Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Эссе по высказыванию Спенсера Общество – композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидуализмов. Рекомендуем к прочтению

Вся история социологической мысли – история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни. Существует целый ряд различных концептуальных подходов к категории "общество".

Существует, например, атомистическая теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. "Все общество в конце концов, – считает Дж. Девис, – можно представить как легкую путину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром".

Кратким выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля.
В современной социологии эта концепция известна как "сетевая" теория, основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друг.

В теориях «социальных групп» общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей.

Если в «атомистической» или "сетевой" концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в "групповых" теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием "человечество".

Существуют определения категории "общество", согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Эта система гарантирует устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливает устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни.

Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающую систему действий.

На основе различных подходов в социологии сложилась еще одна (аналитическая) теория, согласно которой общество представляет относительно собою самостоятельное или самообеспечиваемое население, характеризуемое "внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством".

В ряде учебных пособий можно встретить различные опреденления общества в узком смысле: субъективное , которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельностное , которое определяет, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное , которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.



Широко известен подход социологов к определению понятия "общество" как определившейся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивой системы социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемой силами обычая, традиций, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество, в основе которого лежит определенный способ производства, распределения обмена, и потребления материальных и духовных благ).

В целом, рассмотрев большое количество определений общества, социологи их сводят к следующим:

Общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда (О. Конт);

Общество – композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов (Г. Спенсер);

Общество – есть социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, самоорганизацией; пространственно–временным бытием (Г. Зборовский);

Общество – союз людей, связанных разделением труда (А. Смит);

Общество – это самостоятельная система, со своими собственными законами развития, при анализе которой возможны аналогии с другими системами, например с биологическими (О. Конт, Г. Спенсер);

Общество – это сфера необходимого межчеловеческого взаимодействия, это следствие работы механизма, соединяющего насущные потребности и интересы каждого с потребностями и интересами всех (Мандевиль);

Общество представляет собой социальную систему, обладающую относительной самостоятельностью с точки зрения критерия равновесия между такими факторами, как территориально ориентированная политическая организация, доступ к экологическим ресурсам, воспроизводство и социализация населения и культурная легитимизация системы как независимого целого.

Представления об обществе как системе начали складываться в социологии под влиянием работ Т. Парсонса и Р. Мертона.

Многие черты функционального подхода можно найти уже у Платона и Аристотеля, а также у Конта, Спенсера и Дюркгейма.

Дюркгейм рассматривал общество как индивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным, основной задачей которого является объединение знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Заметим, что система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Это единство имеет уровни: элементы; свойства элементов; связь (структура); отношения (функции); закон взаимосвязи.

Выделим наиболее общие признаки объектов, воплощающих в себе принципы системности как особого типа связи между явлениями нашего мира.

Первым и наиболее простым признаком системного объекта является его качественная определенность.

Вторым необходимым признаком системы мы считаем гетерогенность ее строения. Система состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и свое целое частей. Так, изменения сердечной деятельности сказывается на состоянии всех прочих частей человеческого организма. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы – ее важнейшем признаке .

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Каждый индивид, рождаясь, попадает в определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Первый ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы, общество представляется как социентальная система. Все эти системы находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. С точки зрения марксизма, экономическая система определяет развитие других систем, но наряду с этим подчеркивается обратная связь всех подсистем. Взаимное воздействие этих подсистем носит диалектический характер.

Однако идеи функционализма в большей мере присущи англо–американской социологии (Г. Спенсер, Р. Мертон).

Основные принципы функционального подхода по Спенсеру заключаются в том, что:

Общество – единый целостный организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и так далее;

Каждая часть системы существует только в рамках целостности, выполняя в ней свои функции;

Функции частей направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, а все вместе направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода;

Чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции;

Социальная система сохраняет стабильность, так как содержит в себе элементы контроля (политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы).

Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (взаимодействие), представителями которого является Дж. Мид и Г. Блумер. Согласно этой теории взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Становление социальной связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» – это индивидуальное сознание. «Мы» – это индивидуальное сознание в глазах других. «Я» всегда диалог «Я» и «Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия.

Таким образом, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия. Однако все концепции общества придают важнейшее значение формированию его как целостной системы.

Каковы же естественные и исторические условия жизнедеятельности общества?

Существуют качественные различия в действии сил природы и общества. Если силы природы действуют стихийно, то человек сам творит свою историю. В отличие от законов природы законы истории пробивают себе дорогу через разрозненные социальные действия людей, наделенных сознанием и волей. При этом каждый человек в своей деятельности руководствуется определенными целями, идеалами и ценностями и избирает конкретные средства для их достижения. Основой его целенаправленной деятельности является прежде всего стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей.

Необходимым условием и всеобщим средством труда, а также сырьевой основой общественного производства является географическая среда. Социальные теории, которые решающее значение в развитии общества придают искусственно измененной человеком географической среде, получили название концепций экологического детерминизма (А. Хайт, О. Дункан). Определяющим фактором общественного развития является характер взаимодействия человека с естественной экологической средой. Социальные экологи, то есть ученые, изучающие закономерности взаимодействия естественно сложившейся и искусственно создаваемой среды, справедливо отмечают, что нарушение экологических действий человека может обрушиться на общество и привести человечество к экологической катастрофе.

Социальные теории, объявляющие численность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития, обозначаются как концепции демографического детерминизма (О. Шпенглер), сторонники которого правомерно ставят вопрос о необходимости соответствующих материальных ресурсов.

На базе естественных складываются исторические условия жизнедеятельности общества. Важнейшим из них является технология. Аморальное использование современной техники как средство погони за прибылью, незнание или игнорирование закономерности воздействия техники на естественные условия жизнедеятельности общества приводят к катастрофическим последствиям.

Существует экономическая теория общества (экономический детерминизм). Только в отношении людей к природе и имеет место производство. Люди, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и производственные отношения.

Если подойти к обществу с позиции исследования закономерности взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией "социально–исторического детерминизма", или социально–исторической теорией общества. Социально–исторический детерминизм выражает специфику конкретно–исторического бытия общества. Общество представляет собой такую социальную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека и его деятельности. История – это не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Как общество производит человека как человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным человек является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Он не только объект, но и субъект социального действия.

Человек осуществляет свою деятельность посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому она, в какой бы сфере жизнедеятельности общества не осуществлялась, всегда носит не индивидуальный, а социальный характер.

Социальная деятельность – совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам. Это, во–первых, действия, связанные с изменением данной социальной системы и условий деятельности; во–вторых, действия, направленные на их стабилизацию; в–третьих, действия, преследующие цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности, и, в–четвертых, интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой–либо другой общности в более крупную социальную общность или систему.

Любая деятельность включает четыре взаимосвязанные подсистемы: объективно–предпосылочную (потребности и интересы); субъективно–регулятивную (дистизиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно–резолютивную (результаты деятельности).

Социальная детерминированность деятельности и поведения людей может быть двоякого рода:

Во–первых, это строгая детерминация одного социального явления другим;

Во–вторых, понятие детерминизма относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. При этом содержание и характер поведения этого класса объектов рассматривается не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств, включенных в эту систему объектов.

Итак, главная особенность социально–исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности.

2. Социально–классовая структура общества

Одной из наиболее мощных концепций XX века является марксистская концепция социальной структуры общества, получившая свое развитие в работах В. Ленина. Суть её заключается в том, что в качестве основных групп общества рассматриваются классы, формируемые в процессе производства. Основные признаки класса, таким образом, вытекают из его места в системе производственных отношений, прежде всего отношений собственности:

– отношение к средствам производства;

– роль в общественной организации труда;

– способы получения и размеры доли общественного богатства;

– характер и уровень потребления и другие менее существенные признаки.

