Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Сократ - биография, информация, личная жизнь. Философия Сократа: кратко и понятно

Величайшая жизненная заслуга великого древнегреческого философа состояла в неутомимой борьбе с ложью, тщеславием и корыстолюбием своих современников. Сократ был сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Он родился в Афинах 469 г. до Р. Х., и умер в 399 г., пожертвовав жизнью за убеждения. В начале своей биографии Сократ занимался ремеслом своего отца, но на 30 году оставил его и с тех пор жил в бедности. Подобно всем афинским гражданам, он принимал участие в войнах своего отечества, находился, между прочим, в том войске, которое, в начале Пелопоннесской войны , осаждало Потидею, и участвовал в битвах при Делосе и Амфиполе. На военном поприще он не только отличался храбростью, но своею стойкостью и терпением заслужил удивление изнеженных соотечественников. В битве при Делосе, где афиняне были разбиты наголову, Сократ сражался с такою храбростью, что впоследствии один из полководцев говорил, что афиняне непременно одержали бы победу, если б все так блистательно выполнили свои обязанности, как Сократ. Когда афинское войско обратилось в бегство, он спас свою честь упорною обороною во время отступления. Окруженный врагами, Сократ неминуемо бы погиб, если б его не освободил подоспевший на помощь Алкивиад .

Великий древнегреческий философ Сократ

В государственном управлении Сократ принимал участие лишь настолько, насколько этого требовал долг гражданина. Он хотел служить своему отечеству не как государственный человек, но как учитель народа и судья нравов. Не обращая внимания ни на выгоды, ни на опасности, Сократ всегда действовал согласно своим убеждениям, приходилось ли ему высказывать свое мнение в суде, или произносить приговор в народном собрании. Так, например, когда после битвы при Аргинузских островах судили оставшихся в живых военачальников за неисполнение их обязанностей, Сократ, несмотря на волнение народа и угрозы демагогов, один из всех тогдашних пританов противился осуждению обвиненных. Во время владычества Тридцати тиранов , когда столько граждан было умерщвлено или осуждено на изгнание, Сократа не преследовали, хотя он однажды прямо воспротивился приказанию тиранов. Без сомнения, он был пощажен только потому, что не принадлежал ни к какой политической партии и не хотел играть никакой роли в государстве, или, как он сам выражался, потому, что никогда не имел честолюбия.

О частной стороне биографии Сократа, особенно об его семейных отношениях рассказывают множество вымышленных анекдотов, сделавших из его истории какой-то роман. Позднейшие писатели древнего мира передали нам о его жене, Ксантиппе , различного рода анекдоты, появившиеся только после смерти философа. По их рассказам, Ксантиппа была самая несносная и беспокойная женщина. Но в сочинениях афинских писателей времен Сократа, как враждебных, так и расположенных к нему, содержащих в себе много подробностей его частной биографии, мы не встречаем ничего подобного. Ксенофонт , любимый ученик и друг философа, говорит в одном месте, что Сократ, напротив того, очень уважал свою жену. Он действительно рассказывает, что Ксантиппа была капризна и однажды поссорилась со своим мужем; по всей вероятности, это обстоятельство и дало повод к тем преувеличенным рассказам, вследствие которых имя Ксантиппы, как злой женщины, обратилось в поговорку.

Сократ употребил для своего образования все, что только могло ему представить его время. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки; ознакомился, под руководством Продика Кеосского, с искусством софистов и, находясь в знакомстве с Аспазией и другими знаменитыми женщинами, старался усвоить себе светское образование.

Первоначальная цель всех стремлений Сократа сосредоточивалась на одной мысли – узнать истину; он не думал, как большая часть философов того времени, ни основывать школы, ни ораторствовать публично, и не заботился, подобно софистам , о приобретении богатств с помощью тех средств, которые ему давали наука и образование. Эта высокая цель отличала Сократа от всех современных философов и вывела его на новую дорогу.

Одаренный от природы здравым, практическим умом, Сократ не мог удовлетвориться тогдашним направлением философии и тем ходом, которым шло её развитие от первого появления этой науки до перерождения в диалектику и софистику. Первоначально стремления греческих философов были почти исключительно направлены к познанию природы и предметов отвлеченных; но такому человеку, как Сократ, все мудрствования о природе, основанные не на фактах и наблюдениях, а на выводах и умозаключениях, должны были казаться несостоятельными и бесполезными. Он ясно сознал всю нелепость того, что при исследовании первоначальной причины всего и вопросах о божестве не обращают внимания на нравственные склонности человека и свойства человеческой природы. Сократ понял очень хорошо, что ложным путем мнимого знания и понимания, современники его были доведены до тщеславного самообольщения и приучились диалектическими и софистическими злоупотреблениями философы пренебрегать основные законы нравственности и насмехаться над всяким истинным чувством.

Поставив главною целью своих философских исследований изучение законов нравственности и природы человека, Сократ занимался философией не для философии, как искусством для искусства, но старался о её приложении к действительной жизни. Направление деятельности Сократа внушило Цицерону следующие слова: «он первый, – говорит римский писатель, – свел философию с неба в города и жилища, внес ее в действительную жизнь людей, которых приучил размышлять о себе, отдавать себе отчет в своих действиях и намерениях, в добре и зле, и сознавать настоящую цель жизни». Так понимал и сам Сократ изречение «познай самого себя», служившее надписью над входом в Дельфийский храм , сказав, что в этих словах заключается истинная мудрость. Он говорил, что сверхчувственные предметы, сокровенные силы и конечные причины природы непостижимы для человеческого разума, да если б и можно было их понять, то это не принесло бы никакой существенной пользы жизни и её целям. Чтобы показать все превосходство здравого смысла над ученостью и знанием, Сократ, в противоположность софистическим крикунам своего времени, утверждал, что сам он ничего не знает, и уже одно это сознание доказывает, что он был умнее других людей.

