Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Проблемы сельскохозяйственного страхования. Проблемы и перспективы развития страхования сельскохозяйственных культур

Сельское хозяйство, независимо от его доли в валовом внутреннем продукте, занимает существенное место в экономике страны, поскольку именно эта сфера одна из жизненно важных отраслей общественного производства. При этом сельское хозяйство имеет свои особенности, что обусловливает высокий риск деятельности. Во многих случаях на уровень производительности в сельском хозяйстве оказывают влияние в первую очередь объективные природно-климатические и погодные факторы. Ущербы, причиняемые сельскохозяйственному производству, значительно снижают его устойчивость, отрицательно сказываются на развитии сельского хозяйства в целом. Снизить риски в деятельности сельскохозяйственных производителей и стабилизировать их доходы можно с помощью страхования. Эффективно функционирующая система сельскохозяйственного страхования является одним из основных факторов устойчивого развития сельскохозяйственной отрасли.

На российском рынке сельскохозяйственного страхования действуют страховые компании, которые имеют право производить агрострахование с государственной поддержкой (соответственно состоят в ассоциации агростраховщиков) и компании, которые занимаются исключительно коммерческим сельскохозяйственным страхованием. С

  • 2014 по 2016 гг. их количество претерпевало изменения (табл. 1). На сельскохозяйственном рынке общее число страховых компаний в 2015 г. и в 2016 г. уменьшилось на 26,7% и 13,6% соответственно. Это объясняется главным образом тем, что с рынка ушла значительная часть псевдостраховых операций благодаря мерам Банка России по оздоровлению рынка от неустойчивых страховых компаний, предпринятым в
  • 2015 г., и переходом к единой стандартизованной системе агрострахования (до конца 2015 г. действовало две ассоциации агростраховщиков «Агропромстрах» и «Национальный союз агростраховщиков»). Помимо этого, некоторые компании самостоятельно покидали рынок сельскохозяйственного страхования, из-за повышенной убыточности.

В 2016 г. объем страховых взносов и страховых выплат по всему рынку сельскохозяйственного страхования увеличился на 25% и на 48% соответственно за счет увеличения объемов агрострахования с государственной поддержкой.

Таблица 1 - Количество страховых компаний в период 2014-2016 гг.

Страховые организации, осуществляющие сельскохозяйственное страхование

Темп прироста 2015/ 2014,%

Темп прироста 2016/ 2015,%

С государственной поддержкой

Без государственной поддержки

В наибольшей степени на это повлияло внесение ряда поправок в законодательную базу, в частности, был расширен список страховых событий по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, а также был уменьшен размер условной франшизы для урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений до 20% и посадок многолетних насаждений до 30% (ранее их размер составлял 30% и 40% соответственно).

Степень развития рынка сельскохозяйственного страхования в России, также можно оценить, проанализировав, какую долю рынок сельскохозяйственного страхования занимает на рынке добровольного страхования имущества, а также охват сельскохозяйственным страхованием посевных площадей и поголовья сельскохозяйственных животных. Так, доля страховых взносов по рынку сельскохозяйственного страхования в общем объеме добровольного страхования имущества уменьшилась с 4% в 2014 г. до 2,1% в 2015 г. В 2016 г. наблюдается незначительный рост до 2,7% .

На основе данных Министерства сельского хозяйства РФ можно провести анализ охвата агрострахованием сельскохозяйственных земель и животных (табл. 2).

Из данных таблицы 2 видно, что ежегодно доля застрахованных сельскохозяйственных площадей и животных уменьшается. Исключением является 2015 г. для страхования животных (удельный вес увеличился на 3,6%). В 2016 г. доля застрахованных площадей уменьшилась на 50%, а поголовья животных на 15%.

Таблица 2 - Удельный вес застрахованных посевных площадей и поголовья застрахованных животных за 2014-2016 г.г.

Снижение охвата агрострахованием сельскохозяйственных площадей и животных связано с отсутствием у сельхозпроизводителей свободных денежных средств, а также приостановкой и отзывом Банком России лицензий у ряда страховых организаций, что отразилось на снижении количества заключенных договоров.

Лидеры страхования сельскохозяйственных рисков в России в 2016 г., с долей рынка РФ более 10% представлены в таблице 3 (доли остальных 17 участников рынка не превышают 5%). Данные компании являются членами «Национального союза агростраховщиков» .

Таким образом, на компании-членов «Национального союза агростраховщиков», которые соответственно законодательству заключали в 2016 г. все договоры агрострахования с господдержкой в РФ, приходится также 90% рынка «коммерческого» несубсидируемого страхования.

По страхованию без господдержки, агростраховщики НСА собрали 1,16 млрд, руб., от общего объема страхования без государственной поддержки (1,29 млрд. руб.).

Таблица 3 - Лидеры сельскохозяйственного страхования в России по итогам 2016 г.

Компания

Премии по с/х страхованию, млн. руб.

Выплаты по с/х страхова- нию, млн. руб.

с гос. поддержкой

без гос. поддержки

РОСГОССТРАХ

СТРАХОВАНИЕ

АВАНГАРД-

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Всего рынок РФ

Это говорит о том, что «Национальный союз агростраховщиков» объединяет в своих рядах практически всех квалифицированных поставщиков страховых услуг аграриям, вне зависимости от того, какие услуги востребованы каждым сельхозпроизводителем.

Совершенствование действующей системы агрострахования и повышению его привлекательности для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в первую очередь следует проводить с расширения линейки страховых услуг (разработка модульных программ страхования, предложение продуктов комплексного, параметрического и индексного страхования, разработка продуктов для фермеров и малых предприятий) и перечня рисков, принимаемых на страхование. Программы должны применяться как в сегменте коммерческого сельскохозяйственного страхования, так и страхования с государственной поддержкой .

Значительные размеры ежегодного ущерба делают малопривлекательной ситуацию для страховых компаний. Поэтому первоочередной задачей для государства становится создание основы для эффективной и взаимовыгодной деятельности страховщиков и страхователей. Для сокращения потенциального ущерба можно взять на вооружение американскую программу, с минимальным размером покрытия 50%. При страховании со страховой суммой 50% и безусловной франшизой 50% стоимость страхования может снизиться более чем в пять раз по сравнению с самой доступной программой по условиям закона №260-ФЗ (страховая сумма 80%, безусловная франшиза 30%). При этом страховая выплата при 100% утрате (гибели) по такой программе составит 25% стоимости урожая, что соответствует средним затратам на выращивание застрахованной культуры, а также объему выплат, осуществляемых за счет бюджета при наступлении чрезвычайных ситуаций природного характера. Необходимо отметить, что это позволит аграриям получить возможность страхования по минимальной цене (по сравнению с Законом №260-ФЗ страховая премия снижается в 5,7 раза, а страховая выплата только в 2,2 раза) .

Особое значение имеет заимствование канадского опыта организации взаимного страхования в сельском хозяйстве без прямой государственной поддержки, в которой активно участвуют малые формы хозяйствования. Необходимо учесть, что на стадии становления и развития обществ взаимного страхования необходима будет поддержка государства, с целью постепенного формирования достаточного по объему страхового фонда общества. Также необходимо развитие перестрахования сельскохозяйственных рисков, с целью увеличения уровня страховых выплат в случае наступления страхового случая и создания более стабильного рынка .

На рынке агрострахования России в ближайшей перспективе предвидятся следующие ключевые положительные изменения. «Национальный союз агростраховщиков» в конце 2016 г. представил текст изменений в закон о господдержке агрострахования, целью которых является повышение интереса к страхованию со стороны аграриев.

