Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Куда смотрит полумесяц у мусульман? История символики. Прекрасные мечети – нежные цветы Ислама Значение месяца и звезды в Исламе

Почти каждый турист, посетивший Малую мечеть Ханского дворца, с удивлением спешит задать вопрос: «А что в мусульманской мечети делает Звезда Давида?»
Шестиконечная звезда или гексаграмма – один из наиболее древних знаков, который встречается в различных культурах еще с бронзового века. Выполняя декоративные функции, звезда (два треугольника, наложенных друг на друга в противоположном направлении) встречается в резьбе по камню, дереву, в оформлении рукописей и пр. В индийской философии шестилепестковый цветок – это сакральная Свадхистана-чакра, в средневековой Европе – это весьма популярный магический символ, который изображался в книгах по оккультизму и магии. Шестиконечная звезда у славян называлась «Звездой Велеса» и изображалась на различных культовых и бытовых предметах.
Синяя гексаграмма сегодня отождествляется чаще всего с иудеями. По легенде, форма щитов армии царя Давида была в форме гексаграммы. Голубая Звезда Давида стала центральным символом на государственном флаге Израиля.
Но и в исламском мире шестиконечная звезда – один из самых ранних символов: это Печать Сулеймана, легендарного древнего правителя, который носил перстень, позволявший ему понимать язык зверей и птиц и управлять джиннами. Она также помещалась на полотнище флагов: к примеру, на флаге одной из древнетюркских анатолийских династий – Караманов, подчинивших себе в XIV в. Центральную и Южную Анатолию.
Вообще цифра 6, изображение шестилепесткового цветка либо шестиконечной звезды имеют особый смысл и множество трактовок в суфизме. Выполняя функцию мощного оберега против злых сил, такая звезда встречается во всех видах исламского искусства. В архитектуре Ханского дворца, в предметах этнографии крымских татар мы встречаем множество таких примеров. Гексаграмма здесь – в резьбе по камню на надгробиях ханского кладбища, в сложном геометрическом орнаменте деревянных наборных потолков, в оформлении рукописных книг и Коранов, в бронзовой и медной посуде, в ювелирных украшениях и вышивке. Но более всего привлекают внимание оконные витражи Малой дворцовой мечети (расположен над михрабом) и Большой дворцовой мечети (находится снаружи, со стороны Ханского кладбища).

Сафие Абдураманова, научный сотрудник
МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Каменное надгробие

Фрагмент потолка Ханской столовой

Фрагмент поясной пряжки. Латунь, гранат, диопсид. 19 в.

В начале 20 века Али Жан Бепари (Ali Jan Bepari), местный бизнесмен, финансировал реставрацию мечети и добавил новую восточную веранду. Поверхности были оформлены в стиле Чайнитикри (мозаика из осколков китайской керамики), популярном в 1930-х. Мечеть, не представлявшая до этого исторической значимости, стала одним из немногих оставшихся архитектурных сооружений с подобным оформлением. Мозаика выложена в виде звёзд, что и дало название мечети. В 1987 году было сделано расширение молельного зала, что позволило добавить ещё два купола.

В верхней части восточного фасада изображены также полумесяцы.

Внутреннее убранство

Внутри также используется техника Чайнитикри, но несколько по-другому, используются плитки разной текстуры, из которых выложены как звёзды, так и цветочные орнаменты, в том числе изображены и вазы с цветами. Пространство между дверьми украшено изображением японской горы Фудзияма.

Примечания

Литература

  • Haque, Enamul. 1983. Islamic Art Heritage of Bangladesh. Dhaka: Bangladesh National Museum, 98.
  • Ahmed, Nazimuddin. 1984. Discover the Monuments of Bangladesh. Dhaka: University Press Limited, 181.
  • Hasan, Syed Mahmudul. 1981. Dacca: The City of Mosques. Dhaka: Islamic Foundation, 46.

Давно хочу попросить помощи у уважаемых посетителей блога: что означает звезда Давида (гексограмма) в соседстве с мусульманским полумесяцем и несет ли это сочетание какую-либо особую смысловую нагрузку вообще?
На Заельцовском кладбище есть уголок, на котором расположены мусульманские захоронения 60-х годов. Однотипные памятники из бетона, на некоторых - частично осыпавшиеся и стершиеся надписи, несколько деревянных табличек с написанными краской именами. На надгробиях изображен перевернутый полумесяц и шестиконечная звезда - где-то точно соответствующая звезде Давида, где-то отсутствует рисунок внутри звезды -линии пересечений.

