Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Значение знаний строении жизнедеятельности организма человека. Какое значение имеют знания о человеке? Опора и движение

Их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира , его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем , их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно­двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации:

Сходство человека и животных

Строение и разнообразие клеток организма человека

Ткани организма человека

Органы и системы органов организма человека

Нервная система

Железы внешней и внутренней секреции Пищеварительная система Система органов дыхания Механизм вдоха и выдоха

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении

утопающего

Состав крови

Группы крови

Кровеносная система

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях Лимфатическая система Мочеполовая система Строение опорно-двигательной системы

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы Строение кожи

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях Анализаторы

Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки) Измерение массы и роста своего организма Распознавание на таблицах органов и систем органов человека Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Определение норм рационального питания

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке Определение частоты дыхания Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений Изучение действия желудочного сока на белки , действия слюны на крахмал Изучение внешнего вида отдельных костей Изучение изменения размера зрачка

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье Резервное время - 33 часов


  1. ХИМИЯ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 часов)

Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии (8 часов).

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Вещество (25 часов)

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металли ческая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Химическая реакция (15 часов).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

Элементарные основы неорганической химии (62 часа).

Водород, физические и химические свойства , получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ - свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа). Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач

Анатомия человека – наука, которая изучает строение организма в связи с его функцией, развитием и влиянием окружающей среды.

Анатомия рассматривает основные этапы развития человека в процессе эволюции, особенности строения отдельных органов и тела в зависимости от возраста.

На современном этапе развития науки отличают топографическую, систематическую, пластическую, сравнительную, функциональную и возрастную анатомию.

Возрастная анатомия ставит целью изучение тела человека, его органов и систем в процессе развития.

Физиология – наука о законах жизнедеятельности организма в целом и его отдельных органов, о процессах, которые происходят в органах, тканях, клетках, о регуляции их функций.

Возрастная физиология изучает физиологические особенности детей, индивидуальное развитие организма в процессе его роста и старения.

В свою очередь, возрастная физиология оказывает влияние на развитие таких наук, как возрастная психология и педагогика, педиатрия, детская травматология и хирургия, антропология и геронтология.

В зависимости от того, в какой степени учитываются анатомофизиологические особенности детей и подростков, обучение и воспитание являются более или менее педагогически эффективными. Особенно это важно в периоды развития, для которых характерно наибольшее восприятие воздействия тех или иных факторов, а также в периоды повышенной восприимчивости и снижения сопротивляемости организма. Основные физиологические процессы необходимо знать учителю при организации физического и трудового воспитания для использования эффективных методов обучения, для определения оптимального объёма физических и психических нагрузок с целью достижения максимальных оздоровительных результатов, для профилактики детского травматизма.

Большое значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Изучение закономерностей образования механизмов высшей нервной деятельности, развития желез внутренней секреции дает возможность определить специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах онтогенеза. Особенно важным для обучения и воспитания детей и подростков является выявление динамики развития их внимания, мышления, памяти, выдержки, силы воли, восприятия информации.

Возрастная физиология как наука широко использует методы наблюдения, естественного и лабораторного эксперимента, статистические методы и др. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Его проводят в обычных условиях жизнедеятельности организма, только подбирают их в зависимости от целей и задач исследования. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях.

Школьная гигиена изучает взаимодействие организма школьника с окружающей средой. На этой основе и разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на гармоничное развитие и уточнение функциональных возможностей детей и подростков, рационализацию процесса обучения, проведение профилактики заболеваний.

Чувствительность и реактивность детского организма к большинству факторов окружающей среды не такие, как у взрослого человека. Поэтому для школьников определяют другие, чем для взрослых гигиенические нормы, которые изменяются с возрастом в зависимости от степени морфофункциональной зрелости органов и систем. Следует учитывать также способы и уровень занятости детей, климатические условия.