Этого союз стремится добиться за счет расширения страховых программ и, собственно, линейки продуктов. Пока в законе присутствуют две программы - одна общая для страхования растений, вторая для животноводства. Национальный союз агростраховщиков разработал в рамках этих, уже существующих, укрупненных программ ряд подпрограмм, которые могут сделать страхование более доступным по цене . Кроме того, поправки касаются упрощения договора страхования, чтобы сделать его более прозрачным и понятным для страхователя. Для этого НСА предлагает полностью отменить порог гибели урожая для признания наступления страхового случая, расширить диапазон доступных франшиз и страховых сумм, увеличить господдержку для программ с минимальным страховым покрытием .

Также планируется введение единых подходов ведомств к статистическому учету страхования сельхозрисков на условиях господдержки - методики учета у Банка России и Министерства сельского хозяйства в настоящее время различаются. Путем предоставления Министерством сельского хозяйства Банку России этих данных для сверки, в том числе для целей формирования фонда компенсационных выплат НСА, в который агростраховщики обязаны отчислять часть премии по договорам с господдержкой.

Важно отметить, что по данному ряду вопросов достигнуто согласие всех ключевых участников процесса: Министерства сельского хозяйства, Министерства финансов, страхового сообщества. Дальнейшая модификация и внедрение изменений планируется в 2017 и 2018 гг. .

Однако для развития рынка сельскохозяйственного страхования могут возникнуть и препятствия. В 2017 г. субсидии АПК претерпели значительные изменения. Вместо 54 видов субсидий теперь есть всего 7. Самое главное новшество - это единая субсидия. Многие субсидии переименовали или изменили правила их предоставления. По сути, вводится новая система распределения денег регионам на поддержку сельского хозяйства. Если раньше были бюджеты под каждое направление сельского хозяйства, и деньги поступали в разные части страны строго под определенные цели, то теперь из федерального бюджета средства поступают просто на развитие агропромышленного комплекса в целом. Что именно развивать, и на какие направления тратить эти деньги, решает уже сам регион.

В результате, включение государственной поддержки на агрострахование в «единую субсидию» может привести к сокращению страхования урожая с господдержкой в Черноземье и других экономических районах страны.

Следовательно, развитие агрострахования является долгосрочной задачей государства - его прямой эффект проявляется только в случае серьезных убытков после завершения сезона, наличие полиса не влияет ни на сроки работ, ни на объем сельхозпродукции. Его субсидирование не может стать приоритетной целью для органов агропромышленного комплекса субъектов, которые вынуждены делить ограниченные средства «единой» субсидии между различными направлениями. Кроме того, с переходом к «единой субсидии» оказалась нарушенной нормативная база, принятая ранее в рамках закона о господдержке агрострахования (№260-ФЗ), что поставило под угрозу срыва страхования весеннего сева.

Сегмент сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой занимает значительную часть рынка по причине использования данного вида страхования, в основном крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Следует учесть и тот факт, что «Национальный союз агростраховщиков» и государство в будущем стремится привлечь в данный сегмент средних и мелких товаропроизводителей.

Решением данной задачи является принципиальная позиция НСА, которая заключается в том, что страхование с государственной поддержкой в сельхозпроизводстве должна быть выведена за рамки «единой субсидии». Специфика сущности страхования требует перенести его в другую подпрограмму в Госпрограмме поддержки сельского хозяйства - «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса», где уже находится схожее по содержанию и целям мероприятие, связанное с устранением последствий чрезвычайных ситуаций .

Таким образом, рассмотренные мероприятия развития и совершенствования системы агрострахования позволят сделать ее более эффективной, и в свою очередь будут способствовать и дальнейшему устойчивому развитию сельскохозяйственного сектора в России.

Литература

1. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.

URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 02.05.2017).

2. Официальный сайт «Национального союза агростраховщиков».

URL: www.naai.ru (дата обращения: 02.05.2017).

3. Хуснутдинова Л.М. Проблемы современного агрострахования //

Экономические науки. 2015. №30.

4. Богачев А.И. Состояние российской системы агрострахования и ее

роль в обеспечении продовольственной безопасности страны //

Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции г. Ростов-на-Дону. Р/н/Дону, 2016.

  • 5. Позиции НС А и Минсельхоза по повышению разнообразия программ агрострахования совпадают. URL: http://www.msur- info.ru/pressr/63008/ (дата обращения: 02.05.2017).
  • 6. Жичкин К.А. Формализованная модель стратегии государственной поддержки аграрного страхования // Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции г. Ростов-на-Дону. Р/н/Дону, 2016.

Дудина Е.В., Петрухина Е.В., Афонина Д.И.*

Статья посвящена вопросам правового регулирования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Проанализированы проблемы отрасли и причины невысокого интереса сельскохозяйственных товаропроизводителей к такому страхованию. Предложены меры по совершенствованию законодательной базы в сфере сельскохозяйственного страхования.

Сельское хозяйство является менее конкурентоспособным из всех отраслей экономики, что обусловлено такими объективными факторами, как недостаточное внимание государства к проблемам аграриев, почвенно-климатические особенности регионов, сезонный характер работ (особенно для растениеводства), значительный временной интервал между вложением средств и выходом продукции (конечным результатом), высокий уровень риска и значительные колебания в доходах от года к году, иностранные интервенции и низкие закупочные цены.

Учитывая сложившиеся проблемы в отрасли, увеличение объемов государственной помощи для обеспечения продовольственной безопасности страны и стабильного развития аграрного сектора экономики очевидно.

За последнее десятилетие принят ряд нормативных и законодательных актов, связанных с развитием сельского хозяйства. Одним из направлений такого развития является сельскохозяйственное страхование.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" разработана государственная аграрная политика, основными направлениями которой являются: поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами; формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции; защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

Данный Федеральный закон одной из мер по реализации государственной аграрной политики предполагает предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, а одним из направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства выделяет развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что на момент принятия указанного Закона система агрострахования находилась в стадии становления, юридическая основа, защищающая интересы аграриев, не была создана, многие риски не были учтены, не предполагалось страхование сельскохозяйственных животных, были установлены ограниченные сроки заключения договоров страхования сельскохозяйственных культур и уплаты страховых взносов в 100% размере, совпадающие с началом весенне-полевых работ, что являлось обременительным для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2011 г. в развитие и совершенствование системы страхования сельскохозяйственных рисков был принят Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" . Данным Законом был расширен перечень страховых случаев, введено страхование сельскохозяйственных животных.

Принятие в 2014 г. Федерального закона от 22.12.2014 N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" должно было повысить интерес аграрного сектора к страхованию рисков. Среди основных нововведений можно выделить следующие. Сельскохозяйственные страховщики теперь должны формировать стабилизационный резерв для компенсации расходов на осуществление будущих страховых выплат. Такой резерв формируется в случае, если при осуществлении сельскохозяйственного страхования разница между доходами и расходами страховщика за первые квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год превышает пять процентов от этих доходов. Сумма превышения направляется на формирование резерва до достижения им величины, равной трехкратному размеру максимальной за последние десять лет годовой страховой премии страховщика.

Уточнены также особенности правового положения объединения сельскохозяйственных страховщиков, членами которого должны состоять все страховщики, осуществляющие сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой.

Кроме того установлено, что получить страховое возмещение в связи с утратой урожая сельскохозяйственной культуры можно будет при снижении фактического урожая по сравнению с запланированным на 25% и более (ранее - 30%). Получить страховое возмещение в связи с утратой посадок многолетних насаждений можно будет при утрате многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 30% площади (ранее - 40%).