Вот, сам памятник обмотан скотчем, думаю, слабо предохраняющим бетонный обелиск от разрушения, внизу -табличка с именем, 1959 г. смерти.

Имена похожи на татарские. Надпись выполнена вязью, похожей на арабскую. У меня есть друзья-татары, и росла я в небольшом многонациональном северном городке. Кого могла -опросила, ответа никто не знает.

Найти же мне удалось вот такую информацию:

Гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню - черный камень Кааба - из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. Начиная с «бронзового века» (конец четвертого - начало первого тысячелетия до н.э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что при этом как магический символ пентаграмма использовалась значительно чаще, чем гексаграмма, но обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвященных алхимии, магии и чародейству. (с)

Гексаграмма универсальный символ. И он не просто имеет отношение ко ВСЕМ
Традициям, но является ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ священной символикой.

Суфии используют этот символ в свои духовных практиках. Сура "Ясин",
называемая сердцем Корана, "несёт" в себе гексаграмму.

Во время намаза мусульманин выписывает телом эту фигуру. Пложение стоя с поясным наклоном,
составляет первый треугольник, а глубокий земной поклом вкупе с поверхностью
земли образует второй.

Если "разложить", то фигуру эту следует рассматривать в объёме,
тогда Вы увидите, что в основе её трехмерных крест. Этот крест
с шестью лучами и центром есть шесть дней творения и днём "отдыха".
Именно здесь одно из мест где стыкуются Христианство с Исламом.
Крест не только не чужду Исламу, но тоже является его символикой,
но в завуалированной форме. (с)
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=10372.0

Если есть среди читателей люди, которые могут растолковать, у каких народов принято размещать на надгробиях такую символику -буду благодарна.

Мусульманские могилы на всех новосибирских кладбищах по оформлению ничем не отличаются от могил христиан и либо представляют собой стандартные памятники советской и постсоветской эпохи - трапециевидное или прямоугольное надгробие, на котором изображены полумесяц и пятиконечная звезда, которые зачастую соседствуют с красной советской звездой, изредка имеют более ярко выраженный восточный мотив, как, например, вот этот памятник 1950 г. на Клещихинском кладбище:

"Другу и дорогой матери от мужа и детей".

Заельцовское кладбище, могила девочки. Недорогой металлический памятник ежегодно заботливо красят в яркий цвет. Вот фото, сделанное в 2011 году:

фото, сделанное год спустя, в 2012м:

Мусульманская часть кладбища:

Обладатель очень колоритных усов:

А вот напоследок еще один загадочный памятник.

Мечеть Звезды, которая известна еще под названием Мечеть Тара, находится в столице Бангладеша Дакке, в старой части города. Мусульманский храм оформлен декоративными элементами, а стилизация звезд синего цвета в ее интерьере дала мечети имя.

По документам, строительство под протекторатом Мирзы Голама Пира завершилось в середине 19-го века. Изначальная форма основания мечети – прямоугольник, в ней было три купола и три входа в виде арок на восточной стороне. Также были дверные проемы - по одному на северной и южной стенах. Башни были достроены позднее. Сейчас в храме четыре угловых минарета и пять куполов, изящное белое здание снаружи тоже украшено звездами и напоминает резную шкатулку.

При финансовом содействии коммерсанта и промышленника Али Жана Бепари, в 30-х годах 20-го века была проведена реконструкция и перепланировка храма. Была достроена внешняя веранда, с помощью английской и японской керамической плитки, осколков синего китайского фарфора выложены изображения звезд и полумесяцев в технике Chinitikri снаружи и внутри. Таким образом, мечеть, которая не имела никакого исторического значения, теперь – один из немногих оставшихся примеров штучного украшения в стиле Chinitikri.

В 1987 году по распоряжению министерства по делам религии, была увеличена площадь молитвенного зала и возведены еще два купола.

Внутреннее убранство мечети выдержано в двух направлениях, украшено японской и английской каолиновой плиткой. Один из подходов использует сплошной цвет, вырезанные по шаблону формы размещают в белой штукатурке. Купола и внешние стены покрыты разноцветной звездчатой плиткой. На верхней части восточного фасада расположены серповидные мотивы. Три михраба и дверные проемы декорированы цветочным узором из мозаики. Мотивы растений и амфор повторяется в качестве декоративного элемента на парусах, а также на внутренней стороне стены веранды. В качестве декоративного элемента на стене между входами находится изображение Фудзиямы.

Мечеть была выстроена в соответствии с архитектурным стилем Моголов, и несмотря на дальнейшие дополнения и ремонтные работы, все еще сохраняет большую часть своей первоначальной формы и является хранилищем изысканных произведений искусства.