На протяжении всей своей биографии Сократ не думал создавать и строить новой философской системы; его простое, популярное учение предназначалось для каждого непредубежденного человека. Выступая с одним здравым смыслом на борьбу против заблуждений своего времени, он этим самым думал удачнее противодействовать влиянию софистов. Он не желал учить своих современников различным философским воззрениям и делать из них ученых, но хотел приучить людей мыслить и сделать их разумнее и лучше. Оттого Сократ не имел школы, а был только народным учителем, философом, который хотел действовать на ум и сердце современников, развивать и облагораживать людей. Самый способ философской проповедиСократа вполне соответствовал его главной цели, и очень понятно, что он не основал особой школы, не построил никакой системы. Сократ никогда не читал лекций, но учил, спрашивая, так что казалось, что в разговорах с другими он сам только искал истины. Философ, шутя, говорил, что, помогая развитию других людей, он в умственном отношении продолжает занятие своей матери. Его талант учить методою катехизическою, т. е. в вопросах, был так велик, что этот способ преподавания и теперь часто называется сократовским. Постоянно и добросовестно стремясь узнать истину, Сократ дошел до такой уверенности в справедливости своих убеждений, что мог во всем полагаться на себя. Этот инстинктивно действующий рассудок, развитый им в борьбе с господствовавшими тогда диалектикою и софистикою , он называл своим гением-хранителем, который никогда его не оставляет, предостерегает в опасностях и удерживает от заблуждений. Не основав особенной школы, Сократ сгруппировал около себя молодых людей, которые, находясь в постоянных сношениях с ним, получили образование под влиянием его учения или усвоили себе его направление. На них-то и смотрели как на учеников Сократа. Знаменитейшими из них были: историк Ксенофонт , Алкивиад , тиран Критий , сделавшийся во время своего владычества врагом прежнего учителя, великий философ Платон , так называемый, сократик Эсхин , получивший это прозвание для отличия от оратора Эсхина, Эвклид Мегарский, Аристипп Киренский и Антисфен Афинский. Нам передано об отношениях Сократа к его ученикам и о сближении с ними много разных анекдотов, и хотя большая часть этих мнимых биографических сведений вымышлена, но все они, вместе взятые, определяют характеристические черты практического философа и его учения и в то же время указывают на господствовавшие о нем взгляды в позднейшем греческом мире. Знакомство Сократа с Ксенофонтом произошло следующим образом. Встретив однажды на улице молодого человека, красота и наружность которого понравились философу, Сократ остановил его и спросил, не знает ли он, где продается мука и другие припасы. Когда Ксенофонт указал ему место, Сократ спросил его: «А знаешь ли, где можно приобрести мудрость и добродетель?» – и, увидев изумление молодого человека, сказал: «иди за мной, я покажу тебе». С того времени Ксенофонт сделался самым горячим приверженцем и учеником философа. Два другие ученика Сократа, Эвклид Мегарский и Антисфен Афинский были так преданы своему учителю, что, несмотря на отдаленность своих жилищ (последний жил в Пирейской гавани , отстоявшей от города почти на две мили) пользовались каждым удобным случаем, чтобы быть с ним вместе. Даже запрещение ходить в Афины, объявленное жителям Мегары по случаю войны, возникшей между обоими городами, не могло остановить Эвклида, приходившего к Сократу переодетым в женское платье. Молодой Эсхин, желая сделаться учеником философа, боялся придти к нему, видя его окруженным богатыми юношами. Узнав об этом, Сократ сказал ему: «неужели ты так мало ценишь себя и ни за что не считаешь подарка, который ты мне делаешь в себе самом?»

Сократ. Античный бюст. Национальный археологический музей, Неаполь

После всего сказанного не может быть и речи о философской системе Сократа, нравственные правила которого никогда не имели характера догматического учения, твердой и законченной систематичности. Сам Сократ за всю свою биографию не написал ни одного сочинения, не считая нужным записывать свое учение, приспособленное только к духу времени и к потребностям тогдашней жизни. Трое из его учеников – Эсхин, Ксенофонт и Платон – записали изречения своего учителя в той диалогической или катехизической форме, в которой сам он излагал свое учение. Но все трое представляют своего учителя так, как сами его понимают, и часто приписывают ему свои собственные мысли.

Нельзя, однако, сказать, чтобы взгляды Сократа были совершенно независимы от той философии, которая преподавалась до него в Афинах, потому что духовная жизнь людей, подобно внешним событиям истории, тесно связана с общим ходом дел и является только результатом всех обстоятельств, имевших на нее влияние. По всей вероятности, воззрения Сократа ближе всего подходили к учению ионийской (милетской) школы . Ученик Анаксагора , Архелай , которого некоторые писатели древности прямо называют учителем Сократа, преподавал в Афинах вместе с философией природы и нравственное учение, которое, кажется, имело более всего влияния на взгляды и направление великого философа. Впрочем, учение этих двух философов далеко не было сходно; философия Архелая только вызвала философию Сократа, но не послужила для неё содержанием. Философия Сократа , развившись из учения Архелая, была совершенно новым, самостоятельным учением, имевшим мало общего со своим источником.

Не считая вообще философских систем надежными руководительницами человека в жизни, Сократ не следовал в своей практической деятельности ни одной из школ, развившихся до него, и не признавал поэтической народной религии (бывшей в то же время государственной религией), исполняя однако внешние её обряды. Он видел, что его современники, стремясь только за ученостью и внешними благами, предпочитают всем остальным наукам софистику и диалектику, сделавшиеся модною философией, как средство достичь своих корыстных целей; видел, что тщеславные афиняне гордятся только блеском знания и отвергают истины, очевидные для каждого здравомыслящего человека, но нетерпимые и ненавидимые эгоистами и корыстолюбцами. Сократ презирал подобные цели, так же как и средства, служившие к их достижению. Все его стремления были направлены к тому, чтоб сделаться самому умнее, узнать начала добра, уметь всегда отличать истину ото лжи и определить себе настоящую цель жизни. Развить природный ум людей приобретенными сведениями и житейской опытностью, внушить доверие к собственным силам тем, которые не имели софистического образования, обратить внимание своих современников на нравственные побуждения и цели, показать им пустоту софистических мудрствований и бесполезность исследований о человеке, мире и божестве, не основанных на наблюдении и опыте – вот что было главной целью его деятельности, существенной задачей его жизненной биографии. Выступив с правдою и чистыми побуждениями на борьбу против современников, Сократ подвергся преследованию своих тщеславных и корыстолюбивых врагов, боявшихся его стремлений. Но среди всех гонений он сохранял спокойствие, умеренность и твердость, и наконец пожертвовал жизнью за истину, которую проповедовал.

Знакомый со всеми софистическими тонкостями и уловками, Сократ, с помощью своей иронии и сатирического таланта, успешно боролся против пагубного влияния софистов, – и в этом отношении его деятельность имела особенно благодетельные последствия. Все стремления Сократа были в высшей степени полезны уже по одному тому, что имели характер отрицательный и, следовательно, были главным образом направлены к уничтожению лжи и низости; сверх того, его учение, назначенное для народа и приспособленное к его понятиям, было хорошо и потому, что заменило собой древнюю религию, уже утратившую все свое значение. Но, с другой стороны, деятельность Сократа имела и свои вредные последствия. Его философия, предназначенная исключительно для жизни, была перенесена учениками в школу, облечена в форму и превращена в систему. К этому нужно присоединить еще то замечание, что никакая философия, никакие правила разума и нравственности не могут заменить религии у неразвитых людей, составляющих огромное большинство. Для них недостаточно одного простого сознания добра: им нужна еще игра фантазии, страх и надежда, нужно, чтоб страсти противопоставлялась страсть.

Не принадлежа ни к какой политической партии и не желая никогда принимать участия в государственных делах, Сократ не мог быть опасен тогдашнему правительству, и потому беспрепятственно продолжал свою деятельность под владычеством тиранов, которые с ожесточением преследовали всех лучших граждан. Но положение его изменилось, когда, с восстановлением демократии, выступили на сцену толпы софистов, лицемерных жрецов и корыстолюбивых государственных людей. Для них Сократ был слишком опасным врагом. Пока длилась Пелопоннесская война, поглощавшая все внимание народа, враги Сократа не имели возможности возбудить против него народа: но с восстановлением мира можно было действовать успешнее, и Сократ, даже в старости, был им так страшен, что они не хотели выждать его и без того уже близкой смерти. Враги Сократа соединились, чтобы общими силами преследовать его. Прежде всего они старались клеветою восстановить против него общественное мнение. Для возбуждения ненависти к Сократу они воспользовались еще свежею в памяти народа тираниею свирепого Крития, ученика Сократа, и презрением к религии другого его ученика, Алкивиада. И Критий, и Алкивиад были, правда, в сношениях с Сократом, но они никогда не имели склонности следовать его нравственным принципам, а старались только приобрести себе философское и образование, для преследования своих честолюбивых планов и, достигнув цели, оставили своего учителя; Критий был даже решительным его врагом. Но при непостоянстве и легкомыслии народа, все было возможно в Афинах. Так старались распространить мнение, что учение Сократа воспитало в Алкивиаде и Критии атеистические и тиранические идеи, принесшие столько вреда афинянам. Враги Сократа могли тем легче рассчитывать на успех, что философ не очень благосклонно отзывался о действиях народного собрания, часто действительно безрассудных, и, следовательно, не трудно было представить его человеком, враждебным народной религии и существовавшему правлению.