Во исполнение Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" ежегодно Приказом Минсельхоза России утверждается План сельскохозяйственного страхования . Данный документ включает в себя:

Перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам, группам сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений;

Перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам, половому, возрастному составу сельскохозяйственных животных;

Предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске;

Предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании сельскохозяйственных животных, дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске.

Следует отметить, что предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные внутри федеральных округов по областям, краям и республикам, не отражают в полной мере фактические риски аграриев, а потому невыгодны им, а в определенной степени невыгодны и страховой организации. Следовательно, требуется пересмотр предельных размеров ставок для расчета размера субсидий и дальнейшее совершенствование методов расчета сумм страхового возмещения при наступлении страхового случая.

В конце 2012 г. Правительство РФ приняло Постановление "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" .

Несколькими годами ранее на региональном уровне было принято Постановление Правительства Кировской области от 29.07.2009 N 18/218 , в котором определяется порядок предоставления субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения страховых премий, подлежащих уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства. Субсидия предоставляется в размере 50% страховой премии, рассчитанной с учетом ставок для расчета размера субсидии, дифференцированных относительно соответствующей сельскохозяйственной культуры, посадок многолетнего насаждения, вида животного, установленных для Кировской области планом сельскохозяйственного страхования.

В 2013 г. Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 28.06.2013 N 44 был утвержден Регламент представления и рассмотрения документов для предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования . Заключение договора страхования вышеуказанным документом предусмотрено:

В отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, - не позднее 15 календарных дней после окончания их сева или посадки;

В отношении многолетних насаждений - до момента прекращения их вегетации (перехода в состояние зимнего покоя);

В отношении сельскохозяйственных животных - на срок не менее чем год.

При вступлении договора страхования в силу сельскохозяйственным товаропроизводителем должна быть произведена оплата 50% начисленной страховой премии по этому договору.

Страховая сумма в договоре страхования устанавливается в размере не менее чем 80% страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных. Участие сельскохозяйственного товаропроизводителя (страхователя) в страховании сельскохозяйственных рисков не должно превышать 40% страховой суммы по договору сельскохозяйственного страхования.

Доля страховой премии, применяемой при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенной для осуществления страховых и компенсационных выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям (страхователям) и выгодоприобретателям, устанавливается в размере не менее 80%.

Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет органу местного самоуправления муниципального образования следующие документы:

Заявление о перечислении субсидии на расчетный счет страховой организации, составленное по форме N С-1з;

Справку о размере целевых средств, составленную по форме, установленной Приказом Минсельхоза России от 25.01.2013 N 25 (в двух экземплярах). Указанная справка должна быть подготовлена на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50% страховой премии;

Справку о размере целевых средств областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, составленную по соответствующей прилагаемой. Указанная справка должна быть составлена на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50% страховой премии;

Копию договора сельскохозяйственного страхования;

Выписку из отчета о платежеспособности страховой организации, о превышении не менее чем на 30% фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером, предоставленную сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенную ее руководителем.

Вышеперечисленные документы представляются органу местного самоуправления сельскохозяйственным товаропроизводителем в следующие сроки:

При страховании урожая однолетних культур - не позднее 30 сентября года осуществления посева либо посадки;

При страховании урожая многолетних насаждений либо посадок многолетних насаждений - не позднее 30 сентября года, следующего за годом осуществления посева либо посадки;

При страховании урожая озимых культур - не позднее 31 октября года, следующего за годом осуществления посева либо посадки;

При страховании сельскохозяйственных животных - не позднее 31 октября года заключения договора страхования.

Длительный срок рассмотрения документов на получение субсидий и перечисление субсидий на счет страховой организации, закрепленный вышеназванным документом, невыгодны страховщикам и не способствуют развитию страхования сельскохозяйственных рисков.

Основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации определены в Распоряжении Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года" (далее - Стратегия развития). В Стратегии развития целый раздел посвящен развитию системы сельскохозяйственного страхования. В документе справедливо отмечено, что невысокий интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой обусловлен рядом причин:

Отсутствием средств на уплату страховой премии (взноса) по договорам сельскохозяйственного страхования;

Низкой правовой грамотностью сельхозтоваропроизводителей;

Возможностью получения сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки в виде дотаций при наступлении чрезвычайных ситуаций наряду с действующей системой страхования, что снижает эффективность последней;

Недостаточностью проводимых со стороны страхового сообщества мероприятий, направленных на популяризацию сельскохозяйственного страхования и повышение интереса сельхозтоваропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования;

Длительными сроками доведения средств государственной поддержки до конечных получателей.

Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:

Добровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей, страховых организаций и обществ взаимного страхования в указанной системе;

Доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой на равных условиях;

Вариативность условий сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности;

Оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом условий заключенного договора сельскохозяйственного страхования;

Повышение эффективности института независимой экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования;

Формирование единых подходов и стандартов осуществления сельскохозяйственного страхования.

Вместе с тем необходимо учитывать, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем снижения финансового бремени государства в части возмещения затрат в случае возникновения катастрофических для сельскохозяйственного производства последствий природных явлений и предоставляет минимальный уровень страховой защиты (ограниченные перечни сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и рисков, на случай наступления которых осуществляется страхование, неполная страховая сумма и возможность применения франшизы), который может восполняться за счет дополнения его условиями добровольного страхования. Добровольное сельскохозяйственное страхование должно осуществляться на более гибких условиях, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховой продукт, наиболее полно удовлетворяющий их потребность в страховой защите и стимулирующий сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве одного из способов защиты своих имущественных интересов. Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования .

Несомненно, в Стратегии развития обоснованы и причины отсутствия интереса аграриев, и принципы страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, но говорить о переходе от страхования с господдержкой к добровольному страхованию преждевременно. Действующая система агрострахования не учитывает интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, зачастую ставя их в заведомо невыгодные и сложные условия при заключении договоров, при выплате страхового возмещения, при проведении экспертизы. Невысокая платежеспособность аграриев не позволяет заключать договоры страхования сельскохозяйственных культур и животных в полном объеме. Необходимо страхование всей площади посева сельскохозяйственной культуры, а не отдельных полей, всего поголовья животных определенного вида, что приводит, несмотря на государственную поддержку, к высокой стоимости услуг по страхованию. Кроме того, осуществляется страхование риска утраты урожая сельскохозяйственных культур на 25% и более, при этом в Кировской области по причине погодных условий урожайность снижается на столь высокий показатель один раз в 5 - 10 лет.

Дальнейшее совершенствование системы агрострахования на законодательном уровне возможно через реализацию следующих мер:

Расширение объектов страхования и сельскохозяйственных рисков;

Изменение условий договоров страхования и одновременно расширение линейки страховых продуктов;

Пересмотр предельных размеров страховых ставок, предусмотренных планом сельскохозяйственного страхования;

Прозрачность проведения экспертизы при наступлении страхового случая;

Контроль за правильностью расчетов сумм страховых возмещений.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
2. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
3. Федеральный закон от 22.12.2014 N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
4. Приказ Минсельхоза России от 24.10.2014 N 406 "Об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования на 2015 год".
5. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1371 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования".
6. Постановление Правительства Кировской области от 29.07.2009 N 18/218 "О предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в постановление Правительства области от 24.11.2005".
7. Распоряжение Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 28.06.2013 N 44 "Регламент представления и рассмотрения документов для предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования".
8. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р "Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года".
9. Баскаков В.Н., Селиванова А.В., Яненко Е.А. О статистике и тарификации страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой // Финансы. 2013. N 7.
10. Парахин Ю.Н. Совершенствование системы государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2011. N 12.