Педагог должен знать анатомо-физиологические особенности организма школьника, гигиенические рекомендации и возрастные нормативы, использовать комплексы оздоровительных мероприятий в ежедневной педагогической деятельности, т. к. от этого во многом зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Школьная гигиена пользуется рекомендациями медицинской, педагогической, психологической и технической наук. В свою очередь, она дает для педагогов научно обоснованные гигиенические нормативы по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, условий их питания. Гигиенические требования необходимо учитывать при строительстве и оборудовании школ и детских учреждений. Школьная гигиена разрабатывает также рекомендации по ликвидации или ослаблению вредных факторов окружающей среды и оздоровление условий жизни, обучения и воспитания детей и подростков.

Как наука школьная гигиена развивается на базе возрастной физиологии и морфологии и поэтому эти дисциплины изучают совместно.

Охрана здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для их роста и развития возможны при наличии у учителей соответствующих знаний по анатомии, физиологии и школьной гигиене. Кроме того, учитель должен иметь необходимые знания по педагогике и психологии. Только сочетание данных наук позволяет правильно решать вопросы охраны и укрепления здоровья школьника, гармонического развития его духовных и физических возможностей.

Знание детской психологии помогает учителю лучше понимать ребенка, учитывать его психическое состояние, целенаправленно влиять на отрицательные моменты в его поведении. Педагогическая психология изучает психику школьников в процессе учебно-воспитательной работы с ними.

Естественнонаучной основой педагогической психологии является физиология высшей нервной деятельности. Суммирование данных этих наук позволяет судить о возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностях детей и подростков, что помогает учителю успешно осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание подросткового поколения.

Пояснительная записка

Программа по биологии для 8 класса основной школы (далее – Программа) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004г.), примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, авторской программы по биологии для 8 класса В.С. Рохлов и С.Б. Трофимов в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий.

Цели:

1. Освоение знаний о строении организма человека и присущих ему закономерностях развития, жизнедеятельности, о роли биологической науки в практической деятельности людей; психологии, гигиене, медицине и др. областях; методах познания живой природы в целом и человека в частности;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов протекающих в организме , использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмом, биологических экспериментов, социометрических методик, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; целесообразности здорового образа жизни;

5. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для возможности оказания первой медицинской помощи; соблюдение гигиенических норм и правил, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде , норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи:
1. Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

2. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

3. Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

4. Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Место предмета в учебном плане

На предмет биологии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.


Элементы содержания

1

Введение.

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

2

Место человека в системе органического мира.

2

Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными . Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.

3

Строение организма человека.

6

Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

4

Нервная система.

6

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

5

Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

6

Гуморальная регуляция функций в организме . Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы смешанной секреции. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

6

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.

6

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка - рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения. Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

7

Поведение.

10

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И. П. Павлов- основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы . Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение 6
И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

8

Покровы тела.

2

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

9

Опора и движение.

5

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

10

Внутренняя среда организма.

5

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями . Понятие о гомеостазе.

11

Кровообращение и лимфоотток.

4

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.

12

Дыхание.

4

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

13

Пищеварение.

5

Питание и его роль в развитии организма . Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

14

Обмен веществ и превращение энергии.

5

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека . Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

15

Выделение.

2

Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

16

Воспроизведение и развитие человека.

3

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.

Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

5

3

Опорно-двигательная система

8

4

Кровь. Кровообращение

9

5

Дыхательная система

6

6

Пищеварительная система

6

7

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

8

Мочевыделительная система

2

9

Кожа

3

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

6

12

Органы чувств. Анализаторы

6

13

Поведение и психика

6

14

Индивидуальное развитие человека

7

Всего

70



Календарно-тематическое планирование

8 класс


Четверть

Месяц

Неделя


Название темы урока

1. Введение

Первая

Сентябрь

Октябрь


1

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.Науки об организме человека.

Тема 1. Общий обзор организма человека

2

Общие сведения об организме человека. Место и роль человека в системе органического мира , его сходство с животными и отличие от них.

