Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Старинные жанры пастораль идиллия мадригал. Мадригал - это что такое? Примеры

- (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). Небольшое любовно шуточное стихотворение, состоит обыкновенно из трех рифмованных куплетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от итальянского mandra стадо, или прованс. mandre пастух) первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо … Литературная энциклопедия

мадригал - а, м. madrigal m. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. БАС 1. Впервые отм. в переводе пьесы Ж. Б. Мольера Смешные жеманницы (Les précieuses ridicules ? Драгыя смеяныя, 1703 г. ЭС.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

См. хвала слагать мадригал... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мадригал хвала Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МАДРИГАЛ, мадригала, муж. (франц. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (ист. лит.). «Бывало нежные поэты… точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты.» Пушкин. 2. Любезность, комплимент… … Толковый словарь Ушакова

- (madrigal или mandrial) музыка на стихотворенияпасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних,произошло от провансальских слов mandre пастух и gal жалоба, помнению других от materialia, обозначающего светское пение и данного М.в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- «МАДРИГАЛ», раннее четверостишие Л. (1829) альбомного характера, выдержанное в традициях «легкой поэзии». Несомненно, обращено к конкретному, но неустановленному адресату. Стих. строится на типичном каламбурном сдвиге: филос. вопрос о… … Лермонтовская энциклопедия

- (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 начале 17 вв. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в… … Современная энциклопедия

- (франц. madrigal) 1) в 14 и 16 нач. 17 в. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С… … Большой Энциклопедический словарь

МАДРИГАЛ - вокальное произведение светского характера, связанное преимущественно с лирико-поэтической тематикой и изложенное в относительно свободной форме. С этим жанром тесно связан почти 4-вековой период развития европейской музыкальной культуры: первые образцы мадригалов появились в конце XIII в., а с середины XVII в. - после возникновения оперы, оратории и кантаты - мадригал начинает исчезать. Родина его, Италия, дала миру лучшие образцы мадригального творчества, особенно в XVI и 1-й половине XVII в. (по примеру Италии мадригалы сочинялись также во Франции, в Англии, Нидерландах, Испании и других странах).

Интересно происхождение термина. По-итальянски madrigale - песня на родном (материнском), т. е. итальянском языке, что указывает, на светский характер текста, в отличие от духовных песен, исполнявшихся на латинском языке. Другое значение слова связывают с итальянским madriale (или mandriale) - пастух, что, очевидно, говорит об истоках мадригала, который был поначалу пасторалью, пастушеской песенкой (в таком виде он встречается в искусстве провансальских трубадуров).

Эволюция мадригала весьма показательна для развития светских вокальных жанров эпохи Возрождения. Возникший как одноголосная песня, мадригал уже в XIV в. представлял собой 2- - 3-голосную композицию, состоявшую из нескольких коротких куплетов с припевом. Круг образов, нашедших воплощение в раннем мадригале, был необычайно широк - от пасторали до политической сатиры, причем сюжет излагался главным образом в аллегорической форме. В отличие от мотетов того времени, все голоса мадригала были объединены текстом; верхний голос, постепенно приобретая ведущее значение, все более выявлял связь с народнопесенными истоками. Для содержания ранних мадригалов характерен интерес к внутреннему миру человека, его размышлениям и переживаниям; поэтическим фоном при этом нередко служили картины природы. Таковы, например, мадригалы известного итальянского композитора XIV в. Франческо Ландини, многие тексты которых принадлежат его выдающемуся современнику поэту Ф. Петрарке.

Подлинного расцвета мадригал достигает в XVI - начале XVII вв. Впитав опыт музыкального искусства раннего Возрождения (Ars nova), а также опираясь на открытия нидерландской школы и многие черты французской chanson, мадригал становится теперь основной областью профессиональной светской музыки, а главное - великолепным «опытным полем» для всевозможных поисков и экспериментов (как в области содержания, так и в сфере выразительных средств). Мадригал этого периода - вокальная поэма, в которой поэтически возвышенный, а нередко изысканно-рафинированный текст соединялся с музыкой психологически утонченного, иногда драматического склада. В мадригале нашли применение различные композиционные и стилевые признаки: техника имитационного письма и аккордово-гармонический склад, строгие контрапунктические схемы и сложные фактурные напластывания, прозрачная диатоника и тонкая игра хроматизмов. Мадригальный стиль развивался как типично хоровой и вместе с тем сугубо камерный (в наши дни мадригалы XVI-XVII вв. исполняются обычно небольшим хором или несколькими певцами-солистами). С конца XVI в. к певческим голосам присоединяется инструментальное сопровождение (иногда по сложившейся традиции, оно не фиксировалось, но подразумевалось).