Введение

Сельское хозяйство - отрасль, наиболее подверженная воздействию стихийных сил природы. Поэтому не случайно значительная доля заключаемых страховщиками договоров приходится на страхование интересов сельскохозяйственных предприятий, фермеров и граждан, являющихся собственниками (арендаторами и т.д.) объектов сельского хозяйства. В так называемое сельскохозяйственное страхование включаются страхование сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, страхование поголовья животных, страхование машин, инвентаря и оборудования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, страхование урожая и многое другое. Рассмотрим наиболее распространенные виды сельскохозяйственного страхования, проводимого на условиях акционерного общества «Росгосстрах».

Цель данной работы является изучения сельскохозяйственного страхования. Задачами данной работы являются:

История сельскохозяйственного страхования России

Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного страхование.

Сельскохозяйственное страхование на современном этапе (Хабаровский край)

1. История сельскохозяйственного страхования России

Государственная монополия страхования была провозглашена Декретом «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918 г. Основным видом страхования стало обязательное окладное страхование на селе. К 1930 г. в СССР было застраховано 96,7% всего количества сельских дворов, 80% поголовья крупного рогатого скота и 81% посевной площади. Серьезные ошибки в работе страховых организаций были допущены в 1930-1934-ые гг. Вскрылись различного рода отклонения и их причины. В Постановлении «Об извращениях в работе по страхованию в деревне» от 6 марта 1933 г. было отмечено «отсутствие классовой бдительности у страховых работников». В результате страхование на селе превратилось в легальную форму обмана государства, в страховом деле имели место бесхозяйственность, мошенничество и прямое вредительство. С целью привлечения страхователей и заключения договора в 1936 г. был введен институт страховых агентов. Согласно Закону об обязательном окладном страховании от 4 апреля 1940 г. были повышены нормы обеспечения по страхованию животных и сельскохозяйственных культур в колхозах (крупного скота - вдвое, сельскохозяйственных культур - на 20%). В период Великой Отечественной войны страхование использовалось в колхозах с целью бесперебойного производства сельскохозяйственной продукции и сырья для удовлетворения потребностей Советской Армии, промышленности, населения. С увеличением норм платежей страхование превратилось в особый метод привлечения денег в государственную казну.

Постановлением Правительства с 1 января 1956 г. сфера распространения государственного страхования была ограничена рамками колхозно-кооперативной собственности и личной собственности граждан. В 1958 г. общая сумма обеспечения по обязательному окладному страхованию всех сельскохозяйственных культур в колхозах составляла 14,6% стоимости урожая. Недостаточными были и нормы обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных животных. Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г. «О добровольном страховании имущества колхозов и населения» было введено добровольное страхование сельскохозяйственной техники и механизированных средств транспорта колхозов. Добровольное страхование сельскохозяйственных культур и животных стало проводиться исходя из их стоимости по закупочным, а не по розничным ценам. В колхозах объектами окладного страхования были строения, инвентарь, транспортные средства. Однако согласно Указу Верховного Совета СССР от 7 декабря 1959 г. размер обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных культур был повышен до 40% от средней стоимости урожая. На 23% были понижены тарифные ставки по обязательному страхованию имущества колхозов. С 1960 по 1980 год государственное страхование в СССР способствовало охране сельскохозяйственного производства от последствий стихийных бедствий и повышению материального благосостояния советских людей.

Правопреемником «Госгосстраха» РСФСР в 1992 г. стала компания ОАО «Росгосстрах». Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в Российской Федерации» принятый Государственной Думой с изменениями в 1994-2007 гг. установил правовую основу сельскохозяйственного страхования. В целом современное страхование представляет собой многомерную, сложную систему, состоящую из различных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является самостоятельной системой с набором входящих в нее компонентов. В системе страхования в зависимости от формы проведения выделяют подсистемы обязательного и добровольного страхования. Отдельное место во всей классификационной совокупности форм страхования принадлежит сельскохозяйственному страхованию. В настоящее время сельскохозяйственное страхование является добровольным. Условия страхования, осуществляемого в добровольной форме, определяются рамками договора между страхователем и страховщиком и регулируются положениями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В январе 2012 года вступил в силу закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Закон установил правовые основы оказания господдержки при осуществлении страховой защиты имущественных интересов агропредприятий, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и животных.

Согласно новому закону, страхование с господдержкой сегодня осуществляется только по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, животных и посадок многолетних насаждений. Под утратой понимается снижение фактического урожая сельхозкультур по сравнению с запланированным на 30% и более, а многолетних насаждений - потеря жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей.

По новой схеме, прописанной в законе, сельхозпроизводители выплачивают 50% от общего страхового взноса, остальные 50% от начисленной страховой премии государство по заявлению сельхозпроизводителя перечисляет страховщику.

2. Сельскохозяйственное страхование на современном этапе (Хабаровский край)

марта вице-губернатор Сергей Виниаминович Щетнев провел расширенное заседание Правительства края. Первым вопросом участники заседания обсудили ситуацию о ходе подготовки сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края к весенним полевым работам, заготовке кормов и переводу скота на летнее пастбищное содержание КРС в 2014 году.

С основным докладом выступил заместитель Председателя Правительства края - министр сельского хозяйства и продовольствия края Александр Яц.

По его словам, прошлый сельскохозяйственный год оказался напряженным и непростым. Последствия, вызванные широкомасштабным наводнением и сильным переувлажнением почвы при которых сельскохозяйственные товаропроизводители не смогли в необходимых объемах поднять зябь, конечно же, усложняют ситуацию по проведению весенних полевых работ в 2014 году.

В связи с этим, подготовка к севу в 2014 году в сельскохозяйственных организациях началась еще в декабре с установкой на вопросы своевременного и качественного ремонта имеющейся техники, полной обеспеченности механизаторами, четкой и продуманной схемы проведения всех циклов сельскохозяйственных работ.

Прогнозом развития отрасли в 2014 году предусмотрено провести посев сельскохозяйственных культур на площади 78,2 тыс. га (104% к 2013 г., +2,7 тыс. га), в том числе: - в сельхозорганизациях - на площади 50,4 тыс. га;

в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 8,4 тыс. га;

в личных хозяйствах граждан на площади 19,4 тыс. га.

Обеспеченность семенами зерновых и сельскохозяйственных культур в крае составляет 100%.

Для своевременного проведения весенних полевых работ сельскохозяйственным товаропроизводителям края в соответствии с заключенными договорами поставлены 3,6 тыс. тонн минеральных удобрений, что позволит внести на 1 га посевной площади 41 кг действующего вещества (в 2013 году внесен 40,5 кг/га д.в.).

В предстоящем году сельскохозяйственным организациям всех форм собственности для обеспечения кормовой базы, соответствующей содержанию высокопродуктивного стада предстоит заготовить:

грубых кормов - 46,5 тыс. тонн,

в том числе сена - 20,8 тыс. тонн;

сочных кормов - 63,8 тыс. тонн;

зернофуража - 11,5 тыс. тонн.

Для выполнения намеченных объемов заготовки кормов имеются необходимые условия. Наличие 25 комплексов по заготовке сенажа в упаковке и техники для заготовки сенажа в траншею.

Для ремонта сельскохозяйственной техники и подготовки её к весенним полевым работам 2014 года в сельскохозяйственных организациях используется 16 ремонтных мастерских и помещений, приспособленных для ремонта.

НаименованиеПлан, ед.Факт, ед.Выполнение, %Тракторы21420192Плуги797696Сеялки857993Культиваторы564682Бороны333333100

По сравнению с 2013 годом темпы ремонта выше: по тракторам на 7%, по культиваторам на 5%; по плугам, по сеялкам и по боронам на уровне 2013 года.