2

3

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

4

Ткани. Лабораторная работа № . 1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей»

3

5

Органы. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

6

Обобщение знаний по теме «Организм человека. Общий обзор».

Тема 2. Опорно-двигательная система

4

7

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет. Строение и состав костей.

8

Соединение костей.

5

9

Скелет головы и туловища

10

Скелет конечностей.

6

11

Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.Профилактика травматизма.

12

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

7

13

Работа мышц. Развитие опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

14

Нарушения осанки и плоскостопие. Лабораторная работа № . 2 «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

Тема 3. Кровь. Кровообращение

8

15

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.Значение крови и ее состав. Лабораторная работа № . 3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

16

Иммунитет. Органы иммунной системы. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Работы Э. Дженнера. Антитела. Предупредительные прививки. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Аллергические реакции. Типы иммунитета.

9

17

Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

18

Строение и работа сердца.

Вторая

Ноябрь

10

19

Лимфа. Движение лимфы. Лимфатическая система.

20

Движение крови по сосудам. Кровяное давление и пульс.Практические работы :

1.Измерение кровяного давления.


11

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

22

Артериальное и венозное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.Практическая работа №3. «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

12

23

Повторение и обобщение материала по теме «Кровь. Кровообращение»

Тема 4 Дыхательная система

24

Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система.

Декабрь

13

25

Строение органов дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 4 :Определение частоты дыхания.

26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Практическая работа № 4 . «Измерение обхвата грудной клетки».

14

27

Гигиена органов дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вред табакокурения.

28

Первая помощь при поражении органов дыхания. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

15

29

Повторение и обобщения материала по теме: « Дыхательная система»

Тема 5. Пищеварительная система

30

Питание. Пищеварение. Значение пищи и ее состав. Пища как биологическая основа жизни.

16

31

Пищеварительная система. Строение и значение зубов.

32

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал»

Третья

Январь

17

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

34

Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения . Гигиена питания. Питание и здоровье. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

18

35

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»

Тема 6: Обмен веществ и энергии. Витамины

36

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров.

19

37

Рациональное питание. Нормы и режим питания.Практическая работа № 5 . «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

38

Витамины, их связь с ферментами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки.Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Тема 7. Мочевыделительная система

Февраль

20

39

Выделение. Мочеполовая система. Строение и функции выделительной системы.

40

Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Экологическая чистота питьевой воды - залог здоровья (на примере Тульской области).

Тема 8. Кожа

21

41

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в процессах терморегуляции . Практическая работа № 6 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки»

42

Уход за кожей, волосами, ногтями. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

22

43

Повторение и обобщение по теме «Кожа»

Тема 9: Эндокринная система.

44

Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

23

45

Гормоны, механизмы их действия на клетки. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение.

Тема10. Нервная система

46

Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Значение, строение и функции нервной системы. Практическая работа№ 7.«Выявление действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи»

Март

24

47

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

48

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

25

49

Спинной мозг.

50

Головной мозг: строение и функции.

26

51

Обобщение знаний по темам «Эндокринная система», «Нервная система».

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы

52

Органы чувств, их роль в жизни человека. Как действуют органы чувств и анализаторы.

Четвертая

Апрель

27

53

Строение и функции органа зрения. Зрительный анализатор. Практическая работа № 8 . «Выявление функций зрачка и хрусталика . Обнаружение слепого пятна» (Строение и работа органа зрения).

54

Заболевания и повреждения глаз. Нарушения зрения, их профилактика.

28

55

Строение и функции органа слуха. Нарушения слуха, их профилактика.

56

Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.

29

57

Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы».

Тема 12. Поведение и психика

58

Психология и поведение человека.Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Познавательная деятельность мозга.Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.

30

59

Закономерности работы головного мозга. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Межличностные отношения. Выбор профессии.

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

31

61

Высшая нервная деятельность человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Речь. Сознание человека. Труд. Познавательные процессы.Мышление. Память. Способности и одарённость. Темперамент и характер.

