, Москва была и пока остается городом-империей.

Почему именно "вавилонская"? - Думаю, что речь идет о поликультурности и многоязычии. Московская империя - это была искусственно созданная империя, в которую входили и входят много разных народов и культур, не имеющих ничего общего между собой.
Почему именно "блудница". Москва - это она, женский род, в отличие от Рима, Питера и других городов, которые имеют мужские имена.
"Великою блудницею, сидящею на водах многих" - объяснения лишние:


3. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Толкование
Все толкователи сходятся во мнении, что пустыня - это духовная пустота. Семь голов - это семь правителей, а 10 рогов - это 10-ть народов. Но что такое зверь и почему он багряный толкового объяснения нет. Возможно потому нет объяснения, что все толкователи говорят о римской империи...

Мое мнение
"Зверь багряный" - коммунизм, коммунистическая империя, как основа и идеология государственного строя на котором сидит блудница. Это флаг коммунизма, сущность кровавой идеологии. То есть зверь - это сам механизм (идеология) государственного строя, основа государства.
О коммунистических богохульных именах лишний раз умолчим...
Головы - Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев. Причем здесь РФ и путин - напишу далее. В Откровении все сказано.
10-ть народов - Ангел показывал Иоанну суд над великою блудницей. В момент суда у нее было 10 рогов. То есть 10 народов входило в состав Империи. Цари этих народов передали свою власть блуднице.
Считаем: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Приднестровье, Северная Осетия, Абхазия - это 7 рогов, которые контролирует Москва по всем параметрам. + 3 страны Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, которые Москва ПОЛНОСТЬЮ контролирует, которые входят в ЕврАзЭС, но сама Москва не спешит юридически объединяться с ними (в рамках ТС), дабы уменьшить поток мигрантов.


4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее.
5. И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
6. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

тут без особых комментариев


7. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.
8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Толкование
Вразумительного толкования по этому стиху нет. Общие слова и ничего конкретного
Мое мнение:
Это очень важный стих и в нем все написано. Как раз о том, о чем говорила моя бабушка. Был зверь - Московская империя (называлась СССР), нет его - появилась Россия, и явится зверь (путинская Россия). Идеология путинской России ничем не отличается от идеологии СССР. Все запреты (на митинги, свободу слова и т.д.) вернулись. Репрессии, культы личности и т.д.


9. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,

Толкование
Толкователи одноголосно говорят о Риме

А я говорю, что это Москва. Потому что Москва стоит на 7 холмах.


10. И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.
11. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Толкование
Все толкователи, кто говорит, что блудница - это Рим не в состоянии адекватно объяснить этот стих.


В то время, как в случае Московской империи все прекрасно объясняется.
Вот семь царей:

Вот 8-й царь.


Почему нет Ельцина? Потому что Ельцин - не "из числа семи". Ельцин развалил Московскую империю и создал Россию. Кгбист Путин сделал из России Московскую империю.


12. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.
13. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.
14. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
15. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Толкование
Однозначного толкования 10 стран тоже нет
Мое мнение
Как я говорил 10 народами могут быть те следующие страны - Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Приднестровье, Северная Осетия, Абхазия, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Но речь может также идти о 10 странах, которые образуются на развалинах Московской империи. Уже на данный момент абсолютно очевидно, что в результате послабления Московской империи, возникнут независимые: Татарстан, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Тува. Это только очевидные на данный момент изменения.


И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

Оставлю без комментариев..

Вавилонская блудница. Картина Уильяма Блейка (1809)

На красном драконе воссядает великая блудница (по пророчествам святых православных Отцов — лжецерковь). Вавилонская блудница изображается как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке.

В образе вавилонской блудницы (Откр. гл. 17) изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Некоторые богословы рассматривают Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви (Католическая церковь). Епископ Александр (Милеант) считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия антихриста.

Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления. Поэтому богатство и красота блудницы не вечные — она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который «пойдёт в погибель».

Суд над блудницей

После суда над блудницей наступит ликование (Откр.19:1-2). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда.

Армагеддон


Армагеддо́н — место последней битвы добра со злом в конце времён, которая затронет каждого живущего на Земле. В этой битве будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр.16:14—16). Цари Земли с их войсками будут собраны, чтобы воевать с Сидящим на коне и его войском - с Иисусом Христом (Откр.19:19). Армагеддон — это война между Богом и дьяволом. Диавол соберет великие орды вражеских государств, а Господь их всех истребит, а затем наступит время для последней, "седьмой язвы".

Богословы считают, что слова Откровения: «Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... ... на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16:14-16) означают войну всех народов против Израиля. Слово «Армагеддон» означает «гора Мегиддо», которая находится в 10 км от г.Афула на севере Израиля. Согласно исламу, местом Армагеддона является Дамаск.