Завершить подготовку сельскохозяйственной техники, участвующей в сезонных полевых работах планируется:

В настоящее время сельскохозяйственными организациями сделан запас дизельного топлива в количестве 540 тонн, что составляет 40% от потребности на проведение весенних полевых работ (1390 тонн на апрель-июнь), на сумму 16,5 млн. руб.

За 2013 год повысилась энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций до 204 л.с. на 100 га посевной площади, что на 8 процентов выше уровня прошлого года (справочно: 2011 г. - 196,4 л.с., 2012 г. - 188,6 л.с., в среднем по России в 2013 году - 167 л.с. на 100 га).

Учитывая то, что одним из главных направлений успешной подготовки к весне является своевременная финансовая поддержка, в текущем году министерство приступило к выплате субсидий на гектар посевной площади 21 января 2014 года.

Своевременно полученные субсидии позволили отсрочить обращения сельхозпроизводителей в банки за кредитами на проведение сезонных работ.

Для предотвращения ущерба ежегодно наносимого сельхозтоваропроизводителям края опасными природными явлениями планируется страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в объеме не менее 7,0 тыс. га или 12% от посевной площади.

Работа по заключению договоров агрострахования проводится со страховыми компаниями, входящими в объединение страховщиков Российской Федерации (ОАО СК «Альянс», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Региональная страховая компания «Стерх»).

Министерством принято решения о безусловном страховании посевов, расположенных на участках, попавших в зону затопления в 2013 году.

В рамках оказания государственной поддержки на уплату 50% страховой премии в 2014 году в краевом бюджете заложено всего 3,5 млн. рублей, в том числе 2,4 млн. рублей - на растениеводство и 1,1 млн. рублей на животноводство.

В отрасли животноводства наступает период завершения зимне-стойлового содержания скота. Поэтому наряду с подготовкой к весеннему севу, ведется подготовка к летне-пастбищному периоду содержания в животноводстве.

В сельскохозяйственных организациях края на летне-пастбищное содержание будет переведено 9,6 тыс. голов крупного рогатого скота.

Запланировано к 15 маю 2014 года полностью завершить ремонтные работы на 31 летнем животноводческом лагере, из них 19 - для дойного стада и 12 - для молодняка, с обеспечением бесперебойной работы технологического оборудования, автономного электроснабжения, оборудования для обработки скота от гнуса.

Министерством проводится работа с сельскохозяйственными организациями края, направленная на активизацию страхования животных, с государственной поддержкой, в первую очередь в сельскохозяйственных организациях края, попавших под наводнение в 2013 году.

Для этих целей, на 2014 год, выделено средств на сумму 3980,7 тыс. руб., в том числе: из краевого бюджета - 1113,6 тыс. руб. из федерального - 2867,1 тыс. руб.

В 2014 году планируется застраховать 8,4 тыс. голов крупного рогатого скота, свиней - 44,4 тыс. голов и 1,6 млн. голов птицы.

Индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 2014 года по прогнозу министерства сельского хозяйства и продовольствия края составит 102,4%, в том числе по продукции растениеводства 100,0%, продукции животноводства 107%.

3. Проблемы и перспективы развития страхования сельскохозяйственных культур

Проблемы развития страхования сельскохозяйственных культур

Наиболее важными проблемами современного сельскохозяйственного страхования являются:

Отсутствие ясных целей и стратегии развития сельскохозяйственного страхования. Это проблема законодательного уровня, которая выражается, прежде всего, в том, что нет специального закона, который регулировал бы все вопросы сельскохозяйственного страхования, а именно:

формы его проведения. В настоящий момент активно обсуждаются проблемы сельскохозяйственного страхования с участием государства. Но почему-то совсем ничего не говорится о возможности осуществлять этот вид страхования без участия государства в лице бюджетов различного уровня. И хотя опыт зарубежных стран, да и собственный тоже, касающийся массового разорения после отмены обязательного страхования вновь созданных на рынке агрострахования компаний, свидетельствуют о необходимости государственного участия, доминировании именно такой формы страховой защиты сельскохозяйственного производства, тем не менее, законодательно должен быть закреплен и бескомпенсационный подход и порядок его проведения. В реальной практике такой подход существует и некоторые отечественные компании, особенно те, которые смогли наладить механизм перестрахования с западными перестраховщиками, его вполне успешно реализовывают;

способы участия государства в сельскохозяйственном страховании. У различных участников страхования сельскохозяйственных рисков существует различное мнение об участии государства. Одни считают, что средства федерального и региональных бюджетов должны направляться на компенсацию части страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, другие видят роль государства в компенсации убытков, а третьи убеждены в том, что государственные средства должны использоваться на всех стадиях страхования. Эта проблема связана с существовавшей практикой компенсации государством убытков сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций, которая не была связана с темой страхования. В частности, ежегодно по линии МЧС расходовались не один млрд. руб. на компенсацию убытков в сельском хозяйстве вследствие чрезвычайных ситуаций, в то время как на компенсацию страховых взносов сельскохозяйственным предприятиям государство расходовало несколько сотен миллионов рублей. Такой подход государства не являлся эффективным для развития сельскохозяйственного страхования, а также для планирования бюджетных расходов на компенсацию убытков в сельском хозяйстве.

виды сельскохозяйственного страхования. Последнее время в средствах массовой информации много внимания уделяется вопросам сельскохозяйственного страхования, однако за этим емким понятием стоит всего лишь страхование урожая сельскохозяйственных культур. Практически ничего не говорится о страховании животных, движимого и недвижимого имущества (сельскохозяйственной техники, производственных зданий и помещений, элеваторов, хлебоприемных пунктов и т.п.). Государственные чиновники и ведомства, предлагающие новую модель сельскохозяйственного страхования, также, как правило, делают акцент только на страхование урожая, забывая при этом, что другие виды страхования, актуальные и востребованные в АПК, нуждаются как в законодательном регулировании, так и в государственной поддержке. Кроме того, создавшуюся однобокость понимания сельскохозяйственного страхования подкрепляет действующая законодательная база, которая касается только порядка проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур с субсидированием страховых взносов из федерального бюджета, ничего другого она не затрагивает. В этой связи необходимый закон о сельскохозяйственном страховании должен будет устранить этот серьезный недостаток путем определения видов сельскохозяйственного страхования, места сельскохозяйственного страхования как такового в общей системе классификации видов страхования и, наконец, перечень тех видов сельскохозяйственного страхования, которые будут охвачены государственной поддержкой.

Данный закон будет призван решить и ряд других основополагающих моментов, например, вопросы перестрахования, налогообложения, порядок создания централизованного страхового резерва и прочее, но именно решение перечисленных выше проблем позволит создать ясную стратегию развития сельскохозяйственного страхования.

Недостатки действующего законодательства. После отмены обязательной системы страхования имущества предприятий АПК основными документами нормативно-правового характера, регулирующими систему страхового обеспечения АПК, являлись:

Федеральный Закон РФ от 14 июля 1997 года №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»;

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. №1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства»;

«О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».

Проект Федерального Закона РФ «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации», который закладывает основы развития сельскохозяйственного страхования, так и не принят. Вся система страхования сельскохозяйственных рисков в настоящее время (начиная с 2004 г.) регулируется всего лишь ежегодно издающимся Приказом Министерства сельского хозяйства РФ.

Несовершенство методической базы действующего порядка сельскохозяйственного страхования. Эта группа проблем является следствием предыдущей, т.е. также относится к недостаткам законодательства, которое поставило в определенные рамки и сельскохозяйственные предприятия, страхующие урожай, и страховые компании. В частности, проблемными моментами являются:

фиксированные страховые тарифы.