При этом, являясь большими производственными группами людей, классы определяют природу всей социальной структуры общества в целом – национальную, демографическую, профессиональную структуру общества, обуславливая в конечном счете положение личности в обществе. Именно в этом смысле все общественные отношения (национальные, демографические, межличностные) в классовом обществе, подчиняясь логике социально–классовых противоречий, приобретают трагический смысл социального неравенства.

Сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. Действительно, со времен Платона, и особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса (Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен–Симон, Франсуа Гизо, Огюст Минье).

Однако никто до Маркса не давал такого глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов.

К. Маркса и Ф. Энгельса интересовали в первую очередь так называемые основные классы общества (рабовладельцы и рабы, помещики и крестьяне, капиталисты и рабочие), борьба между которыми приводила, по их мнению, к смене одной общественно–экономической формации другой, а углубление противоречий и борьба пролетариата и буржуазии должна была привести к смене капитализма социализмом.

Однако, исходя из того определения класса, которое было дано выше и которое восходит к известному ленинскому определению, в обществе можно выделить не только основные классы, но и некоторые другие группы людей, также представляющих собой общественные классы (но не основные) .

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с учением К.Маркса, имели теории М. Вебера. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия. Вебер, в противовес Марксу, кроме экономического аспекта деления общества учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Он рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о "трех автономных измерениях стратификации". Он подчеркивал, что "классы", "статусные группы" и "партии" – явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной "классовой ситуации". Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие – рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом представить веберовскую типологию классов при капитализме:

1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

2. Мелкая буржуазия – класс мелких бизнесменов и торговцев.

3. Лишенные собственности "белые воротнички": технические специалисты и интеллигенция.

4. Администраторы и менеджеры.

5. Собственники, которые стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

5.1 Класс собственников, то есть те, кто получает ренту от владения землей, шахтами.

5.2 "Коммерческий класс", то есть предприниматели.

Вебер утверждал, что собственники – это "позитивно привилегированный класс". На другом полюсе – "негативно привилегированный класс, сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке.

Встает вопрос, что является основанием для деления людей на различные социальные группы, в том числе и классовые? Таким основанием выступают существующие между людьми различия. Именно они определяют принадлежность человека к той или иной социальной категории общества (Рис. 4).

Главным в этом ряду являются социальные различия. Формируемые на их основе социальные группы существуют прежде всего как классы – большие производственные группы людей.

Дело в том, что именно в отношениях классов осуществляются противоречия частнособственнического способа производства, которые, в свою очередь, выступают источником развития общества.

Именно социальные различия между людьми порождают социальное неравенство в обществе.

Несоциальные же естественные различия сами по себе не порождают социального неравенства. Но, подчиняясь логике классовых отношений, приобретают смысл социального неравенства. Так, например, отношения между мужчиной и женщиной – это естественные различия, которые в классовом обществе приобретают характер отношений господства и подчинения. То же самое можно сказать и о национальных отношениях. Отсюда и острота национального вопроса, и проблема женской эмансипации, и проблема социальной справедливости вообще.



Рис.4. Классификация различий между людьми

Все отмеченные (естественные, собственно социальные и не собственно социальные) различия между людьми через систему экономических отношений порождают социальную структуру общества с огромными типологическими свойствами, что позволяет сделать вывод о том, что под социальной структурой общества понимается совокупность субъектов исторического действия (классов, социальных групп, а также слоев и т.д.) и отношений между ними. Схематически социальная структура представлена на рис. 5.

Общественные отношения (О.О.)
–духовные
–эстетические
–экологические
–правовые
–религиозные
–политические
–экономические
Исторические общности (род, племя, народность, нация) Классы Социальные общности Социальные институты Демографические группы Личность Субъекты исторического действия

Рис. 5 Графическая схема социальной структуры общества

Как известно, сегодня, в условиях кризиса коммунистической идеологии происходит критическое переосмысление марксистской теории.