Когда таким образом общественное мнение было достаточно подготовлено, враги Сократа открыто выступили против него. Они формально обвинили его в том, что он отвергает существование богов и своим учением развращает юношество. Защищаясь перед судом, Сократ не употреблял тех средств, которыми обыкновенно, пользовались обвиненные, чтоб подействовать на судей и склонить их на свою сторону; он остался верен себе, и в минуту опасности говорил энергично, с полным сознанием собственного достоинства. Со свойственною ему ловкостью и иронией, он опроверг своих обвинителей и, доказав самым очевидным образом нелепость взведенных на него обвинений, пристыдил и осмеял своих врагов. Обращаясь к судьям, Сократ говорил так смело и решительно, что привыкший к лести народ несколько раз прерывал его речь ропотом, и за это главным образом признал его виновным. По афинскому судопроизводству осужденному дозволялось, до произнесения приговора, объявить какого рода наказание, по его мнению, он заслужил. Подсудимые пользовались обыкновенно этим правом, чтобы склонить судей к более легкому приговору; но Сократ, считавший себя невинным, объявил с полным сознанием своего достоинства, не обращая никакого внимания на чувствительность судей, что, в награду за свои попечения о благе афинян, он заслужил права обедать в пританее на счет государства. Судьи приговорили его выпить чашу с ядом (обыкновенный род смертной казни в Афинах). Со спокойствием и твердостью выслушав приговор, Сократ отвечал на него краткой речью, в которой с полным благородством доказал своим судьям как легко бы ему было спасти себя, но что, в течение всей биографии неуклонно следуя своим правилам, он скорее перенесет все возможные несправедливости, чем отступит от своих убеждений.

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

В сочинениях Платона, знаменитейшего из учеников Сократа, находится сказанная Сократом в свою защиту речь , написанная так, как будто Сократ действительно произносил ее перед судьями. Но эта речь не принадлежит Сократу, она написана уже после его смерти и с другою целью самим Платоном. Передав в ней в общих чертах то, что говорил Сократ и как он держал себя перед судьями, Платон влагал в уста своего учителя свои слова, имевшие, очевидно, целью оправдать и почтить его перед всем греческим народом. Оттого в частностях сочинение Платона может и не согласоваться с тем, что действительно говорил Сократ.

Смертный приговор, произнесенный над Сократом, мог быть приведен в исполнение только через тридцать дней, потому что корабль, ежегодно отправляемый в Делос с жертвенными дарами, незадолго перед тем отплыл и не скоро должен был вернуться. Между тем, по древнему закону, никакая казнь не могла совершиться в то время, как корабль находился в пути. Эти последние дни своей биографии Сократ провел, как всегда, со своими учениками, ежедневно приходившими к нему в темницу. Спокойствие и твердость не покидали его и тут; он остался до последней минуты верен своим правилам и убеждениям. За несколько дней до казни, один из учеников философа предложил ему бежать, но Сократ не хотел воспользоваться представлявшимся случаем, потому что думал и учил, что ничто не дает людям права не повиноваться законам государства.

Смерть Сократа. Художник Ж. Б. Реньо, 1785

По поводу последней беседы Сократа с его учениками, Платон развивает в особом сочинении учение Сократа о бессмертии души и при этом превращает смерть своего учителя в трогательную драму.

– афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой . Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализм, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Сократ – древнегреческий философ, выдающийся мыслитель и основоположник классической древнегреческой философии (470-399). Родился и умер в Афинах. Сократ поистине являлся одним из великих мыслителей и диалектиков. Во всей истории философии до Сократа проглядывалась определенная тенденция, являющая собой космогонические, математические, геометрические и зачастую космологические учения. Необходимо подчеркнуть, что понятие «космология» в античной философии досократиков означала буквально то, что видел перед собой человек. То есть природу, мир животных. Какую бы то ни было материю, и тд. Сократ первый перевел внимание философии на изучение человека, поставив основной вопрос «что есть человек?» Нельзя не сказать о том, что сама личность Сократа, как и последующих классиков в лице Платона и Аристотеля имела колоссальный интерес, как среди обывателей-зевак, пришедших послушать его речи, так и среди ученых и образованных мужей, занимавшихся философией и так же различного рода политических деятелей. Сократ обладал потрясающим ораторским искусством.

Философские воззрения Сократа

Сократ использовал свой собственный метод диалектических споров для получения истинных знаний, пытаясь восстановить их значимость, утраченную благодаря софистам. Софисты в своем учении не ставили истину во главу угла.

Аристотель в своей «Метафизике» писал, что исследуемая Сократом нравственность и духовность подлежали процессу поиска определения.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения тёплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

Относительно этики и показания факта основной добродетели Сократ полагал, что последняя вытекает из знания, так как знающий, что такое добро не станет руководствоваться иными критериями и методами, исходящими из злых принципов и побуждений. Развивая данную тематику Сократ считал, что если добро – это тоже знание, то из того необходимо следует, что чем выше уровень знания и интеллектуальная составляющая у людей в общем, тем добрее должно быть общество.

Метод Сократа

Относительно философских учений Сократа можно дополнить, что Сократа интересовала не просто физико-биологическая составляющая личности человека, а его мышление, умение абстрагироваться. Основной философский метод добычи истины у Сократа под названием «майевтика» или искусство повивальной бабки. Согласно которому, Сократ с помощью вопросов, задаваемых оппоненту, как бы поднимая пласты знания, если можно сказать «рылся» в памяти собеседника, выявляя то, что он знает, а что нет.

Так же, в общении со своими учениками и с софистами Сократ, задавал им вопросы, в ответах на которые они признавали свою глупость, зачастую сами не осознавая факта полнейшей абсурдности, о которой они говорят. А те же, кто понимал, что Сократ смеется над ними, водя их за нос, злились от чего в своих суждениях уходили еще в большие дебри. Но в конце концов, Сократ «открывал им глаза» очевидностью истины, о которой он говорит. Этот метод можно проследить в диалогах Платона. Такую методику диалогов Сократа называли «Сократовской иронией»

Парадоксы Сократа

К основным парадоксам Сократа относят высказывания:

  • Никто не желает зла
  • Никто не делает зла по своей воле
  • Добродетель — это знание

Одним из примеров самоссылающегося парадокса служит знаменитая фраза, которую приписывают Сократу: «Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Такого рода парадоксы тоже принято называть сократовскими.

Суд над Сократом

Сократ был осужден своими соотечественниками по обвинению в богохульстве и развращении молодежи. Вину свою античный философ не признал, даже в своей защитительной речи сказал, что достоин высшей чести: обеда в пританее за государственный счёт. Сократ отказался также от возможности выплаты штрафа или бегства из тюрьмы с помощью друзей. Обращение к судьям за милосердным решением древнегреческий философ читал унизительным как для подсудимого, так и для суда.