Перспективы развития страхования сельскохозяйственных культур

О перспективах. Стратегия - это общее направление государственной политики в сфере развития страхования, и каждый вид страхования, несомненно, имеет отношение к этому направлению тоже. Другой вопрос, что в Стратегию трудно вписать перспективы развития каждого вида. Но все же, можно отметить, что развитие страхования в сельском Хозяйстве проходит достаточно динамично, хотя это скорее вопрос бюджета, а не страхового рынка в целом. В Стратегии будет рассматриваться, например, вопрос по созданию досудебных комиссий, которые будут разрешать страховые споры. Предусматривается, что решение такой комиссии будет являться альтернативным вариантом судебному решению. Но при этом выводы такой комиссии можно будет оспаривать в суде по аналогии с комиссией по трудовым спорам.

В целом же тенденцию развития страхования в сельском хозяйстве можно оценить как благоприятную. Здесь надо просто отрабатывать практику, решать существующие проблемы с возмещением ущерба, со статистической отчетностью, которую составляют сельхозтоваропроизводители и которая очень активно используется страховыми компаниями для определения размера убытков. Надо рассматривать вопросы о совершенствовании методик проведения экспертиз в рамках этого вида страхования, которые позволили бы привлекать специалистов и определять размеры убытков непосредственно на местах. Эти технические проблемы выливаются в недовольство сельхозтоваропроизводителей теми объемами выплат, которые осуществляют страховщики.

Из кардинальных проблем - на первом месте стоят методики расчетов тарифов. Необходимо пересмотреть методики, здесь большую роль должно сыграть Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Министерства сельского хозяйства РФ. Развитие государственного регулирования

Механизм государственного регулирования позволяет разрешить выявленные противоречия действующей системы аграрного страхования, предусматривающий выделение бюджетных средств на возмещение части ущерба, полученного сельхозтоваропроизводителями вследствие реализации страхового события.

На первом этапе предусматривается государственная поддержка на страхование сельскохозяйственных культур от засухи. Анализ свидетельствует, что наибольшие ущербы сельскохозяйственная отрасль терпит именно от этого опасного природного явления;

Страховые компании формируют свои страховые фонды за счет взносов сельхозтоваропроизводителей. При этом государственные средства не участвуют в создании страховых резервов страховщиков. Таким образом, сельхозтоваропроизводители уплачивают полностью страховые взносы за счет собственных средств.

Государство предоставляет средства (субсидии) Федеральному агентству по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства на формирование Федерального сельскохозяйственного страхового резерва (ФССР). Субсидии предоставляются в размере, предусмотренном на эти цели в соответствующей статье бюджета.

Районные управления сельского хозяйства в установленный срок осуществляют сбор информации, подтверждающей заключение сельхозтоваропроизводителем договора страхования с государственной поддержкой. В случае если хозяйствующий субъект аграрной сферы не участвует в страховании с господдержкой, то им, в обязательном порядке, представляется документ, в котором он отказывается от участия в субсидированном механизме страхования. Затем эти данные передаются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства субъекта Российской Федерации. После чего формируются сводные реестры, которые, в свою очередь, отправляются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства России, для передачи их в Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

Такой механизм предусматривает обязательное законодательное закрепление даты представления данных от сельхозтоваропроизводителей о заключении ими договора со страховой компанией. Так, сельские товаропроизводители должны предоставлять данные о заключение ими договора страхования в течение 14 дней до начала сева культуры, заявленной на страхование, но не позднее дня окончания сева, установленного для данной природно-сельскохозяйственной зоны. Такой подход обеспечивает условие, при котором сельхозтоваропроизводители заключают договора страхования за две недели до начала сева. Это, в свою очередь, обуславливает соответствие предпосевных и посевных работ технологическим требованиям к производству сельскохозяйственных культур. Так как страховые компании ведут жесткий контроль над соблюдением технологии производства продукции растениеводства, что обеспечивает использование качественных семян, проведение всех необходимых мелиоративных и других предпосевных работ, выбор наиболее оптимального способа обработки почвы и даты сева. Таким образом, если сельхозтоваропроизводители не выполняют данное условие, то они не могут участвовать в субсидированном страховании. Данное требование является обязательным, что обеспечивает объективность аграрного страхования и не оставляет для страховщика возможности отказать в выплате страхового возмещения по причине несоответствия сева требованиям агротехники. В связи с тем, что ему предоставляется возможность проведения мониторинга агротехники производства урожая сельскохозяйственных культур с самого начала технологического цикла.

Таким образом, разрешается противоречие между сельскохозяйственным страхованием и системой чрезвычайных ситуаций. Так, в первую очередь, используются инструменты страхования, и только их реализация подразумевает введение в действие механизма защиты от чрезвычайных ситуаций.

В силу государственного участия в возмещении части ущербов сельхозтоваропроизводителей обязательным условием является регистрация стихийных бедствий, которая обеспечивает решение следующих задач:

Первая-защита государственных интересов через признание необъективности рискового обстоятельства, что означает нецелевое использование бюджетных средств и их возврат. Это позволяет предотвращать мошенничество в сфере аграрного страхования.

Вторая-защита экономических интересов сельхозтоваропроизводителей (в случае необъективности экспертизы страховой компании).

Регистрация стихийных бедствий не противоречит многосторонним правилам ВТО, что актуально в связи с предстоящим вступлением России в ее состав. Система регистрации стихийных бедствий предусматривает взаимодействие Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства (Агентство), Росгидромета и страховых компаний.

Федеральное агентство выступает поручителем от имени Правительства РФ в проведении экспертизы, подтверждающей проявление опасных природных явлений.

Организацией, подтверждающей наступление опасных природных явлений выступает Гидромет России, который кроме того определяет критерии этих явлений и дает прогнозную оценку их влияния на сельскохозяйственное производство. Достоверность данных Росгидромета основана на обобщении сведений, полученных из различных источников. В качестве которых выступают местные метеостанции, где произошло стихийное бедствие, разработки научно-исследовательских институтов гидрометеорологии; аэросъемки и др.

В случае, когда страховая компания, по мнению сельхозтоваропроизводителя неправомерно отказывает в предоставлении страхового возмещения для определения ее объективности при экспертизе страхового случая, привлекаются различные научно-исследовательские учреждения и эксперты в области сельского хозяйства и из других областей науки.

Природные риски проявляются в различные моменты созревания посевов.

Так, засуха может наступить в вегетационный период «посев-кущение» или «колошение - восковая спелость», что означает различное ее влияние на урожайность сельскохозяйственной культуры.

Как правило, компании производят выплату страхового возмещения только после уборки урожая, когда можно определить недобор. В этом случае сельхозтоваропроизводитель вынужден дожидаться проведения экспертизы страховщиком в период уборки урожая сельскохозяйственных культур. Для разрешения такой ситуации предусмотрено привлечение экспертов, что делает возможным оценить размер экономического ущерба в момент гибели культуры. Это, в свою очередь, служит основанием выплаты страхового возмещения сельхозтоваропроизводителям и обеспечивает непрерывность производственного процесса хозяйствующего субъекта аграрной отрасли экономики.

Взаимодействие Росгидромета, системы защиты от чрезвычайных ситуаций, Федерального агентства по государственной поддержке и других учреждений позволяет создать эффективную систему предупреждения природных рисков, что осуществляется посредством формирования резерва превентивных мероприятий от ущербов в сельскохозяйственной отрасли экономики.