В марксистской теории метод классового анализа общества был абсолютизирован.и При этом полностью игнорируется возможность личностного подхода к изучению общества. А ведь эти два приема анализа общества – две стороны одной медали;

Следует также признать, что не всегда классовый подход является самым эффективным при анализе тех или иных проблем общества.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно "композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов".

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: "все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы".


Семейное воспитание
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстети...

Метод факторного анализа ценностных ориентации
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенно­му обществу, в той или иной степени ориентируется на весь на­бор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все при­надлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечал...

Направленная тренировка органов по Н. Kleinsor-ge-g. Klumbies
Идея целенаправленного применения аутогенной тренировки для терапии функциональных нарушений деятельности отдельных органов и систем принадлежит Н. Kleinsorge, который в последующем совместно с G. Klumbies разработал методику «направленной тренировки органов» («gezieltes organen training»). Сократив общий курс стандартных упражнений по...

Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.

Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». . Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.

Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов – морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество – это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов». .

В наиболее ярком виде эти представления об обществе проявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.


Основные положения феминистского проекта в антропологии. Женщина как субъект в антропологии
Представить женщину «нормальным» субъектом истории и общества, обладающим агентивностью и инициативой, возможно, только деконструировав значительное количество антропологических мифов (например, о том, что мужчины-охотники добывали основн...


Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов. Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обес...

Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все...

1. При изучении общества социологи рассматривают общество как относительно независимую, самостоятельную реальность и в то же время как систему взаимодействия личностей. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей, если оно (объединение) отвечает следующим признакам:

  1. Объединение не является частью какой-нибудь более крупной системы (общества).
  2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
  3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  5. У него есть собственное название и собственная история.
  6. Оно обладает собственной системой управления.
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

В одном из самых авторитетных изданий - в Социологическом словаре - его авторы Н. Аберкромби, С. Хилл и Б. Тернер утверждают: «Понятие «общество» представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам государств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно соответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого». (Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Казань, 1997) .

Кроме того, в социологии общество определяется как динамичная система .

Слово «система» имеет греческое происхождение, означает «целое, составленное из частей».

Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают возникновение и развитие новых и отмирание старых частей и связей между ними.

К числу подсистем общества относят прежде всего сферы общественной жизни. Это экономическая (отношения в сфере производства), социальная (взаимодействие социальных слоев и групп), политическая (деятельность государственных организаций, политических партий и т.д.), духовная (развитие общественного сознания, науки, искусства, образования) сферы. В свою очередь, каждая из сфер общественной жизни также представляет из себя сложное образование. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни, называются общественными отношениями .

Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений, общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов. Но, несмотря на это, общества не сохраняются автоматически . Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство.

Современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

  1. Коммуникация между членами общества.
  2. Производство товаров и услуг , необходимых для выживания членов общества.
  3. Распределение этих товаров и услуг.
  4. Защита членов общества .
  5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
  6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

2. Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов общества, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные и письменные, другая типология делит все общества также на два класса - простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). В простых обществах нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, то есть способ производства. Самый древний - охота и собирательство. Соответственно выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Ранний период этого общества называют протообществом, или периодом человеческого стада. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства - скотоводство и огородничество. Огородничество - переходная форма от добывания из природы готовых продуктов к систематическому и интенсивному взращиванию культурных злаков.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Земледельческую, или аграрную цивилизацию сменила машинная индустрия. Наступила эра индустриального общества. В 70-е года XX века в самых развитых странах на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, где преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

Современная социология использует все типологии, объединяя их некоторую синтетическую модель. Её автором считают американского социолога Д. Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура.

В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном обществе - теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает господство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.

3. Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своём развитии, социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, следует говорить о прогрессе . В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе .

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом .

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называют реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам.

Под модернизацией понимается революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путём комплексных реформ, растянутых во времени. Слово «модернизация» пришло из английского языка и означает усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых. Различают два вида модернизации. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего развития», предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимость от более развитых иностранных государств. В отличие от органической модернизации неорганическая начинается не с культуры и изменения общественного сознания, его подготовки, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идёт снизу, а неорганическая - сверху.