Судебный процесс подробно описан в произведениях Платона и Ксенофонта (греч. Ἀπολογία Σωκράτους) , которые содержат полностью защитительную речь античного философа и обстоятельства суда над ним.

В 2012 году в Афинах был проведен аналог античного суда над Сократом — современный суд, с участием известных юристов различных стран и зрителей. Голоса профессионалов разделились поровну, а зрители были на стороне философа. В результате современного судебного шоу Сократ был оправдан.

Смерть Сократа

Сократ, как свободный афинский гражданин, не был подвергнут смерти палачом, а принял яд самостоятельно. Последний день жизни древнегреческого философа описан в произведении его ученика Платона — диалоге «Федон». Долгое время считалось, что Сократ был отравлен цикутой, однако описание клинической картины смерти не совпадают с картиной смерти от этого яда. В наше время есть предположение, что ядом мог служить болиголов пятнистый, который больше подходит под картину смерти описанную Платоном.

Кратко о Сократе

Сократ (/ sɒkrətiːz /; греческий: Σωκράτης , Sokrates; 470/469 - 399 до н.э.) - классический греческий (афинский) философ, признанный одним из основателей Западной философии. Это загадочная фигура, известная главным образом благодаря рассказам классиков, особенно сочинений его учеников Платона и Ксенофонта и пьес его современника Аристофана. Диалоги Платона являются одними из самых полных рассказов Сократа, начиная с древних времен, хотя неясно, в какой степени Сократ находится в тени своего «лучшего ученика» Платона.

Благодаря описаниям в диалогах Платона, Сократ стал известен своим вкладом в область этики, и именно этот платоновский Сократ приписывает свое имя к понятиям сократической иронии, методу Сократа или софизму. Последний, по-прежнему является широко используемым инструментом в широком диапазоне дискуссий, а также является одним из видов педагогики, в котором ряд вопросов задается не только для того, чтобы дать индивидуальные ответы, но и для фундаментального понимания проблемы. Платоновский Сократ также внес большой вклад в область эпистемологии, а его идеологии и подход оказались прочной основой для большой западной философии.

Кто такой Сократ?

Ничего из написанного Сократом не сохранилось. Информация о нем и его философии стала известна из вторичных источников. Кроме того, тщательное сравнение содержаний этих источников выявляет противоречия, тем самым создавая опасения относительно возможности глубокого познания реального Сократа. Этот вопрос известен, как проблема Сократа или вопрос Сократа.

Чтобы понять Сократа и его мысли, нужно, в первую очередь, обратиться к произведениям Платона, диалоги которого являются наиболее информативным источником жизни и философии Сократа, а также Ксенофонта. Этими трудами являются сократические диалоги, которые состоят из свединий о беседах, по-видимому, связанных с Сократом.

Трудность заключается в том, что древние источники представляют собой философские или драматические тексты, кроме Ксенофонта, поэтому достаточно сложно узнать о реальной жизни Сократа. Нет никаких прямых историй современников Сократа, которые бы относились к нему по времени или территориально. Поэтому утверждать об исторической точности этих источников, упоминающих о Сократе, невозможно. Например те, кто преследовали и обвиняли Сократа, не оставили никаких доказательств. Таким образом, историки сталкиваются с проблемой сравнения различных данных из существующих текстов, чтобы попытаться точно и последовательно описать жизнь и работу Сократа. Результат таких усилий не всегда правильный, даже если он последователен.

На фоне всех разногласий, вызванных противоречиями внутри источников, относящихся к Сократу, возникают два фактора. Казалось, он был скверным, и в тоже время обладал блестящим интеллектом.

Личность Сократа

Характер Сократа, представленный в «Апологии», «Критоне», «Федоне» и «Симпозиуме», сопоставим с другими источниками в такой же степени, в которой представляется возможным полагаться на платоновского Сократа, как показано в диалогах Сократа в истории. В то же время, многие ученые считают, что в некоторых работах Платон, будучи литературным художником, продвигал свою откровенно идеализированную версию «Сократа» далеко за пределы того, что мог бы сделать или сказать исторический Сократ. Речь идет о многочисленных дискуссиях о том, что Платон описывал или может даже выдумывал о некоторых деталях жизни Сократа. Ксенофонт, будучи историком, является более надежным свидетелем исторического Сократа. Как выразился британский философ Мартин Коэн, «Платон, идеалист, ведущая фигура в философии, святой, пророк « Бога Солнца» и учитель, осужденный за свои учения как еретик».

Из других писаний и исторических артефактов также ясно, что Сократ был не просто персонажем или открытием Платона. Свидетельство Ксенофонта и Аристотеля, наряду с некоторыми работами Аристофана (особенно «Облака»), полезны в том отношении, что излагают в деталях понимание Сократа за пределами трудов Платона.

Философ Сократ

Проблема философских взглядов проницательного Сократа происходит от противоречивых заявлений, сделанных Сократом в различных диалогах Платона. Эти противоречия вызывают сомнения относительно реальных философских учений Сократа как в его среде так и в свидетельствах других лиц. Аристотель в книге "Магна Моралиа", обращается к Сократу со словами утверждения, что добродетель доктрины - это знание, которого придерживался Сократ. В метафизике он утверждает, что Сократ был занят поиском нравственных достоинств, будучи «первым, кто ищет для них универсальные определения».

Проблема понимания Сократа как философа проявляется в следующем: у Ксенофонта Сократ сообщает, что он посвящает себя только философии, так как считает ее самым важным искусством и занятием. Однако в «Облаках» Аристофан изображает Сократа, принимающим плату за обучение и управление софистикой школой. Хотя, в «Апологии и "Пире" Платона», а также в отчетах Ксенофонта, Сократ явно отрицает принятие оплаты за обучение. Более конкретно, в "Апологии", Сократ подчёркивает свою нищету, как доказательство того, что он не учитель.

Два фрагмента, относящихся к Сократу, сохранились в трудах Тимона Флиунта, хотя известно, что он писал для насмешек и оспаривания философии.

Биография Сократа

Подробности жизни Сократа можно получить из трех современных источников: диалоги Платона и Ксенофонта (оба сторонники Сократа), а также пьесы Аристофана. Он был изображен некоторыми учеными, включая Эрика Хэвелокома и Уолтера Онома, как защитник вербальных способов общения, выступая против бессистемной диффузии письма.

В пьесе Аристофана «Облака» Сократ превращается в склонного к софистике шута, который учит своих учеников, как выкарабкаться из долгов. Однако, поскольку большинство работ Аристофана функционируют как пародии, предполагается, что его характеристика в этой пьесе также не была буквальной.

Ранние годы Сократа

Сократ родился в Алопеке и принадлежал к племени Антиохии. Отец Сократа – Софрониск, по роду своей деятельности был квалифицированным каменотесом, обрабатывающий мрамор для скульптурных работ. Его мать была акушеркой по имени Фаэнарет. Сократ женился на Ксантиппе, известной своим скверным характером. Она родила ему трех сыновей, Лампрокса, Софроникуса и Менексена.

Сократ поначалу работал каменщиком, что в древности являлось традицией. Есть сведения, не подтверждённые современной наукой, что Сократ был создателем статуи Три грации, которые находились около Акрополя до 2-го века н. эры.