Второе пришествие

20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен.

Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной.


По мнению Отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение Креста. Появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1 Кор. 15:51-52), изменится весь мир (2 Пет. 3:13), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить.

Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф. 22:30).

В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Страшный Суд

Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых . Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно — со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд , который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир.

Это будет общий суд — суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность.

Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Новый Иерусалим

Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных . Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф. 13:43), и вечные муки уготованы для злых (Мф. 25:41-42). Но не нужно понимать это примитивно.

Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего — это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего.

И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.

С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие — Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бедствий человечества. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д. Апокалипсис ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Структура

  • Великая блудница (1-6)
  • Тайна жены блудницы и зверя (7-10)
  • Победа Агнца, гибель зверя и всех его последователей (11-18)

Один из семи-ангелов мстителей, в предыдущей главе изливавших чаши Божьего гнева, говорит Иоанну, что покажет ему, какая кара ожидает Великую блудницу, «сидящую у многих рек», с которой развратничали цари земли. Он приводит Иоанна в пустыню, где тот видит женщину верхом на красном звере, покрытом кощунственными именами, с 7 головами и 10 рогами. Женщина одета в порфиру и багряницу, на ней множество драгоценностей, а в руках она держит чашу с вином своего блудодейства. На лбу у нее имя «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Женщина пьяна от крови верующих в Иисуса.

Затем ангел объясняет Иоанну тайну женщины и зверя, на котором она сидит. Зверя пока нет, но он явится из бездны. Семь голов зверя - это семь холмов, на которых сидит женщина; они же - 7 царей, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». 10 рогов - это десять царей, которых еще нет, но они получат вместе со зверем царскую власть на один час. Они будут воевать с Агнцем, и тот их победит. Реки, у которых сидит блудница - это народы. 10 рогов и зверь разорят Блудницу, будут пожирать ее плоть и жечь огнем. Ангел говорит, что по замыслу Божьему царская власть будет отдана зверю до тех пор, пока не свершатся Божьи слова. Жена же - это великий город, царствующий над земными царями.

Упомянуты

  • Зверь багряный
  • Цари Апокалипсиса

Толкование

Эта глава посвящена судьбе Римской империи, которая иллюстрируется образом Блудницы, сидящей на семи холмах. Рим называется «Вавилоном», поскольку это ветхозаветный образ насильственной власти, объединяющей многонациональное царство . Эта глава, по мнению комментаторов, одна из самых трудных для толкования .

Вавилонская блудница

Воды, на которых сидит блудница - образ, взятый из древних пророчеств, обличавших Вавилон (Иер 51,13), в следующих строках это обозначение народов, говорящих на многих языках (Ис. 8,7.8, Иер. 47,2) . То, что с ней блудодействовали цари земные - то есть они предавались язычеству. Она находится в пустыне, так как это место обитания демонов, символ внеблагодатного места. Женщина, одетая в царское облачение - порфир и багряницу, и с золотой чашей в руках (аналог евхаристического потира), является как бы лжецерковью, и противостоит Жене, облеченной в солнце . Имя, написанное на челе - намек на обычай римских проституток писать имена на головных повязках. Упомянутая «тайна» заключается в том, что «Вавилон» значит «Рим» и это неведомо постороннему, однако хорошо знает христианский читатель . То, что она обозначает именно Рим, считает большинство комментаторов, из современных Б. Бауэр ; этой же точки зрения придерживались советские историки религии Я. Ленцман , И. Крывелев , И. Свенцицкая ). Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим . Версию про Иерусалим, как основанную на современных Иоанну событиях, впервые выдвинул Фермен Абози . Он увидел в семи горах, упоминаемых в Откр. , семь холмов на которых стоит Иерусалим , а падение Вавилона счёл описанием разрушения Иерусалима римским императором Титом в 70 году . Профессор Александр Колесников отмечает, что Отцы Церкви понимают под Вавилоном Иерусалим, который, согласно предсказаниям, станет столицей Антихриста. Подтверждение этой версии Колесников видит также в том, что пришедшее на смену старому миру Царство славы Божией автор Откровения называет «Иерусалимом новым», тем самым противопоставляя его «Иерусалиму земному» .

Женщина упоена кровью мучеников, погубленных римской империей , то есть Рим пресытился этой бойней и упивается ею, как пьяница вином. Порфира, багряница и драгоценности - это еще и символ роскоши и распутства Рима. Образ чаши с распутством, появлявшийся в предыдущих главах, также взят из Ветхого завета; Рим соблазнил свои соблазны по всему миру .