    Общество и культура.

  1. Культура и нормативная регуляция поведения.
  2. Кульурные конфликты.

1. Прежде всего нужно разобраться с многозначным определением понятия «культура» и дать социологическое определение культуры . Особенность социологического подхода к культуре заключается в том, что культура берётся в том её аспекте, который непосредственно связан с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом, фи этом на первый план выдвигается ценностно-нормативное содержание культуры . Отметьте три характерные особенности культуры:

    Культура представляет собой общепризнанную систему ценностей, символов, значений.

  1. Культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности.
  2. Культура - это всё то, что транслируется от поколения к поколению.

По мнению антрополога У. Гуденау, культура состоит из четырёх элементов:

  1. Понятия , обозначающие способ организации человеческого опыта.
  2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой.
  3. Ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться.
  4. Правила или нормы , регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры.

2. При подготовке ко второму вопросу обратите внимание на то, что нормативный уровень культуры может быть представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей. Первый из них принято называть институциональным, второй - неинституциональным. К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами . Эти нормы и правила имеют важное значение для общества и потому их выполнение строго контролируется различным социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают положительными, если человек следует норме (награды и различные поощрения), или отрицательными, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения (выговор, предупреждение, штраф применение уголовного кодекса и т.д.).

К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы привычки, а не на силу закона или какой-нибудь инструкции.

Необходимо разобраться с понятием «социальная норма», которое включает в себя по крайней мере три основных признака:

  1. Она представляет собой определённый набор правил поведения в данной ситуации.
  2. Она воплощает в себе типовой или эталонный образец действий, предписывающий отдельному индивиду или группе, что им надлежит делать в данной ситуации.
  3. Основу механизма действия норм образуют экспектации, то есть ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.

Обратите внимание на зависимость норм от типа культуры.

Изучите нормативные функции современной моды.

3. Кроме определённых черт единства (культурные универсалии), между культурами могут существовать различия и обнаруживаться конфликты. Социологи выявили несколько видов культурного конфликта: 1) аномию , 2) культурное запаздывание , 3) чуждое влияние .

Аномия - отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.

Культурное запаздывание наблюдается тогда, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления).

Чуждое влияние вызывается господством чуждой культуры.

Разберите подробно эти виды конфликтов.

Тематика докладов и рефератов:

  1. Г. Спенсер об обществе как организме.
  2. Н. Бердяев о смысле истории и прогресса.
  3. Основные принципы системного анализа общества.
  4. Культурные конфликты.
  5. Традиционные ценности русской культуры.
  6. Нормативные функции современной моды.

Г. Спенсер

«Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие...»

(Общество) - «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

Цит. по: История буржуазной социологии XIX - начала XX вв. М., 1979. С. 44, 214.

«Итак, на вопрос, поставленный нами в начале: Что такое общество? Мы дали ответ: общество - это подражание».

Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С. 74.

Э. Дюркгейм.

«...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generic, наделённую своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно ещё, чтобы сознания были ассоциированы, скомбинированы, причём скомбинированы определённым образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет её...

Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы её члены, если бы они были разъединены».

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 493, 494.

«Общество - это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, её составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Социология и психология. СПб., 1914. С. 66.

Г. Зиммель

«Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, то, по-видимому, оно могло бы быть объектом науки только в том смысле, в каком, например, «звёздное небо» может быть названо объектом астрономии; но на самом деле это лишь имя собирательное, и астрономия устанавливает только движения отдельных звёзд и законы, которые ими управляют. Если общество есть такое соединение отдельных людей, которое представляет собой только результат нашего способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются эти отдельные люди, то они и их отношения образуют настоящий объект науки, и понятие общества улетучивается. И в самом деле, это, по-видимому, так. Ведь осязательно существуют только отельные люди и их состояния и движения: поэтому задача может заключаться только в том, чтобы понять их, тогда как возникшее лишь в результате идеального синтеза, нигде не уловимое существо общества, не может быть предметом мышления, направленного на исследование действительности...

Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 14-16.

В. Соловьёв

«Человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет свою собственную жизнь и организацию, и задача христианства с этой стороны состоит в том, чтобы вносить в жизнь и организацию общественных сил христианское начало нравственной солидарности или истинного братства.

Строение человеческого общества в существенных своих чертах чрезвычайно просто и совершенно разумно. Оно определяется тремя главными условиями, которым соответствует и тройственный состав общества. Человеческое общество должно прежде всего твёрдо стоять на земле, должно обеспечивать своё материальное существование, должно жить естественной жизнью. Но так как данная естественная жизнь человечества не есть совершенная и не заключает сама в себе своей цели, то общество должно, во-вторых, иметь средства изменять свою жизнь, двигаться и развивать свои силы. Условия такой подвижности и изменчивости (развития и прогресса) вырабатываются так называемою цивилизацией, которая образует искусственную жизнь общества...»

Соловьёв В. Духовные основы жизни. Изд-во «Жизнь с богом», 1982. С. 133.

Т. Парсонс

«…Во-первых, культура передаётся, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой стороны, детерминантой систем человеческого социального взаимодействия».

Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М., 1968. С. 49.

«Членство в обществе, как таковое, само по себе не создаёт культуры общества. Культура общества является продуктом творческих усилий и щедрой фантазии творческих личностей - религиозных пророков и святых, учёных, великих (и не только великих) писателей, художников, журналистов, философов, старейшин и мудрецов, чьё миросозерцание приходится по сердцу их современникам и потомкам. Культура представляет собой продукт потребности простых, творчески менее одарённых людей иметь представление об окружающем их мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного».

Н. Смелзер. Социология: пер. с англ. - М. Феникс, 1994. - 688 с. Электронная версия (с.40-52; 86-90)

И.Г. Широкова. Социология: Конспект лекций. - М.: Изд-во "ПРИОР", 2001 - 96 с. Электронная версия

Вопросы для самопроверки:

Каковы, на ваш взгляд, различия между обществом и культурой?

Как связаны между собой изменения в культуре и изменения в структуре общества?

Покажите различия между индустриальным и постиндустриальным этапами развития общества. Как эти различия должны отразиться на роли и характере культуры?

В чём специфика социологического определения культуры?

Назовите известные вам пути выравнивания возможностей людей в приобщении их к достижениям культуры.

Почему культура не только объединяет людей, но и может быть источником конфликтов?

Что такое этноцентризм?

Почему мы говорим, что любой культурный образец является продуктом коллективного творчества?

Общество и его функционирование

Понятие общества и его характерные черты

Общество - основное понятие в социальных науках. В социологической науке существует многообразие взглядов на общество. О. Конт считал, что общество - это функционирующая система, основанная на разделении труда. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По Г. Спенсеру, общество - композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидуумов. М. Вебер характеризовал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

Современные социологи единодушно выделяют следующие сущностные черты общества:

1. Общество - самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразными взаимодействиями, общей территорией, историей и культурой.

2. Общество создаёт необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей и предоставляет человеку широкие возможности для самореализации и самоутверждения. Основное предназначение общества - дать человеку возможность стать личностью, не ущемляя при этом интересы других людей.

3. В обществе складываются механизмы контроля общественных отношений через особые социальные образования: мораль, право, государство.

Таким образом, общество - определённым образом организованная система, обладающая способностью саморазвития, саморегулирования и самоконтроля как элемента процесса саморегулирования.

Механизмы функционирования общества

Механизмами функционирования общества как саморегулирующейся системы являются социализация, институционализация, легитимация.