Как сообщает Ксенофонт, поскольку юношам не разрешалось входить в Агору, они собирались в ближайших мастерских. Сократ посещал эти мастерские, чтобы общаться с купцами. Наиболее заметным среди них был сапожник Саймон

Военная служба Сократа

Какое-то время Сократ выполнял роль гоплита(тяжёловооружённый пеший воин), участвуя в войне в Пелопоннесе - конфликт, который прерывался в течение периода, охватывающего 431 404 г. до н.э. Некоторые из диалогов Платона относятся к военной службе Сократа.

В монологе Апологии Сократ утверждает, что он участвовал в битвах за Амфиполис, Делиум и при Потидее. В симпозиуме, Алкивиад описывает доблесть Сократа в сражениях при Потидее и Делиуме, рассказывая, как Сократ спас его жизнь в сражении. Особенности службы Сократа в Делиуме, также упоминаются генералом Лахете, в честь которого и был назван диалог. В Апологии, Сократ произносит речь в свою защиту против выдвинутых ему обвинений, упоминая тему военной службы, говоря что, если кто-либо из присяжных думает, что он должен уйти из философии, должен сравнить его с солдатами, которые должны отступить когда кажется вероятным, что они будут убиты в бою.

Сократ и закон

В течение 406-го года он участвовал в качестве члена Буле. Его род Антиохии поддержали Притяни в тот день, когда обсуждалось, какая судьба должна произойти с генералами битвы при Аргинусе, которые покинули корабли убитых и оставшихся в живых раненых, с целью уничтожения побежденного спартанского флота.

Согласно Ксенофонту, Сократ был эпистатом обсуждений, но Делебек и Хацфельд считают, что это приукрашивание, потому что Ксенофонт оставил сведения уже после смерти Сократа.

Генералы, по мнению некоторых, были не в состоянии соблюдать основные обязанности, и народ принял решение о смертной казни. Однако, когда притани отказались голосовать по этому вопросу, люди агрессивно отнеслись, угрожая смертью. Они смягчились, в тот момент когда Сократ, как эпистат заблокировал голосование, которое было предложено Калликейном. Причина, которую он привел, состояла в том, что «ни в коем случае он не будет действовать против закона».

Результатом судебного разбирательства, в конечном итоге, стало признание судебной ошибки, но на самом деле, решение Сократа не соответствовало нормам статусного права, а зависело от поддержки менее строгого и менее формального закона нравственности.

Поступок Сократа

Апология Платона, описывает, как Сократ и четыре других человека, были вызваны в Толос представителями олигархии Тридцати (олигархия начала править в 404 году до н.э.), с целью отправить их в Саламин, а оттуда вернуться к ним с Леоном. Последний должен был быть доставлен для выполнения смертной казни. Однако Сократ, как и ожидалось, вернулся домой и не пошел в Саламин.

Сократ жил во время перехода от высоты афинской гегемонии к ее упадку с поражением Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, у афинская общественности, возможно, возникли сомнения в демократии, как эффективной форме правления. Сократ, по-видимому, был критиком демократии и некоторые ученые интерпретировали его недовольство, как форму выражения политической борьбы.

Требуя справедливого отношения к своему городу, Сократ оказался в конфликте с текущим курсом афинских политиков и общества. Он восхвалял Спарту, главного соперника Афин, прямо и косвенно в различных диалогах. Подчёркивание преступлений против своего города стало его позицией социального и морального критика. Кроме стремления отстаивать статус своего региона, Сократ поставил под сомнение коллективное понятие «мощь поступает правильно», которое, по его мнению, было распространено в Греции в этот период. Платон сравнивает Сократа с «оводом» государства, поскольку овод заставляет лошадь трогаться, а Сократ жалил соображениями о справедливости и стремлением к доброте афинян. Возможно, его попытки пробудить чувство справедливости народа, стали причиной его казни.

Согласно Апологии Платона, жизнь Сократа в качестве «овода» началась в Афинах, когда его друг Чейрфон спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил, что нет никого мудрее. Сократ не считал ответ Оракул верным, потому что он не обладал никакой мудростью. Для того, чтобы опровергнуть заявление Оракула, он приступил к проверке загадки, сблизившись с "мудрыми" афинянами, такими как государственные деятелями, поэтами и ремесленниками.

Однако, общаясь с ними, Сократ пришел к выводу, что все считали его мудрым, а сами они знали очень мало. Сократ понял, что Оракул был прав. В то время, как, так называемые, мудрецы считали себя мудрыми, а все же не знали ничего, он сам знал, что он не был мудрым, что, как ни парадоксально, сделало его мудрее, поскольку он был единственным человеком, осознавшим свое невежество. Парадоксальная мудрость Сократа заставила видных афинян, мудрость которых он публично поставил под сомнение, выступить против него с обвинениями в правонарушениях.

Сократ сохранял роль «овода» до конца своей жизни. Когда на суде Сократу был задан вопрос, какое наказание он предпочёл бы, тот предложил зарплату от государства и бесплатные ужины пожизненно в знак почета и особых заслуг перед государством. Предложение Сократа шокировало суд и было воспринято как дерзость.Тем не менее он был признан виновным в развращении умов афинской молодежи и нечестивости («не веря в богов государства»), и впоследствии был приговорен к смертной казни, выпив настой, содержащий ядовитый болиголов.

Ксенофонт и Платон соглашаются, что у Сократа была возможность убежать,так как его последователи могли подкупить тюремную охрану. Было несколько причин, почему он решил остаться:

Он считал, что такой побег указывает на страх смерти, который по его мнению, истинный филосов не может себе позволить.

Если бы он бежал из Афин, его учение не получило бы убежище в другой стране, поскольку он продолжал раздражать всех на своем пути и, несомненно, вызывал бы повсеместно недовольство.

Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях со стороны своих граждан и быть признаным виновным. В противном случае, это привело бы к нарушению им «социального договора» с государством, и таким образом причинению вреда государству.

Если бы он сбежал по подстрекательству своих друзей, то его друзья стали бы ответственными перед законом.

Полные аргументы в пользу его отказа от бегства являются основной темой диолога "Критон".

Смерть Сократа описана в конце платонавского Фаэдо. Сократ отклонил просьбы Критона о попытке бежать из тюрьмы. После того, как яд был выпит, ему было поручено ходить вокруг, до тех пор пока не онемели ноги. После того, как он лег, человек, который вводил яд ущипнула его за ногу, Сократ уже не мог чувствовать ноги. Онемение медленно ползло вверх по его телу, пока не достигло его сердца. Незадолго до своей смерти, Сократ произнес последние свои слова: «Крито, мы обязаны певцу Асклепию. Пожалуйста, не забудьте заплатить долг».

Асклепий был греческим богом лечения болезней и, вероятно, последние слова Сократа означали, что смерть - это исцеление и свобода души от тела. В дополнении «Почему Сократ умер», «Расселение мифов» , Робин Уотерфилд добавил еще одну интерпретацию последних слов Сократа. Он предполагал, что Сократ был добровольным "козлом отпущения", его смерть была очищающим средством от несчастий в Афинах. С этой точки зрения знак признания Асклепия представляет собой лекарство от афинских болезней.