Зверь

Значение зверя установить труднее, оно не однозначно, однако все смыслы очевидно связаны с Римской империей; причем женщина тогда - это собственно город Рим . Багряный цвет зверя - пурпурный, символ богатства, царства и власти. Все его тело покрыто «именами богохульными» - титулами цезарей. Раньше они были только на голове - теперь же богохульство распространилось на всю империю, на все народы . Обилие имен - указание на множество богов в римском пантеоне; также они оскорбление Богу .

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны» - гротескная параллель с Мессией, который был, есть и грядет. Он - антихрист, антипод Христа, переживший потрясения и возвращающийся . Возможно, историческая подоплека - ситуация с Лже-Неронами , которых считали чудесно спасшимся императором . Толкование внешности зверя, которое ангел дает Иоанну, также связывают с Римом: «семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» (см. семь холмов Рима), а семь царей толкователи пытаются увязать с чредой римских императоров от Августа и таким образом, в частности, датировать «Апокалипсис». Зверь, который станет восьмым царем, принадлежит к тому же роду , он отождествляется с антихристом .

Десять царей

10 царей, которые еще не получили царства - возможно, речь идет о десяти парфянских сатрапиях, либо же есть версия, что это провинции Рима, которые восстали против него. Главное, что это символ мощного врага, внутреннего или внешнего, который обрушивается на империю . Когда цари получат царство и власть, это повлечет два последствия: они передадут свою власть зверю и вместе с ним восстанут против блудницы, а также поведут борьбу с Агнцем, в которой будут разгромлены. То, что блудница будет разорена, убита 10 царями, своими любовниками - предсказание разрушения Рима восставшими народами .

Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова, глава 17 (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть (Откр. ). Ангел ведёт его в пустыню, где он:

«суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле»

В указанном отрывке жена на звере называется «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным » (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη, ἡ μήτηρ τῶν πορνῶν καὶ τῶν βδελυγμάτων τῆς γῆς ), а ниже и просто «блудница» (ἡ πόρνη), от чего и произошло её прозвание «Вавилонская блудница » (хотя дословно такого словосочетания в тексте Апокалипсиса нет). В последующем рассказе ангел поясняет символическое значение этого образа:

В 18-й главе Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает падение блудницы: «пал, пал Вавилон великий» (Откр. ). В качестве кары, постигшей Вавилонскую блудницу, называется огонь (Откр. ).

В этом рассказе Иоанна образ блудницы полностью олицетворён в Вавилоне (по-гречески город - πόλις - женского рода), а порой встречаются следующие фразы: (Откр. )

«…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!»

В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, по мнению исследователей, могут выступать:

Каждая вавилонянка должна однажды в жизни садиться в святилище Афродиты (Милитты) и отдаваться за деньги чужестранцу… В священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на головах. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка… После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ей вторично.

Откровение Иоанна Богослова рисует события от Первого до Второго пришествия Христа . Судьбы человечества и Церкви изображены в Откровении с помощью метафор , сложных для понимания и допускающих разнообразные толкования. Из всех образов Откровения жена блудница - один из самых загадочных . Образ не связан с какой-либо конкретной женщиной - блудница воспринимается как символ страны, города, народа, отвратившегося от Бога .

С образом блудницы у богословов связываются различные города и империи. Наиболее распространённым толкованием является соответствие образа блудницы Риму или Римской империи (как считал Б. Бауэр ; этой же точки зрения придерживались советские историки религии Я. Ленцман , И. Крывелев , И. Свенцицкая ). Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим или Москва (у старообрядцев).

Вавилонская блудница едет верхом на семиглавом звере (гравюра Альбрехта Дюрера)

Впервые образ блудницы появляется в Книге пророка Исаии , где, осуждая пороки Иерусалима , пророк восклицает:

различные семена слова от осквернивших святость таинств и от всеявших учения нечестия на растление душ

Поскольку время написания Апокалипсиса совпадает со временем разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма , имевших большое значение для раннего христианства, это позволяет предположить, что в данном сочинении отражены современные автору события . Первым исследователем, выдвинувшим такую гипотезу, стал Фермен Абози . Он увидел в семи горах, упоминаемых в Откр. , семь холмов на которых стоит Иерусалим , а падение Вавилона счёл описанием разрушения Иерусалима римским императором Титом в 70 году . Аналогичные выводы были сделаны французским богословом Жаном Гардуэном . Профессор Александр Колесников отмечает, что Отцы Церкви понимают под Вавилоном Иерусалим, который, согласно предсказаниям, станет столицей Антихриста. Подтверждение этой версии Колесников видит также в том, что пришедшее на смену старому миру Царство славы Божией автор Откровения называет «Иерусалимом новым», тем самым противопоставляя его «Иерусалиму земному» .

