Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Глухая рельефная резьба. Виды резьбы по дереву

Глухая рельефная резьба - это резьба с непрорезным (глухим) фоном, высоким рельефным узором и почти не имеющая плоских участков поверхности, за исключением оставленных, разве что по утилитарным соображениям или по композиционному замыслу. И еще одно отличие от плоскорельефной резьбы - это разная высота резных элементов от уровня плоскости фона. Глухая рельефная резьба подразделяется на резьбу барельефную - обладающую низким рельефом, и горельефную - т.е. соответственно с более высоким. Надо сказать, что рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, значительной свободой композиции. В домовой резьбе этот вид особо прижился, тем более что там такая резьба выполняется в масштабах значительных.

Порядок ее выполнения следующий. Сначала выполняют рисунок в плоскорельефной резьбе с подобранным фоном, а затем продолжают разрабатывать рельеф на плоскости орнамента или иного декоративного украшения. Выборку фона, обруб контура зачастую приходится делать с помощью киянки, поэтому нужно внимательно следить за ходом слоев древесины.

При создании рельефа растительного орнамента с включением стилизованных изображений птиц, животных или, даже может человека нужно постараться приобрести хотя бы небольшой опыт в лепке объемов стилизованного орнамента из пластилина или на худой конец из глины, чтобы без грубых ошибок, а главное, в несколько раз быстрее выполнять рельефные композиции в дереве.

Подготовка оригинала узора в масштабе позволяет копировать лепной образец и выполнять практически любой мотив орнамента или его деталь.

В рельефной резьбе основную роль играет разработка рельефа на детали, поэтому при проработке рисунка мастер должен уметь ориентироваться в расположении высоких и низких участков, обеспечивающих игру светотени. Иногда рельефную резьбу для упрощения делают накладной.

Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера.

Различают 2 вида рельефной резьбы – барельеф и горельеф.

Первый – это вид рельефной скульптуры, для которой характерна такая особенность: выпуклая часть изображения возвышается над плоскостью не более чем наполовину своего объема, в отличие от горельефа, при котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Эти виды различны и по сфере применения: если горельеф используется в основном в архитектуре, то барельеф находит более широкое применение: его можно встретить не только в архитектуре, но и в качестве декора памятников, на монетах, медалях, геммах и т. п.

Секреты между строк

Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умение работать обеими руками и владение разнообразными резчицкими инструментами.

Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента,
чеканка фона. Поскольку о нанесении рисунка мы уже говорили, нет смысла останавливаться на этом еще раз. Что касается непосредственно выполнения резьбы, то это наглядно показано на рис. 89.

Рис. 89. Последовательность выполнения рельефной резьбы: а – надрезание по контуру; б – подрезание к основанию надреза; в – черновая выборка фона; г – заоваливание орнамента и чистовая зачистка фона; д – разработка рельефа Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

Секреты между строк

Когда можно приступать к вырезанию деталей?

Начинающие резчики, наметив общие контуры головы, переходят к деталировке лица. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.
Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне. В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и
подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Рез углубляют во время подрезания. Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.
Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и
подрезание, с них снимают основную фаску под углом 45°, потом поочередно верхнюю и нижнюю, в заключение зачищают отлогой стамеской).

Секреты между строк

В какой последовательности вырезают голову и лицо деревянной скульптуры? Уточнив наклон или поворот головы, установив направление взгляда, можно приступать к деталям лица. Работа идет от общего к частному: овал лица, волосы, линия профиля. Потом намечают линии глаз, ушей, рта. Если пропорции не нарушены, уточняют детали, причем глаза и уши выполняют на заключительном этапе. Чистовую зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру. Далее на орнамент наносят тонкие и мелкие выемки, т. е. выявляют мелкий рельеф, для чего более всего подходят приемы контурной резьбы, а в качестве инструмента – нож-косяк и церазики.

Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву - это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

Разновидности резьбы

Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:

  1. Контурная резьба - пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
  2. Геометрическая резьба - самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.

  1. Плосковыемчатая резьба - технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.

Разновидностью этой методики считается также сквозная резьба, при которой в заготовке формируют не только углубления, но и отверстия.

  1. Скульптурная резьба (объемная) - самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма. Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.

Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.

Что нужно для работы?

Инструменты резчика

Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:

Иллюстрация Инструмент Назначение

Нож-косяк Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ.

Стамески Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
  • плоские;
  • полукруглые;
  • уголковые;
  • скобчатые.

Клюкарзы Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением.

Ложкорезы Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины.

Цена профессиональных инструментов для резки достаточно высока. И все же начинающему мастеру не стоит экономить: лучше приобрести несколько ножей и стамесок приличного качества. Тогда первый опыт не будет испорчен, и можно будет сосредоточиться на освоении приемов и техник резьбы.

Выбор древесины

Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:

  1. Липа - идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
  2. Ольха (красная и черная) - тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус - сложно найти!

  1. Береза - более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
  2. Дуб - отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.

  1. Груша - древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.

Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости - обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.

Приемы и методики при геометрической резьбе

По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:

  1. Подготовка - выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
  2. Собственно резьба - нанесение рельефного узора.
  3. Финишная обработка - устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.

Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице.