В настоящее время проблемой является своевременная уплата страховых взносов. Если на счет страховой компании поступила только часть страховой премии, независимо от того, кто не выполнил обязательство - государство или сельхозтоваропроизводитель, при наступлении страхового случая выплачивается сумма возмещения кратная размеру оплаченного страхового взноса. Данная практика имеет место, и договор с частичной оплатой страхового взноса является действующим. Учитывая специфику страхового бизнеса, возникают вопросы, почему страховые компании продолжают работать по данной схеме. Механизм государственной поддержки позволяет страховым компаниям использовать различные условия реализации своих продуктов и получать всю сумму страховых взносов, что, в свою очередь, обеспечивает создание реального страхового фонда и перестрахование обязательств страховщика перед сельхозтоваропроизводителем. Таким образом, обосновано предполагать интерес различных перестраховочных институтов к рынку сельскохозяйственного страхования.

Заключение

сельскохозяйственный культура страхование

Ущербы, причиняемые сельскохозяйственному производству природно-климатическими рисками, значительно снижают его устойчивость, лишают весомых резервов его финансовой стабилизации, а также отрицательно сказываются на сельском развитии в целом. При этом роль страхования в компенсации убытков вследствие неблагоприятных погодных условий невелика, что требует развития этого достаточно надежного инструмента сохранения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Динамика начисления страховых взносов по страхованию сельскохозяйственных культур в последние годы свидетельствует, правда, о заметном их росте. Наблюдается в течение последних лет и рост фактической оплаты страховой премии, однако весьма низкими остаются выплаты страхового возмещения. Причина кроется в отсутствии механизма реальной страховой защиты имущественных интересов предприятий АПК в процессе производства продукции растениеводства, а также в обороте на рынке так называемых «серых» финансово-страховых схем.

В результате анализа множества проблем, накопившихся в сельскохозяйственном страховании, были выявлены направления их решения. Можно обоснованно надеяться, исходя из первых результатов деятельности ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», созданного при Министерстве сельского хозяйства РФ, что именно оно станет главным механизмом их решения.

Важной составляющей современной практики страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой является его информационное обеспечение, которое немыслимо в настоящее время без улучшения системы управления погодными рисками.

Еще одним существенным недостатком принятой системы информационного обеспечения является также отсутствие экспертного сопровождения договоров страхования, гарантирующего объективную оценку страховых случаев. Правильно организованная система экспертного сопровождения позволит осуществлять объективную оценку страховых случаев с разделением технологических и агрометеорологических причин снижения урожая.

Современная российская практика сельскохозяйственного страхования, претерпевающая существенные организационно-правовые и финансовые изменения, требует обязательного учета зарубежного опыта защиты сельскохозяйственных производителей. Он демонстрирует новый этап развития взаимоотношений государства и страховых компаний, которые выражаются в создании совместных структур и систем, направленных на решение объективно необходимых и социально значимых государственных задач. Практически во всех странах мира создаются специальные фонды катастроф или осуществляется перестрахование рисков с участием государства.

Действующая методология страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений имеет ряд недостатков, которые не позволяют выстроить эффективную систему защиты имущественных интересов сельскохозяйственных предприятий. Поэтому важнейшей задачей по-прежнему является разработка концепции развития страхования сельскохозяйственных рисков и на ее основе закона «О сельскохозяйственном страховании».


Государственный аграрный университет, студентка специальности «Финансы и кредит», экономический факультет *****@***ru

В данной статье мы рассмотрели состояние агрострахования, недостатки и проблемы, связанные с регулирование агрострахования, сроками и видами оплат, выявили необходимость поддержки крестьян в виде государственной помощи, законодательной поддержки, регулирование выплат. Мы выявили, необходимость развития страхования в сельском хозяйстве .

Перед сельхозтоваропроизводителями всегда стоит проблема финансовой защиты своих имущественных интересов ввиду высокой зависимости аграрной отрасли экономики от стихийных сил природы, когда в стране более 90 процентов земель сельхозназначения относится к зонам рискованного земледелия, полагаться на капризы природы неразумно.

Одним из эффективных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве выступает страхование, позволяющее обеспечить стабильные условия производственной деятельности хозяйствующих субъектов на селе вне зависимости от природных аномалий. Эффективность такой защиты в рыночных условиях хозяйствования зависит от уровня, развития экономической системы в целом и системы аграрного страхования, в частности.

При этом данная отрасль имеет массу проблем в России, в числе которых – низкая платёжеспособность агросектора, отсутствие закона «О сельскохозяйственном страховании» и активно начавшийся в ущерб рынку лоббизм крупных страховых компаний.

На сегодняшний день страхование – необходимый признак цивилизованной, современной и эффективной системы хозяйствования.

Сущность страхования, в том числе и в хозяйстве, заключается в аккумуляции части средств организаций и использовании их на возмещение потерь от неблагоприятных погодных условий и иных рисков. При страховании урожая сельскохозяйственных культур за счет страховых выплат возмещаются в неблагоприятные годы затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, обеспечивается возврат кредитов банков, таким образом, приобретается устойчивость всего цикла сельскохозяйственного производства.

Сегодняшний незначительный уровень развития сельскохозяйственного страхования не позволяет назвать его системным институтом АПК. Одна из главных причин – неподъемные затраты крестьян на страхование даже с учетом господдержки. Эта система, к сожалению, на практике доказала свою неэффективность. Если в развитых странах страхованием охвачено до 80% посевных площадей, то в России в 2009 г., по разным оценкам – всего 25%.

Несовершенная нормативно-правовая база, отсутствие специализированного закона о сельскохозяйственном страховании, высокая стоимость страхования, условия оплаты, сложность получения субсидии и несвоевременность ее выплаты, распространение «схемного» страхования, недобросовестная конкуренция страховщиков дискредитировали институт страхования в глазах сельхозтоваропроизводителей. Еще один большой недостаток – с господдержкой можно застраховать только урожай сельхозкультур, многолетних насаждений и их посадок. На животноводство и рыбоводство эта программа не распространяется. Доля добровольного сельхозстрахования ничтожно мала. Государство должно быть в первую очередь заинтересовано в развитии сельхозстрахования, так как отсутствие действенной системы страхования сельхозрисков не способствует обеспечению продовольственной безопасности страны.

В целях повышения эффективности использования механизмов обеспечения продовольственной безопасности России считаем необходимым организовать четкую координацию усилий законодательной и исполнительной власти, Агропромышленного союза России, региональных органов управления АПК с банковскими, кредитными, страховыми, торговыми и другими заинтересованными структурами и организациями. Сложившаяся ситуация в области сельскохозяйственного страхования, безусловно, требует комплексного решения.

Другим важнейшим направлением совершенствования страхования является создание такой страховой услуги, которая бы больше отвечала потребностям малых предприятий, крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, в настоящее время ими страхование фактически не используется.

Большую проблему для сельхозпроизводителя представляют сроки платежа, который нужно внести до окончания посевных работ. Можно воспользоваться разрешенной отсрочкой платежа: 50% страховой премии сельхозпроизводитель оплачивает сразу при заключении договора страхования , вторые 50% он обязан оплатить до окончания сева, но это не смягчает ситуацию.

Страховые компании понимают всю сложность ситуации и, стремясь привлечь клиентов, пытаются помочь клиенту в поиске средств. До недавнего времени это был вариант целевого банковского кредита , а страховая компания оказывала консультационные услуги и подыскивала более благоприятный вариант займа. В настоящее время страховые компании внедряют практику «одного окна», когда страховая компания выдает кредит на страхование и сама же этот риск страхует. Этот способ применяется за рубежом и облегчает мелким и средним производителям как процедуру получения кредита, так и страхования. На начальном этапе страховые компании России при таком варианте обслуживания оказывают брокерские услуги бесплатно.