Социализация - это процесс включения человека в общественную жизнь. В ходе социализации человек занимает определённое место в обществе (приобретает социальный статус) и обучается исполнять предписываемые ему обществом социальные роли. Важную роль в процессе социализации играют культура и государственная власть. Культура аккумулирует опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности. Государственная власть противостоит тем социальным образованиям, которые выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе.

Культура и государственная власть не могут сдерживать инновационные процессы в обществе. В обществе создаются новые структурные образования, оформляются новые социальные отношения. Этот процесс называется институционализацией.

Но не все новые социальные образования и социальные отношения принимаются обществом, приживаются в нём. Некоторые из них, которые не соответствуют сложившейся в обществе системе ценностей, «выбраковываются». Сравнение результатов социализации и институционализации с общепринятыми образцами культуры данного общества и принятие или отвержение их называется легитимацией. Легитимными (лат. legitimus - законный) являются те социальные новообразования, которые имеют общественное признание, доверие и поддержку со стороны общества, со стороны народа. От понятия «легитимность» отличается понятие «легальность». Легальность социального образования - это юридическая, правовая его законность, формальное его закрепление. Получить формальную законность относительно несложно, поэтому цена легальности социального субъекта по сравнению с его легитимностью не столь велика. Благодаря механизму легитимации общество не позволяет правящей элите по своему усмотрению реформировать его, перекраивать его социальную структуру. Трудности радикального реформирования общества определяются глубоким противоречием между исторически сложившейся и усвоенной массами культурой поведения, мышления, восприятия и новой системой норм и правил.

Гражданское общество и государство

Производным от понятия «общество» является понятие «гражданское общество». Гражданское общество - это: во-первых, совокупность негосударственных отношений в обществе -экономических, социальных, семейных, национальных, духовно-нравственных, религиозных, производственных, личных и др.; во-вторых, соответствующие этим отношениям добровольно образовавшиеся негосударственные структуры: объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т. д. во всех сферах жизнедеятельности общества. Понятия «гражданское общество» и «государство» теоретически расчленяют общественную жизнь на две взаимосвязанные и относительно самостоятельные сферы - гражданскую и государственную. Разделение гражданской и государственной жизни имеет во многом условный характер. В действительности эти сферы находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Объясняется это рядом причин:

1. Гражданское общество - это источник легитимности государственной власти.

2. Контакты с организациями гражданского общества являются для государства важнейшим источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической силе.

3. В сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т. д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство и цементирующей всё общество.

4. Среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако, есть и такие, которые оказывают финансовую поддержку государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и т. п.).

5. Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий. Поэтому логичны усилия государства по организации контроля за гражданским обществом.

6. Гражданское общество является важным и мощным противовесом стремлению властвующей элиты к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств, а именно: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, формирование определённого общественного мнения, организация кампаний сопротивления той или иной государственной политике и т. п.

Таким образом, взаимоотношения гражданского общества и государства можно охарактеризовать как сотрудничество и борьба, причём, в демократическом обществе преобладает сотрудничество. Тесное взаимодействие и сотрудничество государства и гражданского общества является основой социально-экономической и политической стабильности.

Тесты по теме 1 (раздел II)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:

а) общество; б) механизмы функционирования общества; в) социализация; г) культура; д) государственная власть; е) институционализация; ж) легитимация; з) легитимность; и) легальность; к) гражданское общество.

1. Аккумулирует опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности.

2. Сравнение результатов социализации и институционализации с общепринятыми образцами культуры данного общества и принятие или отвержение их.

3. Совокупность негосударственных отношений в обществе и соответствующих этим отношениям добровольно образовавшихся негосударственные структур.

4. Самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразными взаимодействиями, общей территорией, историей и культурой.

5. Процесс включения человека в общественную жизнь.

6. Законность, общественное признание, доверие и поддержка со стороны общества, со стороны народа.

7. Определённым образом организованная система, обладающая способностью саморазвития, саморегулирования и самоконтроля как элемента процесса саморегулирования.

8. Противостоит тем социальным образованиям, которые выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе.

9. Социализация, институционализация, легитимация.