62

Воля. Эмоции и чувства. Внимание. Практическая работа№9 . «Определение колебания внимания при непроизвольном внимании, при попытке удержать образ путём волевого усилия (произвольное внимание) и при активной работе с объектом (опыт с усеченной пирамидой)».

Май

32

63

Динамика работоспособности. Режим дня.

Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Рациональная организация труда и отдыха.



Тема 13. Индивидуальное развитие человека

64

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половая система человека. Половые хромосомы.Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Половое созревание юношей и девушек. Нецелесообразность ранних браков. Опасность абортов, бесплодие.

33

65

Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные и врожденные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

66

Оплодотворение, внутриутробное развитие организма. Беременность. Роды. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков.

34

67

Развитие после рождения.

68

О вреде наркогенных веществ. Человек и

окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью. Практическая работа №10 . Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



35

69

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

70

Подведение итогов

Планируемые результаты

обучающиеся должны знать:

- уровни организации живого организма: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системы органов;

Строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

Строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию, сходства и различия в строении и функции систем органов человека и млекопитающих животных;

Расположение органов в организме человека; особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образомжизни;

Особенности внутренней среды организма, иммунитета,обмена веществ, терморегуляции, рационального питании;

- особенности роста и развития человеческого организма; влияние сенсорной информации на психическое развитие человека;

Приемы оказания помощи при несчастных случаях;

Влияние физической и умственной нагрузки на организм; факторы сохраняющие и разрушающие здоровье; влияние курения, алкоголя, наркомании на организм человека.

обучающиеся должны уметь:

- распознавать органы и системы органов по таблицам; находить связь между строением и функциями органов ;

Объяснять влияние труда и отдыха на организм;

Пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения (подсчитывать пульс, определять состояние органов чувств - зрения, слуха), организовать правильное рациональное питание;

Оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;

Работать с учебником: использовать шмуцтитулы, работать с текстом, рисунками и обозначениями на полях учебника; проверять себя по вопросам и указанным обозначениям, составлять план параграфа и готовить краткие сообщения.

Материально – техническое обеспечение:
1. Учебник биология 8 класс под редакцией И.Д Трайтака

2. Биология человек. Культура здоровья. Тетрадь - тренажер Л.Н Сухарукова; Просвещение. 2013г.

3. Биология человек. Культура здоровья. Тетрадь - экзаменатор Л.Н Сухарукова; Просвещение. 2013г.

4. Дидактические материалы по биологии З.В Борзова; Москва. 2005г.

5. Биология в вопросах и ответах Николай Лемеза; Айрис Пресс. 2005г.

6. Задания подготовки к олимпиадам по биологии Л.М Кудинова; Волгоград. 2007г.

7. Презентации по физиологии и анатомии человека.

Человеческий организм - загадочный, сложнейший механизм, который способен не только совершать физические действия, но и чувствовать, мыслить. Общий обзор организма человека показывает, что из семи миллиардов проживающих на Земле нет абсолютно похожих внешне людей, однако строение организма на 99 % у всех одинаково. Природа устроила так, что при четкой, слаженной работе всех органов механизмы жизнедеятельности обеспечивают долгое существование нашему телу.

Общий обзор организма человека

Тело человека - единый организм, где действие всех органов и систем тесно связано между собой. Основной единицей является клетка. К моменту достижения взрослого состояния организм человека состоит в среднем из трех миллиардов клеток. Из них сформированы все объединены в системы, каждая из которых играет важную роль в жизнедеятельности. Системы организма человека:

  • Сердечно-сосудистая система. В нее входят капилляры, артерии, вены, сердце. Основной является перекачка крови, доставление ее ко всем органам. Левая часть сердца - «насос» для всего организма, правая часть сердечной мышцы доставляет кровь к легким с целью обогащения ее кислородом. Сердце имеет три слоя (миокард, эпикард, эндокард). Каждый из них обладает разной плотностью и функционалом.
  • Пищеварительная система удовлетворяет потребность в пище и перерабатывает питательные вещества в необходимую энергию. Состоит из пищеварительного тракта: ротовой полости, пищевода, желудка, тонкой кишки, толстой кишки, заканчивается прямой кишкой.
  • Кожный покров. Жизнедеятельность организма человека постоянно связана с различными рисками. Кожа защищает тело от воздействий окружающей среды, внешних раздражающих факторов. Система кожного покрова состоит из кожи (включая сальные и потовые железы), волос, ногтей и микромышц, которые удерживают волосы.
  • Лимфатическая система. Главная функция - извлечение и транспортирование лимфы по организму.
  • Скелетно-мышечная система. Состоит из скелета человека, в котором все кости совмещены друг с другом суставами, поддерживаются мышцами, прикрепленными к скелету сухожилиями. Изучение организма человека часто начинается с изучения строения скелета. В целом скелет состоит из 206 костей.
  • Нервная система. Нервная система несет в организме ответственность за информацию об организме и окружающей среде. Разделена на периферическую и центральную.
  • Репродуктивная система. Сложнейшая система организма, полностью отличается женская от мужской. Отвечает за сексуальную функцию и в целом за продолжение рода человека.

Как устроен человек: расположение органов. Голова

Каждый орган человека индивидуален, расположен в определенном месте и выполняет свою функцию. Делая общий обзор организма человека, важно понять, где какой орган находится. Это поможет избежать каких-либо травм, а также определить, к какому специалисту обращаться при том или ином заболевании.

Головной мозг, пожалуй, так и остается самым загадочным и нераскрытым элементом организма. Все части тела подчиняются этому центру. Расположен мозг в черепной коробке, защищен крепкими костями черепа. От мозга по всему телу разбегаются нервы, по которым поступают импульсные сигналы к тому или иному действию. Благодаря командам мозга мы видим, слышим, чувствуем, двигаемся, вообще живем и существуем.

Грудная клетка

Каждый должен знать, как устроен человек, в каких местах расположены основные органы. Рассмотрим грудную клетку. На передней, шейной стороне, под кадыком, расположилась ее можно назвать "батарейкой" нашего организма. Она отвечает за выработку основных гормонов, которые обеспечивают всю слаженную работу органов нашего тела. С возрастом щитовидная железа может спускаться вниз и даже оказаться в грудной полости.

Грудную полость от брюшной отделяет мышечный орган диафрагма. Сердце смещено влево, располагается между правым и левым легкими, за грудиной. Легкие занимают большую часть пространства грудной клетки. Проходят от сердца к ребрам, имеют куполообразную форму, сзади расположены по направлению к позвоночнику. Основания легких упираются в мышечную диафрагму. Защищены ребрами.

Брюшная полость

Основным резервуаром для принятия, хранения пищи является желудок. Расположен он под диафрагмой, в левой части брюшины. Сзади, чуть ниже желудка, находится поджелудочная железа. Она расщепляет жиры, углеводы, белки и вырабатывает глюкагон и инсулин - важнейшие гормоны.

Справа, под диафрагмой, расположена печень. Слаженная работа организма человека во многом зависит от этого органа. Печень - наш главный фильтр. В нижней части печени, в углублении, находится желчный пузырь, который играет важную роль в переработке пищи. В левой части подреберья лежит селезенка, она защищает наш организм от разных инфекций, а также от потери крови.

Кишечник

Ниже желудка брюшинное пространство занимает тонкой кишечник, представляя собой длинную запутанную трубку. Начало толстого кишечника - с правой стороны. Затем толстая кишка обтекает брюшину поверху и опускается вниз по левой стороне. Слепую кишку именуют аппендиксом. Толстая кишка переходит в прямую, завершается анусом - выходом, через который удаляются каловые массы.