Но намного более распространённым является другое мнение. Комментируя книгу Откровения, христианские богословы обычно считают, что вавилонская блудница представляет собой «» . Это мнение основано на словах Иоанна Богослова : (Откр. ).

город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном или Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями»

Мнения о том, что блудница представляет собой Рим или Римскую империю, придерживались:

Подробное обоснование соответствия образа блудницы древнему Риму содержится в комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету. Он пишет, что тайна, написанная на её челе (Откр. ), заключается в том, что «» . В его толковании семь голов зверя понимаются как семь холмов, на которых стоит Рим или как семь его императоров (от Августа до Домициана , исключая недолго правивших Гальбу , Отона и Вителлия) .

Вавилон значит Рим; что неведомо постороннему, то хорошо знает христианский читатель. Всё, что сказано о Вавилоне, в действительности относится к Риму

Ирина Свенцицкая отмечает, что Откровение было написано после первого гонения на христиан, инициированного Нероном и подавления Иудейского восстания , и в образе блудницы представлен Рим, вызывавший в то время особую ненависть .

Оригинальная трактовка города, из которого происходит блудница, содержится у Иоанна Кронштадтского : «» . Его последователи в качестве аргументов указывают на то, что Лондон - родина масонства , источник революций и столица мировой империи . Православный писатель и конспиролог Сергей Нилус имел схожие воззрения и настаивал, что Вавилонская блудница - это масонство без конкретной географической привязки.

В наши исторические времена к такому типу скорее подходит Лондон , который претендует на всемирное господство, и купцы его, вельможи земли, мечтают управлять миром

Известный толкователь Откровения архиепископ Андрей Кесарийский (VI-VII века) особо отмечает, что хотя некоторые видят в блуднице именно город Рим «». Семь царств, которые претендовали на мировое господство, по мнению Андрея: Ассирийское, Мидийское, Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское (республика и империя) . Однако он считает, что блудница:

как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего её зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста

При этом он особо подчёркивает, что то, что блудница есть образ города, сказал Иоанну ангел и поэтому «подробное о сём исследование совершенно излишне », однако в период Реформации появились протестантские толкования образа блудницы как падшей Римско-католической церкви .

Более поздние богословы, жившие в Византийской империи или уже в Новое время , не акцентируют в своих трудах связь блудницы и какого-либо конкретного города:

Очень многие богословы считали, а иные и доселе считают предвестником пришествия антихриста либо полное разрушение и уничтожение Римской империи, либо сильный упадок ея. Но история учения об антихристе показывает, что, чем дальше шло время, тем более терял значение этот взгляд; потому что Римская империя давно распалась, совершенно уничтожена и теперь не существует даже по имени, а между тем антихрист не явился

Современный богослов, епископ Александр (Милеант) , считает, что Иоанн, описывая роскошь блудницы, говорит о Риме, то же касается и связанных с блудницей символов (семь голов зверя, десять его рогов). Однако, по его мнению, «» . Епископ считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия Антихриста .

многие черты апокалипсического Вавилона не применимы к древнему Риму и, очевидно, относятся к столице антихриста

Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления . Поэтому богатство и красота блудницы не вечные - с одного дня в другой, с одного часа в другой, она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который (Откр. ). При этом десять рогов зверя (иногда понимаются как десять царей подчинённых Вавилону царств ) по воле Бога ополчатся на блудницу, «разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне» (Откр. ). Баркли отмечает, что в этом проявляется саморазрушительная природа зла .

«пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни… видя, что зверь был, и нет его»

По мнению Колесникова, жена-блудница символизирует царство Антихриста, её изображение в Откровении он объясняет следующим образом: «зверь багряный» представляет сатану; «воды многие» - подчинённые народы и племена; «порфира» - царскую власть; «багряница» - кровопролитие; «золотая чаша» - ложные учения, насаждаемые царством антихриста .

После суда над блудницей наступит ликование, о котором пишет Иоанн: (Откр. ). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда .

«После сего я услышал на небе громкий голос…: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! …Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки её»

Более поздние ветви христианства и основанные на христианстве новые религиозные движения стали рассматривать вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры Церкви. В различное время вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.

протестанты - не что иное, как „Вавилонская блудница“, которую Господь осудил устами Иоанна Богослова

После церковного раскола русские старообрядцы начали искать в современных им событиях признаки конца света. Образ Вавилонской блудницы стал у них ассоциироваться с Москвой (как построенной на семи холмах), патриархом Никоном и Русской церковью