Совершенствование агрострахования должно привести к росту числа страхователей, а число страховщиков сократится. Это сокращение произойдет в результате нескольких процессов:

Зачистка "схемных" компаний, осуществляемая регулятором рынка;

Добровольное прекращение деятельности из-за невысокой эффективности операций по какому-либо виду страхования;

Финансовая несостоятельность из-за превышения допустимого уровня страховых выплат и высоких расходов на ведение дела;

Отзыв лицензий у страховщиков из-за недостаточной капитализации.

Сокращению числа страховщиков также может способствовать:

Переход ряда страховщиков, особенно региональных дочерних компаний, на положение филиалов компаний федерального уровня;

Присоединение мелких участников рынка к более крупным.

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, ибо страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности заинтересованы каждый из страхователей и государство.

Из вышесказанного хотелось бы отметить необходимость страхования, как экономическую, социальную и психологическую поддержку населения. Но, как мы знаем, страхование сельского хозяйства в России не применяется в полной мере. И это, по нашему мнению, одна из важнейших причин; мы обвиняем страховые компании в «плохих», неэффективных условиях предоставления страхования, но мы не задумываемся, что если бы было больше страхователей, то страховом рынке образовались бы надёжные, конкурентные страховые компании, которые из-за конкуренции и предоставляли бы лучшие условия и «боролись бы» за каждого страхователя. Лето 2010 г. показало, что возможны разные природные катаклизмы, надеемся, что производители сельскохозяйственной продукции поймут эффективность агрострахования и будут страховать урожай или страховые риски. Но, конечно же, им необходима и государственная поддержка и помощь.

Список литературы

1. О методике субсидирования ущерба при страховании в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №8.

2. Никитин А. Конвергенция программ сельскохозяйственного страхования.// Агрострахование и кредитование. 2008. №4.

3. Потенциал рынка агрострахования.// Агрострахование и кредитование. 2008. №4.

4. Терешенко Д. Совершенствование системы страхования в сельском хозяйстве.// АПК: экономика, управление. 2006. №5.

5. Перспективы развития рынка агрострахования. http://www. *****/img/konferenc/62.doc

Modern state of agrostrakhovaniya: problems and ways of development

SALIMGAREEVA OF ALBINA ALIKOVNA

Student of Bashkir State Agrarian University

Annotation: In this article we considered the state of agrostrakhovaniya, failings and problems, related to adjusting of agrostrakhovaniya, by terms and types of payments, exposed the necessity of support of peasants, as a state help, legislative support, adjusting of payments. We exposed, necessity of development of insurance for agriculture.

на статью

«Современное состояние агрострахования: проблемы и пути развития»

В данной статье затронута достаточно актуальная тема финансовой сферы. Автор исследования достаточно широко раскрыла заявленную тему, показала умение конструктивно мыслить и логически излагать материал. Работа носит законченный характер.

Результаты исследования говорят о том, что провела исследование на достаточно высоком уровне, и данная статья заслуживает публикации.

С уважением,

заведующий кафедрой финансов и кредита

ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ

Ильвир Ильдусович Фазрахманов

Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного страхования.

Литература

1. Амаглобели Н.Д. Архипов А.П. Ахвледиани Ю.Т. Рассолова Т.М. Сарафанова Е.В. Страхование, 2007 г.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование, 2006 г.
3. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет в страховых организациях, 2006 г.
4. Гражданский Кодекс РФ, ч.2., гл.48
5. Журавлев Ю.М. Страхование профессиональной ответственности, 1991 г.
6. журналы ʼʼСтраховое делоʼʼ, ʼʼСтраховое ревюʼʼ, ʼʼФинансыʼʼ
7. Закон ʼʼОб организации страхового дела в РФʼʼ
8. Интернет ресурсы˸ сайт Всероссийского союза страховщиков http˸//insurance.km.ru/ http˸//www.ankil.ru/ сайт Российского союза автостраховщиков сайт Федерального агентства по господдержке страхования в сфере АПК
9. Корнилов И.А. Основы страховой математики˸ Учебное пособие для вузов, 2004 г.
10. Кутуков В.Б. Основы финансовой и страховой математики˸ Методы расчета кредитных, инвестиционных, пенсионных и страховых схем, 1998 г.
11. Рябикина В.И., Практикум по страховому делу˸ Учебное пособие для вузов. 1998 г.
12. Сахирова Н.П. Страхование˸ Учебное пособие для вузов, 2007 г.
13. Сборник нормативных материалов по страхованию
14. Словарь страховых терминов (Под ред. Е.В. Коломина, В.В. Шахова) 1992 г.
15. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования˸ Учебное пособие для вузов, 2004 г.
16. Федорова Т.А. Страхование˸ Учебник, 2009г.
17. Четыркин Е.М. Финансовая математика, 2006 г.
18. Шахов В.В. Страхование˸ Учебник для вузов, 2008г.
19. Шахов В.В., Медведев В.Г., Миллерман А.С. Теория и управление рисками в страховании, 2008 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Выписка из таблиц коммутационных чисел (по общей смертности)

По данным переписи 2006 г.

Норма доходности 5%

Таблица 1

Возраст (х) dx Dx Nx Сх Мх
38 264,31 688 427,47 74,25 5 481,76
36 367,95 650 163,16 78.25 5 407.52
34 557,89 613 795,21 80,33 5 329,27
32 831,95 579 237,31 80,74 5 248,93
31 187.78 546 405,37 80,62 5 168,19
29 622,03 515 217,59 80,32 5 087,57
28 131,13 485 595,56 80,15 5 007,25
26 711,40 457 464,43 80,62 4 927,10
25 358.81 430 753,03 81,37 4 846.48
24 069.87 405 394,22 82,36 4 765,10
22 841,33 381 324,35 83,06 4 682,74
21 670,58 358 483,02 84,18 4 599,68
20 554,47 336 812,44 85,21 4 515,50
19 490,48 316 257,97 86,15 4 430,29
18 476,22 296 767,49 87,37 4 344,15
17 509,02 278 291,28 88,83 4 256,78
16 586,43 260 782,25 90,47 4 167,94
15 706,13 244 195,82 92,25 4 077,47
14 865,97 228 489,69 93,81 3 985,22
14 064,26 213 623,73 95,31 3 891,42
13 299,23 199 559,47 96,59 3 796,11
12 569,34 186 260,24 97,67 3 699,52
11873,13 173.690,90 98,82 3 601,85
11 208,92 161 817.78 100,25 3 503,03
10 574,91 150 608,86 101,90 3 402,78
9 969,44 140 033,95 103,62 3300,87
9 391,09 130 064,51 105,36 3 197,26
8 838,53 120 673,42 106,80 3 091,90
8 310,85 111 834,89 107,58 2 985,09
7 807,51 103 524,04 107,50 2 877,51
7 328,23 95 716,53 106,65 2 770,01
6 872,61 88 388,31 105,14 2 663,36
6 440,20 81 515,70 103,30 2 558,22
6 030,23 75 075,49 101,32 2 454,92
5 641,75 69 045,27 99,58 2 353,60
5 273,52 63 403,51 97,98 2 254,02
4 924,42 58 129,99 96,44 2 156,04
4 593,49 53 205,57 94,82 2 059,61
4 279,93 48 612,08 92,90 1 964,79
3 983,22 44 332,16 90,67 1 871,88
3 702,87 40 348,93 88,17 1 781,21
3 438,37 36 646,06 85,66 1 693,04
3 188,98 33 207,69 83,42 1 607,38
2 953,70 30 018.71 81,44 1 523,96
2 731.61 27 065,00 79,72 1 442,52
2 521,82 24 333.39 78.15 1 362,80

Норма доходности 8%

Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного страхования. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного страхования." 2015, 2017-2018.