Мочеполовые органы

Рассматривая системы организма человека, понимаешь, что каждая из них по-своему важна и необходима. Почки относятся к парным органам мочеполовой системы. Левая почка расположилась чуть выше из-за увеличенного размера печени, находящейся справа. На вершине каждой почки находятся надпочечники. Роль их огромна, ими выделяется более тридцати гормонов непосредственно в кровоток. Снизу, в малом тазу, расположен мочевой пузырь. У мужчин за ним - семенные пузырьки, кишечник. У женщин - влагалище, снизу - мышцы тазового дна. Две крохотные железы - яичники лежат в тазовой полости, на противоположных сторонах матки, прикреплены к ней связками. У мужчин семенники (яички) находятся в мошонке, которая выведена наружу. Ниже мочевого пузыря - предстательная железа.

Клетка

Проводя общий обзор организма человека, на первое место мы ставим клетку. Она является наименьшей функциональной и структурной единицей. В организме человека - более двухсот типов клеток, каждая из них имеет свой состав, функционал, строение. Если рассматривать общий план строения, он одинаковый. Оболочка, цитоплазма и ядро - основные составляющие любой клетки. Оболочку образует гликокаликс и плазмалемма. В цитоплазме различается органоид и гиалоплазма.

Оболочка клетки обеспечивает рецепторную функцию, избирательную проницаемость, передачу электрических и химических сигналов, отделяет от протопласта.

Основными в жизнедеятельности являются раздражимость, обмен веществ, размножение, старение, смерть.

Обмен веществ происходит непрерывно. В клетку постоянно входят различные вещества, принимающие участие в энергетическом и пластическом обмене, выводятся использованные компоненты, выделяется тепловая энергия.

Клетка способна реагировать на различные внутренние и внешние раздражители. Форма ответа - возбудимость, она связана с зарядом клеточной мембраны.

Каждая клетка имеет свой жизненный цикл. Ежедневно в организме человека около 1-2 % клеток погибают в результате старения и зарождаются новые, этот процесс непрерывен.

Ткани

Тканью называется совокупность клеток, межклеточного вещества, которые имеют общее строение, функции, происхождение. В человеческом организме существует четыре вида тканей:

  • Основана на эктодермальном происхождении, быстро регенирирует, имеет минимум межклеточного вещества, нет сосудов, располагается на базальной мембране. Различается несколько видов эпителия: однослойные - плоский, цилиндрический, кубический, мерцательный эпителий, многослойные - ороговевающий, неороговевающий, железистый эпителий.
  • Соединительная ткань. Происходит из мезодермы. Форма клеток разнообразна, развито межклеточное вещество. Различают волокнистую - рыхлую ткань, плотную ткань, хрящевую, костную, жировую, лимфу, кровь. Кроветворные ткани также относятся к соединительным.
  • Мышечная ткань. Имеет свойства сокращаться и возбуждаться. Различается скелетная поперечно-полосатая, сердечная поперечно-полосатая, гладкая.
  • Важнейшие свойства - возбудимость и проводимость. Ткань эктодермального происхождения, представлена нейроглией и нейронами.

Системы, функции органов

Итак, мы рассмотрели строение и функции организма человека. Обобщим полученные результаты и представим все функции отдельных систем в виде таблицы.

Части системы

Опорно-двигательная

Скелет, мышцы

Защита и опора тела. Движение

Кровеносная

Сосуды, сердце

Обмен веществ. Снабжение органов кислородом и питательными веществами, вывод вредных веществ

Дыхательная

Дыхательные пути. Легкие

Газообмен, дыхание

Пищеварительная

Пищеварительный тракт, пищеварительные железы

Переработка пищи, всасывание питательных веществ, выведение остатков

Покровная

Защита. Выведение вредных веществ, регулировка температуры, осязание

Мочевыделительная

Солевой обмен, выведение вредных веществ

Половые органы

Размножение

Головной, спинной мозг

Связывает системы всего организма

Эндокринная

Координирует деятельность всего организма

Как видите, организм человека - целостная динамическая система, обладающая особым строением.