Этот вид резьбы дает возможность выполнять различные композиции с растительными или животными орнаментами.

Техника резьбы трудоемка и требует определенного мастерства и опыта.

Она имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами, резьба с подобранным фоном (или выбранным), резьба с подушечным фоном и рельефно-заоваленная резьба.

Резьба с заоваленными контурами и резьба с подобранным фоном выглядят строго и графично.

Резьба с подушечным фоном делает изображение рисунка более насыщенным и живописным.

Рельефно - заоваленная резьба - переходная ступень к более выпуклой резьбе - рельефной.

Глухая рельефная резьба представляет собой совершенствование резьбы с подобранным фоном.

Прежде чем приступить к освещению вопроса о технике выполнения различных видов рельефной резьбы, следует знать, что эта резьба предполагает зачастую наличие значительных рабочих площадей, чтобы разместить на них задуманные сюжеты.

Речь идет о склейке щитов. Остановимся на этом вопросе.

Склейка щитов

В домовой и художественной резьбе часто требуются широкие доски.

При сушке такие доски часто очень сильно коробятся и растрескиваются, поэтому широкие доски перед сушкой распиливаются, а нужная ширина заготовки набирается путем склеивания нескольких узких досок.

Для сборки берутся несколько строганных досок нужной длины и толщины с учетом припуска 30-100 мм. Пласть и кромка досок фугуется под углом 90°.

Качество прифуговки проверяется на свет, путем прикладывания досок друг к другу кромками.

Точность прифуговки должна быть очень высокой, в противном случае в месте склейки щит даст трещины.

Обработанные и подогнанные доски раскладываются таким образом, чтобы рисунок текстуры и цвет древесины соседних досок не отличался или был достаточно приближенным.

Отличие какой-либо одной заготовки сильно повлияет на качество изделия.

У разложенных таким образом досок смазываются клеем кромки, доски закладываются в струбцины или ваймы и зажимаются винтами или клиньями.

Если склеиваемые щиты в дальнейшем будут находиться на открытом воздухе (использование в домовой резьбе), то следует использовать синтетические или казеиновые клеи, которые обладают высокой водостойкостью и прочностью.

При использовании щитов в художественной резьбе лучше всего использовать столярный клей.

Иногда случается так, что склеенные щиты соприкасаются с поверхностью, которая сильно подвержена охлаждению или увлажнению, что вызывает их сильное коробление.

В этом случае в щиты вклеиваются профилированные бруски или рейки.

После высыхания склеенные щиты тщательно строгаются и зачищаются рубанком с двойной железкой или фуганком. Склеенные щиты перед резьбой не шлифуются!

Плоскорельефная резьба

По контуру рисунка делается надрез от линии рисунка в сторону фона. Надрез выполняется резаком с небольшим наклоном.

Наклон защищает края орнамента от случайных порезок при выборке фона. В конце работы фон подрезается вертикально и точно по линии рисунка.

После надрезки выполняется подрезка на определенную глубину, которая должна быть одинакова по всей плоскости орнамента.

Затем производится выборка фона стамесками. В зависимости, каким задуман фон, такие стамески и подбираются.

Это могут быть отлогие стамески и стамески-клюкарзы (гладкие, профильные).

Чтобы при зачистке фона на древесине не образовывались задиры, необходимо учитывать направления слоя волокон.

Резьба с заоваленными контурами

По технике выполнения она напоминает контурную резьбу (контур рисунка состоит из двухгранных выемок).

Рисунок надрезается по контуру при помощи косяка или края стамески. После этого заготовка подрезается со стороны фона.

Стамески в этом случае подбираются такие, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения волокон древесины.

После подрезки грани заоваливаются со стороны элементов орнамента.

По отношению к подрезке на границе фона заоваленная грань должна круто закруглиться.

В результате резьбы получается рельефное изображение с плавными заоваленными линиями.

При выполнении крупного орнамента на твердых породах дерева выемки выполняются стамесками и киянками.

Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии в несколько миллиметров от линии рисунка.

Резьба с подобранным фоном

Резьба с подобранным фоном аналогична резьбе с заоваленными контурами.

Выборка фона делается на определенную глубину, которая придаст особую выразительность рисунку.

Изнутри фон можно зачеканить или заполнить профильными прорезками.

Резьба с подушечным фоном

Техника выполнения резьбы с подушечным фоном аналогична двум предыдущим видам, а особенность заключается в том, что фон не имеет никаких плоских линий и полностью заоваливается.

Рисунок круто заоваливается со стороны контура и более отлого - со стороны фона.

Рельефно-заоваленная резьба

В рельефно-заоваленной резьбе фон заовален, а орнамент обработан рельефно.

При подрезке контурные линии рисунка круто заоваливаются со стороны фона и несколько меньше - со стороны орнамента.

После этого отлогой стамеской срезаются линии на две стороны.

Расположенные по вертикали формы орнамента выбираются средними стамесками, в результате чего образуются выемки в виде ложбинок.

Глухая рельефная резьба

В первую очередь выполняют рисунок в плоскорельефной технике с подобранным фоном.

После этого рельеф разрабатывается на плоскости орнамента.

Выборка фона и обрубка контура на твердых породах древесины выполняется при помощи киянки.