Философия Сократа

Метод Сократа

Возможно, наиболее существенным вкладом в западную философию, является его диалектический метод исследования, известный как сократический метод или метод "эленхос", который он в основном, применял для изучения ключевых моральных концепций, таких как «доброе и справедливое». Впервые он был описан Платоном в Сократических Диалогах. Для того, чтобы решить проблему, которая разбита на ряд вопросов, человек будет постепенно искать ответы. Влияние этого подхода наиболее сильно ощущается сегодня в использовании научного метода, в котором гипотеза является первым этапом. Развитие и практика этого метода являются одним из наиболее значительных вкладов Сократа, и является ключевым фактором в признании Сократа отцом политической философии, этики в западной философии. Метод Сократа часто рассматривается в качестве определяющего элемента американского юридического образования.

Для иллюстрации использования сократического метода, предлагается ряд вопросов, которые помогут человеку или группе людей определить их основные убеждения и степень своих знаний. Метод Сократа является методом устранения гипотез, поскольку лучшие гипотезы обнаруживаются путем постоянного выявления и устранения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан с целью заставить человека исследовать и обосновывать свои собственные убеждения.

Альтернативная интерпретация диалектики заключается в том, что это метод прямого восприятия Формы Добра. Философ Карл Поппер описывает диалектику как «искусство интеллектуальной интуиции, визуализации божественных реалий, форм или идей, раскрывая Великую Тайну за повседневным миром представлений обычного человека." В том же духе, французский философ Пьер Адо предполагает, что диалоги представляют собой тип духовных упражнений. Хадот пишет, что "с точки зрения Платона, каждое диалектическое упражнение совершенно верно потому, что оно представляет собой упражнение чистой мысли, подчиняющееся требованиям Логоса, отвлекает душу от разумного мира и позволяет ей перевоплощаться в добро».

Философские убеждения Сократа

Трудно отличить идеи Сократа от идей Платона. Существует небольшое количество доказательств, что бы их определить. Представленные идеи в большинстве диалогов, могли быть идеями самого Сократа, которые впоследствии могли быть изменены Платоном, а некоторые ученые считают, что Платон сумел так адаптировать стиль и литературный характер Сократа, что не представляется возможным отличить его от самого философа. Другие утверждают, что у него были свои собственные теории и убеждения. Существует определенная степень противоречий, связанных с определением причин затруднений в разграничении идей Сократа от платоновских, и трудностей интерпретации драматических произведений, касающихся Сократа. Следовательно, отличить философские убеждения Сократа от Платона и Ксенофонта нелегко, поэтому следует помнить, что приписываемое Сократу может относится в действительности к этим двум мыслителям.

Дело осложняется тем, что исторический Сократ, похоже, был печально известен тем, что задавал вопросы, но не отвечал, утверждая, что ему не хватает мудрости относительно предметов, о которых он допрашивал других.

Если что-либо вообще можно сказать о философских воззрениях Сократа, это то, что он морально, интеллектуально и политически расходился во взглядах со многими своими коллегами афинянами. Когда он обвинялся судом за ересь и развращение умов молодежи Афин, он использовал свой метод "эленхос", чтобы продемонстрировать присяжным, что их моральные ценности являются заблуждением. Он говорил им, что они обеспокоены своими семьями, карьерой и политической ответственностью, когда они должны быть обеспокоены "благосостоянием своих душ". Утверждение Сократа, что боги выделили его как божественного посланца, оказалось, спровоцировало раздражение, если не прямо насмешки. Сократ также поставил под сомнение софистическую доктрину. Ему нравилось наблюдать, что успешные отцы (например, выдающийся военный генерал Перикл) не продвигали своих сыновей. Сократ утверждал, что моральное превосходство являлось скорее божественным посланием,а не родительским воспитанием. Эта вера, возможно, развилась из-за отсутствия беспокойства о будущем своих собственных сыновей.

Кроме того, по словам А. Лонга, " Никаких сомнений в том, что, несмотря на его утверждение знать только то, что он ничего не знал, Сократ имел сильные убеждения о божественности", ссылаясь на меморандумы Ксенофонта.

По словам Ксенофонта, он был телеологом, полагавшим, что бог устраивает все к лучшему.

Сократ часто говорил, что его идеи не принадлежали ему самому. Он упоминал влияние на него нескольких своих учителей: ритора Продикуса и философа Анаксагоса. Может показаться удивительным утверждение Сократа о том, что на него, кроме своей матери, оказали глубокое влияние две женщины; это Диотима (из диалога Платона "Пир"), ведьма и жрица из Мантинеи, научила его всему, что он знает об эросе и любви и Аспазия, хозяйка Перикла, научила его искусству риторики. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был Анаксагореан Архелаус, Эрик А. Хэвелок, напротив, считал связь Сократа с Анаксагореаном свидетельством философского отчуждения Платона от Сократа.

Цитаты Сократа

Многие из верований, традиционно приписываемых к историческому Сократу, были охарактеризованы как "парадоксальные", потому что они противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократических парадоксов относятся:

"Никто не желает зла по своей воле."

"Никто не делает ошибок сознательно."

"Величайшее достоинство - это знание."

"Доблести достаточно для того, чтобы быть счастливым."

Термин "Сократический парадокс" может также относиться к парадоксу, соотносящемуся с самим собой, исходя из высказываний Сократа, "то, что я не знаю, я не думаю, что я знаю", или «Я знаю, что я ничего не знаю."

Знание в философии Сократа

Утверждение "Я знаю, что я ничего не знаю", часто приписывается Сократу, основываясь на утверждения в Апологии Платона. Его традиционная интерпретация заключается в том, что мудрость Сократа была ограничена осознанием своего собственного невежества. Сократ считал,что добродетель - это «мысли, смысл, суждения, практическая мудрость и осмотрительность». Поэтому он верил, что скверные поступки и поведение, не являясь добродетельными, становятся результатом невежества, и что те, кто так поступают, просто не знают ничего лучшего.

Единственное знанием, которым обладал Сократ, по собственному утверждению, было знание об «искусстве любви» (ta erôtikê). Это утверждение, как представляется, связано со словом erôtan, что означает задавать вопросы. Таким образом, Сократ утверждает, что знает об искусстве любви, поскольку он знает, как задавать вопросы.

Лишь один раз Сократ назвал себя мудрым в "Апологии", где он говорит, что он мудр "в ограниченном смысле наличия человеческой мудрости". Сомнительно, верил ли Сократ в то, что люди (в отличие от богов, как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он определил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, "Пир" Платона (Речь Диотима), и "Государство"("Миф о пещере") описывают метод восхождения к мудрости.

В "Теэтете" Платона, Сократ сравнивает свое отношение к молодым людям, которые приходят к нему за философскими советами, с отношением акушерки к своим пациентам или с ролью супружеских свах. Он говорит, что он сам по-своему сват (προμνηστικός promnestikós) в том, что сближает молодого человека с лучшим философом с исключительным умом. Тем не менее, он отличает себя от сводника(προᾰγωγός proagogo) или поставщика. Это различие находит отражение в "Пире" Ксенофонта, когда Сократ шутит о своей уверенности в возможности нажить целое состояние, если решит заняться сводничеством. Со своей стороны, в качестве философского собеседника, он приводит своего респондента к более ясной концепции мудрости, хотя утверждает, что сам он не учитель ("Апология"). Более правильно, сопоставлять его роль с ролью акушера (μαῖα maia).