10. Создание в обществе новых структурных образований, оформление новых социальных отношений.

11. Юридическая, правовая законность.

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

1) ... - это процесс включения человека в общественную жизнь.В ходе... человек занимает определённое место в обществе (приобретает... ...) и обучается исполнять предписываемые ему обществом... ... .

2) В обществе создаются новые структурные образования, оформляются новые социальные отношения. Этот процесс называется... .

3) Сравнение результатов... и... с общепринятыми образцами... данного общества и принятие или отвержение их называется... .

4) Благодаря механизму... общество не позволяет правящей элите по своему усмотрению реформировать его, перекраивать его социальную структуру.

5) Цена... социального субъекта по сравнению с его легитимностью не столь велика.

6) Производным от понятия «...»является понятие «гражданское общество».

III. Выберите верные ответы:

1. Основное понятие социологической науки:

а) общество;

б) власть;

в) государство;

г) собственность;

д) гражданское общество.

2. Главное предназначение общества:

а) подавлять личность;

б) подчинять человека общественным интересам;

в) создавать условия для развития личности;

г) противодействовать инновационным процессам.

3. Механизмом функционирования общества не является:

а) социализация;

б) глобализация;

в) институционализация;

г) легитимация.

4. Легитимация - это:

а) механизм удовлетворения потребностей человека;

б) процесс соотнесения новых социальных образований и новых социальных отношений с общепринятыми образцами культуры;

в) процесс становления личности;

г) механизм создания в обществе новых структурных образований и оформления новых социальных отношений.

5. Создание и оформление в обществе новых социальных образований и социальных отношений называется:

а) модернизация;

б) легитимация;

в) институционализация;

г) социализация.

6. Легитимными считаются те социальные новообразования, которые:

а) соответствуют сложившейся системе ценностей;

б) не контролируются данным обществом;

в) удовлетворяют все потребности человека;

г) выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе.

7. Опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности аккумулируются в:

а) культуре;

б) государстве;

в) экономике;

г) политике.

8. Природа и общество соотносятся между собой следующим образом:

а) природа и общество - двуединая природно-социальная основа человека;

б) общество и человек - часть природы и подчиняются только законам природы;

в) природа и общество как две реальности живут по абсолютно различным законам;

г) ведущая роль социального, а не биологического в жизни человека.

9. Общество - это саморегулирующаяся система:

б) неверно.

10. Общество - это самая большая группа людей:

б) неверно.

11. Социализация - это:

а) процесс включения человека в общественную жизнь;

б) процесс социального взаимодействия;

в) механизм удовлетворения потребностей человека;

г) механизм перехода общества из одного качественного состояния в другое.

12. Гражданское общество охватывает совокупность политических отношений:

б) неверно.

13. Структурными элементами гражданского общества являются:

а) церковь;

б) правительство;

в) парламент;

г) частное предприятие;

14. К сфере гражданского общества не относятся отношения:

а) экономические;

б) семейные;

в) государственные;

г) религиозные;

д) социальные.

15. Для современной действительности более подходит утверждение:

а) государство первенствует над гражданским обществом;

б) гражданское общество стоит над государством;

в) государство и гражданское общество представляют целостную систему, дополняют друг друга и взаимодействуют между собой.

16. Какое из следующих определений принадлежит М. Веберу:

а) общество - это надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях;

б) общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности;

в) общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий;

г) общество - это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

17. «Общество не состоит из индивидов, а выражает систему тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», - писал:

а) Г. Спенсер;

б) М. Вебер;

в) Т. Парсонс;

г) К. Маркс.

18. О. Конт считал, что общество - это:

а) композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов;

б) функционирующая система, основанная на разделении труда;

в) надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях;

г) система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

19. Э. Дюркгейм характеризовал общество как:

а) надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях;

б) систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности;

в) взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий;

г) функционирующую систему, основанную на разделении труда;

20. По Г. Спенсеру, общество - композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов.