Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Самая известная в мире галерея диктант. Фонд оценочных работ по русскому языку методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9»а» классе предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность. Т.е. он дает знания о родном языке и формирует языковые и речевые умения.

В начале курса 9-го класса дается вводныйурок о международном значении русского языка, а основными темами для изучения являются «Сложные предложения», «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Бессоюзное сложное предложение». Завершает программу 9-го класса тема «Общие сведения о языке». Кроме того, в рабочей программе отводится время на развитие речи и выполнение контрольных работ. Исходя из вышесказанного, в курсе 9-го класса ставятся следующие цели:

Научить школьников практически владеть государственным языком РФ;

Пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов;

Дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);

Научить строить функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме с учетом стилистических норм, речевого этикета, языковой коммуникации;

Выработать орфоэпические, орфографические и

пунктуационные навыки;

Рабочая программа составлена на основе Программы для

общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы»

«Просвещение», 2006 год

Всего часов-68

Развитие речи-13 Контрольные работы-5

Тематическое планирование


№ п/п

№ п/т

Тема

кол-во часов

1

2

3

4

Введение (1 час)

1

1

Введение. Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5-8 кл. (6+1)

2

1

Фонетика. Орфоэпия. Орфография,

1

3

2

Лексика. Фразеология

1

4

3

Словообразование. Морфология.

1

5

4

Диктант

1

6

5

Комплексный анализ текста(уч. Разумовской)

1

7

6

Комплексный анализ текста(по Разумовской)

1

8

7

Р/р. Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (упр.282 по Разумовской

1

Синтаксис

Простое предложение (повторение) (2 ч)

9

1

Синтаксис словосочетания и простого предложения

1

10

2

Пунктуация простого предложения

1

Сложное предложение. Культура речи (1ч)

11

1

Сложное предложение. Основные виды сложного предложения

1

Сложносочиненные предложения(4ч+2р.р.)

12

1

Понятие о ССП

1

13

2

ССП с союзами, основные группы

1

14

3

Знаки препинания в ССП

1

15

4

Р/р. Рецензия на литературное произведение (по учебнику Разумовской)

1

16

5

Р/р, Жанр путевых заметок, (упр.282 по уч.Разумовской

1

17

6

Диктант «Осенние воспоминания»(РЯШ № 4-96)

1

Сложноподчиненные предложения (22ч+6р/р)

18

1

Понятие о СПП. Строение СПП и пунктуация в нем.

1

19-

2-3

СПП с придаточными определительными

2

21

4

СПП с придаточными изъяснительными

1

22

5

Р/р. Работа по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя» (упр. 120 по уч.Разумовской)

1

23

6

СПП с придаточными обстоятельственными

1

24-

7-8

Придаточные предложения образа действия и степени

2

26

9

Придаточные предложения места

1

27

10

Придаточные предложения времени

1

28

11

Р/р.Эссе. Сочинение-эссе «О времени и о себе».(упр.288 по уч. Разумлвской

1

29

12

Придаточные предложения.условия

1

30

13

Придаточные предложения причины.

1

31

14

Придаточные предложения цели.

1

32

15

Придаточные сравнительные предложения

1

33

16

Придаточные предложения уступки.

1

34-35

17-18

Р/р. Изложение с элементами сочинения.

2

36

19

Придаточные предложения следствия.

1

37

20

Различные виды придаточных предложений (повторение). Синтаксический разбор СПП

1

38

21

СПП с несколькими придаточными, пунктуация в них

1

39-40

22-23

Основные виды СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них.

2 ,

41-42

24-25

Р/р.Учимся писать тезисы, доклады* рефераты

2

43

26

Повторение по теме «СПП»

1

44

27

Диктант

1

45

28

Р/р. Деловые бумаги (автобиография, заявление)

1

Бессоюзное сложное предложение(7ч+2р.р)

46

1

БСП и его особенности. Запятая и точка с запятой в БСП

1

47

2

Двоеточие в БСП

1

48

3

Двоеточие в БСП

1

49

4

Тире в БСП

1

50

5

Тире в БСП

1

51

6

Повторение изученного о БСП

1

52

7

Диктант с грамматическим заданием

1

53-

8-9

Изложение с элементами сочинения х

2

Сложное предложение с разными видами связи (Зч+1р.р.)

55

1

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1

56-

2-3

Знаки препинания в ССК

2

58

4


1

Общие сведения о языке (Зч)

59

1

Общие сведения о языке

1

60

2

Русский литературный язык и его стили

1

61

3

Наука о русском языке и её разделы

1

Систематизация изученного (5ч+2р.р)

62-

1-2-

Комплексное повторение по фонетике, лексике,

3

63-

3

грамматике, правописанию

64

г

65

4

Диктант

1

66-

5-6

Р/р.Изложение с элементами сочинения

2

67

68

7

Правописание различных частей речи. Трудные

1

случаи правописания

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-го класса.

1.Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 9-го класса учащиеся должны овладеть умениями и навыками:

Производить все виды разборов: фонетический, словообразовательный, морфемный, морфологический, синтаксический, стилистический;

Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

Определять стиль и тип текста;

Соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации:

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо;

Выделить знаками препинания, правильно расставлять знаки;

Находить и исправлять пунктуационные ошибки;

Производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии:

Находить в словах орфограммы;

Уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова;

Находить и исправлять орфографические ошибки;

Производить орфографический разбор слова.

По связной речи:

Определять тип и стиль текста;

Создавать тексты разных стилей и типов речи;

подготовить доклад, составлять тезисы или конспект небольшой

литературно- критической статьи.

Писать сочинение публицистического характера. Писать заявление,

автобиографию. Свободно и грамотно говорить на заданную тему.

Соблюдать речевой этикет.

Программа состоит из разделов:



Раздела программы

к-во часов

Р/р

диктант

сочинение

изложение

I

Введение

1

2

Повторение пройденного

6

1

1

3

Синтаксис

1 .Простое предложение(повторение)

2

2.Сложное предложение ССП ^

4

2

1

З.СПП

22

4

2

1

4.БСП

7

2

1

З.Сложное предложение с разными видами связи

3

1

4

Общие сведения о языке

3.

5

Систематизация изученного

5

2

1

49

7

7

5

Литература

1.Русский язык: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. М.МРазумовская, СИ. Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, под ред. ММ.Разумовской. Москва, «Дрофа», 2000 год.

2.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, С.Г.Бархударов и др. Москва, «Просвещение», 2004 год

3.Поурочные планы. Русский язык 9 класс. По учебнику СГ.Бархударова, СЕ.Крючкова и др.Автор составитель-Л.А.Тропкина. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.


Контрольный диктант №5. 9 класс. Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом- ручеёк затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетел и когда вернётся снова. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому у него такое красивое имя-Журчеёк.

Сказочная песня природы в неповторимом исполнении прибежавшего в Конопляночку ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. (173 слова).

Задание.

1. Выделите грамматические основы в предложении:

1-ый вариант в предложении Проносится ветер...

2-ойвариант в первом предложении.

2.Обозначьте морфемы в словах:

1-ый вариант: осчастливит, услышите,неповторимом;

2-ой вариант: проносится,затихает, прибежавшего.

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только- только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы,берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале- точь-в -точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов).

Задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

1-ыйвариант: 1-ый абзац, 3-е предложение.

2-ой вариант: последнее предложение текста.

Контрольный диктант №. 9-ый класс.

Река шла причудливыми изгибами.Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными цветами.

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нём была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмно- зелёной хвои очень далеко.

По К.Паустовскому. (130 слов).

Задание.

1.Обозначьте грамматическую основу предложений.

2. Найдите сложносочинённые предложения, выделите в них союзы.

3. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения в сложносочинённых предложениях.

4. Объясните правописание слов: причудливыми, беспрерывно, песчаные, разномастными, зарослями, поваленные, корабельные, кое-где, изредка, совершенная, придавала, тёмно-зелёной.

5. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор:перевеянные, поблизости.

6. Сделайте морфологический анализ слов:литые, окружено.

Найдите изобразительно-выразительные средства.

Контрольный диктант №. 9-ый класс.

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова,

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,-говорил он.- Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово).

Задание.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

1-ый вариант. 3-ий абзац, последнее предложение.

2-ой вариант.4-ый абзац, последнее предложение.

Контрольный диктант №4. 9-ый класс. Летний день.

Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите- лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас-всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно- голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто- жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу- и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине. (153 слова).

Задание.

1 .Произведите синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения, укажите смысловые отношения между простыми предложениями; составьте схему: 2-го предложения (1 вариант); предложения Вы проходите мимо дерева... (2-ой вариант).


  1. Разберите по составу слова:
1-ый вариант: (в) вышине, редеющий,расстилаются;

2-ой вариант: клочок,задымившийся, восторжествует.


  1. Найдите слова с орфограммой:
1-ый вариант: «Не с прилагательными, наречиями, глаголами», объясните правописаниес не в каждом конкретном случае;

2-ой вариант: «Буквы з ис на конце приставок», объясните выбор букв.


  1. Произведите морфологический разбор глаголов:
1-ый вариант: чернеется;

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • cовершенствование навыков работы с текстом на основе анализа текстов единой тематики: определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов;
  • развитие устной и письменной речи, умения связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос;
  • развитие умения сравнивать, выделять главное;
  • эстетическое воспитание учащихся через произведения русской живописи;
  • гражданское воспитание учащихся через осмысление портретного очерка П.М.Третьякова.

Оборудование: компьютерная презентация репродукций картин русских художников, находящихся в Третьяковской галерее.

Предварительное домашнее задание: прочитать тексты № 11, 35, 36 (“Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку” - автор – составитель Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова), определить тему, идею каждого текста, озаглавить их, выделить ключевые слова в каждом тексте.

Индивидуальные задания:

  1. Текст № 11- выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.
  2. Текст № 35- составить план текста в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.
  3. Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”
  4. Рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.
  5. Подготовить сжатый пересказ текста № 36.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Оформление записей в тетради.

Сегодня мы проводим очередной урок подготовки к экзаменационному изложению. Однако это не просто урок, а урок – путешествие в Третьяковскую галерею (слайд № 1).

2. Выполнение индивидуальных заданий у доски.

А) Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов графически.

Бес корыст ная любовь
Не швырял деньги по- княжески
Анти купеческие достоинства
Выбир ать для гал ереи
Музей национального искусс тва
При ез жавших в Москву

Б) Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях (текст дается без знаков препинания).

П. М. Третьяков – основатель музея национального искусства в Москве.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, посвятившего всю свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности и удивительной требовательности к себе. Жизнь П.М.Третьякова – настоящий гражданский подвиг, потому что он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

3. Класс. Словарная работа.

Начнем урок со словарного диктанта с последующей самопроверкой (в ходе работы деется толкование лексического значения трудных слов).

Русская живопись
Огромная коллекция

Третьяковская галерея
Историческая картина
Неожиданные ассоциации (ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.)
Светотень и колорит
Масляные краски
Приготовил этюдник

(Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для живописи, рисования и местом для помещения этюда. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения.)

Как вы думаете, почему мы сегодня написали именно эти слова?

Ответ: Эти словосочетания из текстов, с которыми мы знакомились дома. Они являются ключевыми и объединяют все эти тексты.

Какая тема объединяет тексты № 11,35,36?

Ответ: Все эти тексы связаны тематикой, в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее.

Итак, сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в Третьяковскую галерею. (слайд №1)

4. Основная часть урока.

1. Определите тему текста 11.

Тема: рассказ о Павле Михайловиче Третьякове – основателе музея национального искусства в Москве, который носит его имя Третьяковская галерея, или Третьяковка. (слайд №2 – И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883)

2. Определите стиль, тип речи и жанр данного текста.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи – повествование, жанр – портретный очерк.

3. Кто является героем портретного очерка?

Конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами или недостатками.

4. Как строится портретный очерк? Есть ли какой-то определенный план?

Автор может рассказать о своем герое через создание внешнего и внутреннего портрета.
Каким образом Л.Волынский, автор текста, раскрывает перед нами личность Третьякова? (через поступки, отношение к искусству, к художникам)

5. Проверка индивидуального домашнего задания: выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.

Вельможные меценаты

  • вельможа – знатный,
  • богатый меценат – богатый покровитель наук и искусств

Бескорыстная любовь

  • бескорыстный – чуждый корысти
  • корысть – выгода, материальная польза

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию

Тщеславный – любящий славу, выставляющий свои достоинства напоказ

Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

Передвижники – передовой, демократически настроенный художник – реалист второй половины 19 века, участник передвижных выставок

Место паломничества

  • паломничество – путешествие с целью ознакомления
  • с какими – нибудь достопримечательностями

шедевры живописи

  • шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.

6. Проверка индивидуального задания А.

Объяснить правописание слов.

Бескорыстная любовь
Не швырял деньги по-княжески
Антикупеческие достоинства
Выбирать для галереи
Музей национального искусства
Приезжавших в Москву

Какие черты характера Третьякова поразили вас?

Задание классу: найти в тексте и зачитать предложения, в которых употреблены данные слова и словосочетания.

7. Определите идею данного текста.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, человека, который всю свою жизнь посвятил созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности, удивительной требовательности к себе. Он совершил настоящий гражданский подвиг – передав в дар Москве галерею, а значит и всей России, он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

Хочется привести высказывание художника М.Нестерова: “..не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех, больших и малых, картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг..”

(просмотр слайдов № 3, 4, 5 – залы Третьяковской галереи; слайды № 6, 7, 8. 9, 10 - некоторые картины, находящиеся в ней:

Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898
В.М.Васнецов. Аленушка,1881
И.И.Левитан. Март, 1895)

Проверка индивидуального задания Б – пунктуационный разбор предложений.

8. Как вы озаглавили текст?

Создатель Третьяковской галереи.
Дело всей жизни.
Жизнь, посвященная искусству.
Великий гражданский подвиг.

9. Текст № 35.

А) О чем рассказывается в этом тексте? (о истории создания картины “Боярыня Морозова” художником Суриковым) (слайд № 11 - В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887)

Б) Для того, чтобы понять содержание картины, нам необходимо обратиться к исторической справке. Кто такая боярыня Морозова?

Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня (год рождения неизвестен, год смерти – 1672), она является одним из крупнейших деятелей раскола, или старообрядчества. Старообрядчество – религиозное движение, направленное против церковных реформ патриарха Никона, который приступил к изменению богослужебных книг, церковных обрядов. Старообрядцы – это приверженцы старой веры, противники церковных нововведений. На уроках литературы мы говорили о протопопе Аввакуме – вожде старообрядцев.

По указу царя Алексея Михайловича, богатейшие имения и все имущество Морозовой было конфисковано, а сама она была сослана в Боровский Пафнутьев монастырь и заключена в острог, где и умерла. На картине Сурикова изображен тот момент, когда боярыню Морозову отправляют из Москвы в ссылку.

В) Проверка индивидуального домашнего задания: составить план текста № 35 в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.

Как Суриков работал над картиной? (слайды № 12, 13 – В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, 1886. Этюд для картины “Боярыня Морозова”; В.И.Суриков. Боярышня в синей шубке, 1887. Этюд для картины “Боярыня Морозова”).

Г) Проверка индивидуального домашнего задания.

Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”

10. Текст № 36.

А) Какая картина была написана А.К.Саврасовым в селе Молвитине?

Ответ: Саврасов написал картину “Грачи прилетели” и произошло это более 130 лет назад. Сейчас это село называется поселок Сусаннино (Костромская область). Жители этого поселка очень гордятся этим событием. Однако теперь грачи не гнездятся около церкви, так как прежних березок уже нет, их пришлось спилить из-за старости, а новые как-то не удосужились люди посадить. Однако все-таки в поселок грачи прилетают.

А.К.Саврасову очень хорошо удалось передать на картине ощущение прихода весны, радость обновления природы. Неслучайно художник после названия картины поставил не точку, а восклицательный знак.

(показ слайдов № 14 – А.К.Саврасов. Грачи прилетели, 1871, слайды № 15,16 А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Фрагмент, 1871)

Б) Проверка домашнего задания: сжатый пересказ текста № 36.

В) Задания к тексту №11 и № 36 перекликаются.

№11 Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи.

№ 36 Какая картина была создана художником в селе Молвитине? Напишите о своем отношении к ней.

Проверка индивидуального домашнего задания:

рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.

Алексей Кондратьевич Саврасов – один из известных русских пейзажистов. В течение 1871 года Саврасов с воодушевлением работал над своим главным произведением – “Грачи прилетели”. Первый этюд к нему художник написал в марте в селе Молвитино, потом началась долгая кропотливая работа над композицией картины. Его картина “Грачи прилетели” знакома нам с детства. Перед нами предстает неброский пейзаж обычного русского села. Серенький весенний день. Мы видим старую церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов; на переднем плане несколько неказистых тонких берез. На них вьют гнезда прилетевшие грачи. Здесь все просто и знакомо. По-весеннему чист и прозрачен воздух. Снег стал совсем рыхлым, появились проталины. Художник не использует ярких красок. Саврасов удивительно точно передал наступление весну, ее не только видишь, но и слышишь и чувствуешь. Саврасов говорил: “Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего не будет и в живописи…Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам”.

5. Итог урока.

Что узнал нового на уроке? Чему научился? Помог ли данный урок лучше понять тексты?

6. Домашнее задание: сочинение на выбор по темам “Экскурсия в Третьяковскую галерею”, “Я хочу рассказать о картине…”.

« Сложноподчинённое предложение. Строение СПП.»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

    совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП; определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость; проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП; воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;

Оборудование:

    таблицы – схемы СПП; мультимедиа

Ход урока

1.Оргмомент

Учитель

Итак, давайте оформим тему урока в рабочих тетрадях. Запишите сегодняшнее число и тему «Сложноподчинённые предложения. Строение СПП».

Целью сегодняшнего урока будет:

Установление смысловых отношений между простыми предложениями в СПП; составление схем СПП;

Совершенствование умения определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;

И, конечно же, воспитание бережного отношения к слову.

2. Проверка Д/З

Учитель

Поскольку основной единицей синтаксиса является предложение, то начнем урок с синтаксического разбора предложения. (Как раз то, что вы делали дома.) Один человек поработает у доски. (Индивидуальное задание)

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя.

Другой ученик поработает на компьютере по теме «Корни с чередованием». Сам же компьютер и оценит его работу.(Индивидуальная работа)

(работа за компьютером)

3. Практическое задание

А мы с вами выполним другое задание. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ваша задача - из «перепутанных» предложений надо собрать текст. (Коллективная работа)

Из “перепутанных” предложений соберите текст.

A. Он был человеком деловым, и дело его процветающим.

B.

C. (27 декабря 1декабря 1898) – российский предприниматель, меценат *, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.

D. Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Выберите вариант ответа:

А) А, B, C, D

B) C, D, А, B (правильный ответ)

C) B, C, А, D

D) А, D, B, C

Знаете ли вы значение выделенного * слова (меценат)?

Я попросила ученицу сделать небольшую исследовательскую работу, поработать со справочными материалами, « покопаться» и найти происхождение этого слова. Пожалуйста, давайте послушаем.

В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (это имя собственное, то есть так его звали)(между 74 и 64 г. до н. э.). Он служил при дворе императора Августа , был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил своё имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству.

В Толковом словаре под редакцией Ожегова и Шведовой статья гласит, что это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.

Выпишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.

E. Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.

(Предложение сложное, сложноподчинённое, имеет две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного соединены подчинительным союзом ЧТО, поэтому поставлена запятая.)

Проверка синтаксического разбора предложения

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя. (Повест., невоскл, сложное,

союзное, СПП:

1. Простое, двусоставное, распр.

2.Простое, двусоставное, распр.)

Мы только что разобрали с вами один из видов сложного предложения, давайте попробуем восстановить знания о сложном предложении. Итак - небольшой тест. (Тест находится у каждого в папочке для индивидуальной работы)

Тест.

1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:

а) союзные; б) бессоюзные; в) сложносочинённые; г) сложноподчинительные.

2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят

а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.

3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:

а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, разрывает главное, после главного предложения.

А теперь давайте проверим!

На какие группы делятся сложные предложения?

Итак, сложные предложения бывают:

Какие предложения называются сложными?

Я вам сделала небольшую подсказку, но и тут вы должны поработать. Соедините части рассыпанного текста.

1Простые предложения

4…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным

союзом или союзным словом.

2Сложные предложения

5… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3Сложносочинённые предложения

1…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4Сложноподчинённые предложения

2… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5Бессоюзные предложения

3… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Учитель.

Правильно ставить знаки препинания помогает знание строения предложения и умение строить схемы сложноподчинённых предложений.

Прочитайте схемы. Объясните постановку знаков препинания в данных схемах.

4. Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске)

1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.

2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.

4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.

Физминутка

Поиграем!

1. И нищий наездник таится в ущелье,

1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,

2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,

4.и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,

5. когда я почувствовал страшную усталость.

Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4).

5-4 (ССП лишнее)

- Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о поэзии Жана Робертэ. Это французский поэт 15 века. Его поэзией интересовался Пушкин и, оценивая творчество Жана Робертэ, говорил: “Он развивал мысль о том, что человек одинок среди людей”. А парадокс называл “главным, излюбленным приёмом его творчества” Странно звучит. Но давайте прочитаем одно стихотворение этого поэта и попытаемся проникнуть в его художественный мир.

Над родником от жажды умираю.

Мне сладко то, что горьким должно быть.

К внушающим вражду любовь питаю.

Враждую с теми, кого след любить.

Хвалю всех тех, которых след хулить.

Я зло охотней, чем добро, приму.

Ищу того, чего искать напрасно.

Не верю в то, что ведомо уму.

Уверен в том, в чём сомневаюсь страстно.

(Жан Робертэ)

- Каким вы представляете себе лирического героя?

(Человек, который всё противопоставляет.)

(Он всё понимает, но осознанно отвергает всё..)

(Мне кажется, что он отвергает законы, по которым живёт общество.)

(Он почему-то себя мучает.)

-Да, наверное, он за что-то себя наказывает, уже в первой строчке мы можем это увидеть, потому что родник всегда даёт жизнь водоёму , питает всё живое, а герой отказывается от жизни, он от жажды

умирает. Наверное, он грешник и наказывает себя за это.

- Ребята, а из каких предложений состоит это стихотворение?

(СПП)

- Назовите их.

- Это синтаксический параллелизм. Так же как и в геометрии, вы чертите параллельные, так же расположены и предложения в стихотворении.

-Часто ли мы встречаем СПП в поэзии?

Давайте выпишем СПП предложения и построим их схемы.

Если останется время – работа по индивидуальным папкам по вариантам:

1 вариант

Расставьте знаки препинания в << отрезках >> предложений.

… сосуд крышка которого…
… оболочка из пластмассы назначение которой…
… высоким забором вдоль которого…
… большие дома в нижних этажах которых…

(… сосуд, крышка которого…
… оболочка из пластмассы, назначение которой…
… высоким забором, вдоль которого…
… большие дома, в нижних этажах которых…)

2 вариант

Отредактируйте текст, устранив назойливое повторение союзного слова который . Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Только нужный предмет который использу...тся в практике получа...т наименование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб...рают у (не) съедобных же которые (ни) кто (не) берёт далеко (не) всегда есть название. Перевод гриба который ранее (не) употр…блялся в пищу всегда связ...н с тем что он пр...обрета...т имя слово как будто прор..ста …т с позн... ва…мым предметом.

(Только нужный предмет, который используется в практике, получает наименование. Грибники дают название только тем грибам, которые они собирают, у несъедобных же, которые ни - кто не берёт, далеко не всегда есть название. Перевод гриба, который ранее не употреблялся в пищу, всегда связан с тем, что он приобретает имя, слово как будто прорастает с познаваемым предметом.)

Домашнее задание: $9,

Составьте предложения по данным ниже схемам (схемы записаны на доске):

[ ук. сл. + сущ. ], (какой - =).

[ сущ. ], (где = - и -).

[ сущ.], (который =).

[ ук. сл. + сущ.], (куда = - ].

выполните упр.88

Используемая литература:

1. и др. Русский язык 9 класс. М., «Просвещение», 2008

2. . Поурочные разработки по русскому языку 9 класс М, «Вако»2007

3. DVD Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Контрольный диктант.

I вариант

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

(По В. Пескову.)

II вариант

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.



Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» 1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)

Контрольный диктант.

Андрей Рублев

В продолжении долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.

Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От этого далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)

(По В. Прибыткову.)

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которого является этот нежный цветок.

Контрольный диктант.

Основатель Третьяковской галереи

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он.– - Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово.)

(По В. Порудоминскому.)

Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.

По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по – видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.

Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.

С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звездное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года. (154 слова.)

(«Народный месяцеслов»)

Итоговый контрольный диктант.

Старый музыкант

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)

(По А. Платонову.)

Утро в тайге

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг.

Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно – льдистую голубизну, в которой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнем.

Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов.)

СЛЕДЫ ВОЙНЫ 1963-65 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ОБЛАКА 45-го ГОДА 1980-85 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

СТАРЫЕ РАНЫ 1967 г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

В ДНИ ВОЙНЫ 1952-54 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ЖИВОЙ ЗАСЛОН 2001-04 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПРОВОДЫ 1967 г

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПАМЯТЬ ПАВШИХ 1993-95 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

33 шедевра мировой живописи - Креативный обзор!

Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее

По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».

Михаил Врубель «Демон сидящий»
1890, холст, масло. 114×211 см
Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

0 0 0

Самые странные картины!

Марк Шагал «Прогулка»
1917, холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Скульптура 18 века Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос, автор Козловский Михаил Иванович, датируется 1780 годом, недавно приобретеена Третьяковской галереей, но суть не в этом. Эта скульптура из светлой терракоты - барельеф, она "утоплена" в стене. Кстати, противоположность барельефу - контррельеф, когда скульпутру будто отпечатали в стене, затем вынули и мы любуемся на следы ее там пребывания, но для 18 века такой вид не характерен.

картины художника герасимова очень красивы. Картина, которую Вы видите, принесла художнику на выставке в Париже гран - при. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Там же можно посмотреть и другие работы автора.


http://sokhovich.livejournal.com/73440.html

В ледовой скульптуре нередко изображают героев мультфильмов и произведений классики, животных, персонажей Библии. (