В "Теэтете", Сократ объясняет, что сам он бесплоден в создании теорий, но знает, как довести теории других до стадии рождения и определить, стоящие ли они или просто «ветряные яйца» (ἀνεμιαῖον anemiaion). Он отмечает, что бесплодная женщина по возрасту или, никогда не рожавшая женщина, не может стать акушеркой из-за отсутствия опыта и знаний о рождении. Она не сможет отделить достойных младенцев от тех, которые должны быть брошены на склоне горы на произвол судьбе. Чтобы принять решение, акушерка должна обладать опытом и знаниями о предмете.

Размышления Сократа о достоинстве

Сократ считал, что благом для людей является стремлении к достоинству, а не преследования материального достатка. Он всегда призывал других сосредоточиться на дружбе и чувстве истинного сообщества, ибо Сократ полагал, что это лучший способ для развития. Его поступки соответствовали этому принципу, в конце концов, Сократ принял смертный приговор, когда большинство думали, что он просто покинет Афины. Однако Сократ не мог убежать или пойти против воли своей общины. Как уже упоминалось выше, его репутация за доблесть на поле боя не поддавалась сомнению.

Идеи о существовании определенных достоинств сформировали общую нить в учении Сократа. Философские и интеллектуальные достоинства представляют самые важные человеческие качества. Сократ подчёркивал, что "неисследованнуюжизнь - не стоит жить,а этическое достоинство - это единственное, что имеет значение."

Сократ и политика

Сократ утверждал, что «идеалы принадлежат миру, который способен понять только разумный человек», что делает философа единственным типом человека, подходящим для управления другими. В диалоге Платона "Государство" , Сократ открыто возражал против демократии, которая правила в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия, которая не соответствовала его представлению о совершенном режиме во главе с философами. Сократ не видел идеала в любом правительстве, далеком от его философии. В последние годы жизни Сократа в Афинах росли непрерывные потоки политических потрясений. Наконец, демократия была свергнута общественно-политической организацией, известной под названием "Тридцать Тиранов", возглавляемой родственником Платона Критисом, который когда-то был учеником и другом Сократа. Тираны правили примерно год, до восстановления афинской демократии, после чего она объявила амнистию для всех последних событий.

Оппозиционная политика Сократа против демократии часто опровергается, и этот вопрос является одним из самых спорных философских дискуссий, когда пытаются определить во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто не верит в идею "царей" философа, является то, что эта точка зрения была выражена не раньше появления диалога Платона "Государство", который считается "средним диалогом" и не выражает исторических взглядов Сократа. Кроме того, согласно "Апологии" Платона, Сократ в "раннем" диалоге отказывался проводить обычную политику и заявлял, что он не может рассматривать чужие дела или указывать людям, как им жить, так как еще не понял, как нужно жить ему самому. Он считал, что он, как философ, должен заниматься постижением Истины, утверждая, что не знает её полностью. Принятие Сократом смертного приговора после своего осуждения, также подвергает сомнению эту точку зрения. Часто утверждали, что большая часть антидемократических настроений были свойственны Платону, который был не в состоянии преодолеть чувство отвращения к тому, что было сделано его учителю. Во всяком случае, ясно, что Сократ считал принципы союза "Тридцати Тиранов" также спорными, и когда его вызвали помочь арестовать афинского товарища, тот отказался и чудом смог избежать смерти до того, как " Тираны" были свергнуты. Выполняя обязанности Пристана, во время суда над группой генералов, возглавлявших провальную морскую кампанию, он, несмотря на сильное давление, придерживался бескомпромиссного отношения, и стал одним из тех, кто отказался действовать не в соответствии с законами. Судя по его поступкам, он считал власть "Тридцати тиранов" менее законной, чем власть Демократического Сената, который приговорил его к смерти.

Очевидное уважение Сократа к демократии является одной из тем, подчеркнутых в пьесе Эндрю Дэвида Ирвина «Сократ» в 2008 году. Ирвин утверждает, что именно из-за своей лояльности по отношению к афинской демократии, Сократ был готов принять приговор своих сограждан во время войны, и великих социальных и интеллектуальных потрясений, Сократ считал своим долгом открыто выражать свои взгляды, независимо от последствий. В результате, он известен сегодня не только за свой острый ум и высокие этические стандарты, но и за лояльность к мнению о том, что в условиях демократии лучший способ для человека служить самому себе, своим друзьям и своему городу, публично говорить правду, даже во время войны.

Мистика и непостижимое в философии Сократа

В диалогах Платона обсуждения реинкарнации и тайн религии, как правило, приписываются Платону, хотя и Сократ иногда поддерживал мистическую сторону этого вопроса. Этот взгляд Сократа нельзя проигнорировать, поскольку мы точно не знаем насколько различными были их взгляды, кроме того в работах Ксенофонта, похоже есть некоторые сведения. В кульминации философского пути, как описывается в "Пире" Платона, человек приходит к "морю красоты" или к прекрасному виду "самого себя", только так можно стать мудрым. В "Пире", Сократ цитирует свою речь на философском пути к своему учителю, Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн.

Дальнейшие неурядицы вытекают из характера этих источников, поскольку Платонические диалоги, возможно, являются работой художника-философа, значение которого не предлагает себя пассивному читателю, а ученому на протяжении всей жизни. По словам Олимпиодора Младшего, сам Платон "получил наставления от писателей"до вступления в исследование философии. Его диалоги; Выбор Платона, среда Софокла, Еврипида и фикций театра, может отражать постоянно интерпретируемую природу его сочинений, так как он был назван "драматург разума". Более того, первое слово почти во всех работах Платона является важным термином и используются в многочисленных его коннотациях. Федр из Симпозиума каждый раз намекает на лукавые поставки Сократа философских истин в разговорах. Сократ Федра заходит так далеко, чтобы требует скрытности и тайны во всем письме. Скрытность также мы часто находим у Платона, появляясь здесь и там, в каком-то загадочном использовании символа или иронии, что может противоречить мистицизму, который Сократ разъясняет в некоторых других диалогах. Эти косвенные методы могут не удовлетворить некоторых читателей.

Пожалуй, наиболее интересным аспектом этого является уверенность Сократа в том, что греки называли «демоническим знаком», представляющим собой предостерегающий (ἀποτρεπτικός apotreptikos) внутренний голос, который Сократ слышал только тогда, когда собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федоре, нам указывают, что Сократ считал это формой "божественного безумия", своего рода подарком богов, который дает нам поэзию, мистику, любовь и даже философию. С другой стороны, этот знак часто воспринимается как то, что мы назвали бы "интуицией", однако в интерпретации Сократа, можно предположить, что его происхождение является божественным, таинственным и независимым от его собственных мыслей. Сегодня, такой голос был бы классифицирован в соответствии с диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам как галлюцинации.

Сократ практиковал и пропагандировал гадание. Ксенофонта считали опытным специалистом в предсказаниях и приписывали многое из его знаний Сократу в работе "Конница Командора".

Высмеивание Сократа

Сократ был заметно высмеен в комедии Аристофана «Облака», появившейся когда Сократу было около сорока лет. Сократ сказал на своем суде (по словам Платона), что на смех театра - труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Серен Кьеркегор считал, что эта пьеса была более точным представлением о Сократе, чем у его учеников. В пьесах Каллий, Евполид и Телеклейдс Сократа высмеивали за его неряшливость, что было связано с его причудой всё лаконизировать. Есть и другие сатирические поэты, которые высмеивали Сократа. Во всех таких случаях Сократ и софисты подвергались критике за «моральные опасности, свойственные современной мысли и литературе».

Книги о Сократе

Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа, однако Ксенофонт и Платон могли идеализировать его, так как были его учениками. Тем не менее, только они оставили единственные непрерывные описания Сократа, которые дошли до нас в полной форме. Аристотель часто, но попутно упоминает Сократа в своих произведениях. Почти все работы Платона сосредоточены на Сократе. Однако более поздние работы Платона, по-видимому, являются его собственной философией, исходящей из уст его наставника.

Диалоги с Сократом

Сократические Диалоги представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофоном в форме дискуссий между Сократом и другими лицами его времени, или дискуссий между последователями Сократа над его концепций. Диалог Платона "Федон" является последним примером этой категории, и его монолог обычно объединяют с другими диалогами.

Апология является записью фактической речи защиты на суде. В афинской системе присяжных, "Апология" состоит из трех частей: речи, последующей встречной оценки и заключительных слов. "Апология" является транслитерацией, а не переводом с греческого, что означает "защита". В этом смысле, он не несет значение "оправдываться" в соответствии с нашим современным использованием этого термина.

Платон вообще не ставит свои собственные идеи в уста конкретного говорящего, он позволяет идеям возникать по средству Сократического метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов нынешний Сократ применяет этот метод в некоторой степени, но нигде так полно, как у Евтифрона. В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят несколько итераций, чтобы уточнить ответ на вопрос Сократа: «... Кто такие благочестивы, а кто нечестивые?»

В диалогах Платона, обучение представляется, как процесс запоминания. Душа, до ее воплощения в теле, находилась в царстве идей (очень похоже на Платоновские "Формы"). Там, она видела вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледные тени или копии, которые мы наблюдаем на земле.В процессе дознания можно вспомнить идеи в чистом виде и достигнуть мудрости.

Из сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле, принадлежали Сократу, а какие, возможно, были новыми поправками или дополнениями Платона, что известно как сократические проблемы. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, в то время, как более поздние работы, в том числе «Федон» и «Государство» считаются продуктом трудов Платона.

Основное наследие Сократа

Влияние философии Сократа

Ученики Сократа немедленно приступили к формированию своих представлений о его учении в политике, а также к развитию многих новых философских школ. Некоторые противоречивые и антидемократические деспоты Афин были студентами Сократа при его жизни или уже после его смерти, такие как Алкивиад и Критиас. Его кузен Критий основал "Академию" в 385 г. до н.э., которая получила большую известность. Впоследствии, термин « Академия » стал стандартным для учебных заведений в более поздних европейских языках, таких как английский, французский и итальянский. Аристотель продолжил обучение Александра Македонского, и также создал свою собственную школу «Лицей » в 335г. до н.э.,что также теперь означает учебное заведение.

В то время как "Сократ занимался вопросах морали и не обращал внимания на всю природу в целом", в своих «Диалогах» Платон подчеркивал метафизический подтекст в математике, отражающий Пифагора, доминирующего над западной мыслью в эпоху Возрождения. Аристотель тоже был философом и учёным, внесший обширной вкладв в область биологии и физики.

Сократический мысль, которая оспаривала договор, стремясь к упрощению образа жизни, отдалилась от более отстраненных и философских убеждений Платона. Эта идея была унаследована одним из старших учеников, Антисфеном, который стал основателем философии «Цинизма», после Сократа.

Идея аскетизма, связанная с этической жизнью или с благочестием, проигнорированная Платоном и Аристотелем, в некоторой степени стала предметом рассмотрения циников. Но в 281 г. до н.э. после обнаружения произведений Сократа Зеноном Китионом она легла в основу другой философии - «Стоицизма ».

Система Сократа

Не смотря на потерянный во времени вклад Сократа в эллинистическую и римскую культуру и философию, его учения начали возрождаться как в средневековой Европе, так и на Ближнем Востоке, наряду с Аристотелем и стоицизмом. Сократ упоминается в диалоге "Кузари" с еврейским философом и раввином Иегудой Халеви, в котором еврей рассказывает королю Хазару об иудаизме. Аль-Кинди, известный арабский философ, представил и попытался примирить философию Сократа и эллинизм с исламской аудиторией, ссылаясь на него под названием «Сукрат».

Фигура Сократа вернулась в западную философию в полной мере начиная с эпохи Возрождения в Европе, когда политическая теория начала появляться под началом такими активистов, как Локк и Гоббс. Вольтер зашел так далеко, что написал сатирическую пьесу о "Судебном процессе" Сократа. Существовало несколько картин о его жизни, в том числе Жан-Баптиста Реньо и Давида.

Сегодня метод Сократа используется в дискурсе в аудитории и юридической школе, с целью выявить основные проблемы как для субъекта, так и для докладчика. Он получил признание, начиная от частых упоминаний в поп-культуре (таких как «Невероятное приключение Билла и Теда» и греческой рок-группе «Socrates Drank the Conium») до многочисленных бюстов в академических заведениях в знак признания его вклада в образование.

За последнее столетие, многочисленные пьесы были посвящены жизни и наследию Сократа. Одной из самых последних является «Сократ на суде», пьеса, основанная на «Алогистах Аристофана» и «Апологии Платона», «Крито» и «Федо», адаптированных для современной аудитории.

Критика Сократа

Учения Сократа подвергаются критике как историками, так и философами с момента его смерти до наших дней. Учитывая то, что он не был непосредственно привлечен к ответственности за связь с Критиасом, лидером "Tридцати Tиранов", поддерживаемых спартанцами, проявление значительной смелости в отказе подчиниться им, некоторые все-таки рассматривали его, как фигуру, которая наставляла олигархов на уничтожение афинской демократии. Софистское движение, против которого он протестовал при жизни, быстро застигалось многими философскими школами.

Смерть Сократа считается знаковой и роль мученика философии затмевает самую ярую критику его современников и посмертные осуждения. Однако Ксенофонт упоминает о его "высокомерии", "искусстве сводничества" и "самовосхвалении". Прямая критика Сократа после этого почти исчезает, но есть заметное предпочтение Платону или Аристотелю в предмете социалистической философии даже в средние века.

Некоторые современные учёные полагают, что большая часть его собственных мыслей были скрыты или изменены Платоном, то невозможно получить четкое представление о Сократе среди всей противоречивости доказательств. То, что и цинизм и стоицизм, оказавшиеся под сильным влиянием Сократовской мысли, отличаются и даже противоречат Платонизму, что еще больше иллюстрируют это. Неоднозначность и отсутствие надежности лежат в основе современной критики, поэтому практически невозможно узнать подлинного Сократа. Некоторые противоречия существуют также в отношении Сократа к гомосексуализму и относительно того, верил ли он в богов Олимпа, был монотеистом или придерживался другой религиозной точки зрения. Тем не менее, его до сих пор преподносят как прародителя западной философии, в такой степени, что философы,практиковавшие до него, упоминаются как досократические.

Сократ в мировой литературе

Сократ является главным персонажем в историческом романе Мэри Рено «Последний из вина». Сократ является главным героем, Алексий и Лизис обучаются под его началом в Афинах.

Юмористический версия Сократа появляется в комическом романе Джона Кендрика Банкса «Дом-лодка» и его продолжениях.