Первый период развития мадригала (эпохи его расцвета) связан с именами композиторов, работавших в Италии в XVI в. Наиболее значительные из них - А. Вилларт (между 1480-1490-1562), Ф. Вердело (конец XV в. - ок. 1550) и Я. Аркадельт (1505-1568). Типичные черты их мадригалов - лирическая тематика, заметные влияния мотетного стиля, 4-го-лосный склад изложения.

Следующий период развития жанра охватывает 2-ю половину XVI в., точнее - большую ее часть. В это время достигает значительного многообразия содержание мадригалов, более развернутой (и вместе с тем более свободной) становится форма, окончательно утверждается характернейший признак мадригала той поры - 5-голосие. Выдающимися представителями этого этапа развития жанра явились ученики А. Вилларта - К. де Pope (1516-1565) и А. Габриели (около 1510-1586), а также величайшие мастера XVI в. - Палестрина (около 1525-1594) и Лассо (около 1532-1594).

Третий период (конец XVI - начало XVIII вв.) выдвигает таких выдающихся мастеров-мадригалистов, как Лука Маренцио (1553-1599), Джезуальдо ди Веноза (около 1560- 1613), Клаудио Монтеверди (1567- 1643). Их мадригалы оказали сильное влияние на развитие европейской музыки XVII в. Из композиторов конца XVI в., много и успешно работавших в жанре мадригала, следует также назвать К. Меруло (1533-1604), О. Векки (1550-1605), Л. Луцаски (около 1545-1607), Ф. де Монте (около 1521 - 1603), К. Порта (1530-1601), Дж. Кроче (около 1557-1609) и др. В эту же эпоху наметилась драматизация мадригального стиля: стали появляться мадригалы с определенной сюжетной канвой, напоминавшей порой либретто или миниатюрный сценарий (реплики различных действующих лиц, диалоги и т. п.). Весьма популярен, в частности, был мадригал А. Стриджо «Болтовня прачек», представлявший собою сочную жанровую сцену из народной жизни. Подобные опыты предпринимали в мадригальных композициях О. Векки, Л. Луцаски и даже К. Монтеверди. Такого рода драматические мадригалы, равно как и широко известная в свое время мадригальная комедия О. Векки «Амфипарнас» (1594) во многом подготовили появление первых оперных произведений.

Опыт мадригалистов Италии и Нидерландов был освоен и в других европейских странах (Англия, Франция, Польша, Чехия). Особенного расцвета этот жанр достиг в Англии, где эпоха Шекспира выдвинула плеяду выдающихся мастеров мадригала; Среди них - У. Бёрд (1543-1623), Т. Морли (1557-1603), Дж. Булл (1562-1628), О. Гиббоне (1583-1625), Т. Уилкс (около 1575-1623) и др. В целом мадригал XVI - начала XVII вв., будучи искусством придворных салонов, аристократических собраний и вместе с тем ареной неустанных поисков, смелых экспериментов, столкновений старого и нового, - вызвал к жизни выразительные средства, многие из которых оставались новаторскими и в XVIII в. Влияние мадригала сказалось не только на опере, оратории, кантате, но и на мотете, французской chanson, немецкой многоголосной песне; оно весьма ощутимо в церковных жанрах и даже во многих видах инструментальной музыки.

Мадригал… сейчас это слово звучит непривычно, ассоциируясь с давно ушедшей в прошлое эпохой – нечто вроде музыкального «музейного экспоната». Но было время, когда жанр мадригала был «на гребне волны», и существовало немало композиторов, в творчестве которых он был ведущим жанром.

Итальянское слово «мадригал» восходит к латинскому mater – «мать». Подразумевается произведение, написанное на «материнском», то есть родном языке (в отличие от духовных песнопений, которые писались на латинские тексты). Возник мадригал не в музыке даже, а в поэзии, и произошло это в Италии в эпоху Возрождения, точнее – в XIV столетии. Мадригалы мы встречаем среди творений многих итальянских поэтов Ренессанса – Франческо Петрарки, Франко Саккетти. В отличие от многих других поэтических жанров того времени (например, сонета), структура мадригала не регулировалась строгими правилами – не предписывалось определенное количество строк, расположение рифм, иными словами, мадригал предоставлял поэту немалую степень свободы. Тем не менее, и в этом жанре сложилась определенная традиция: мадригал состоял из трехстрочных строф, количество которых могло варьироваться (но не менее двух), а завершало его двухстрочное заключение.

Но уже тогда, в XIV веке, появляются первые музыкальные мадригалы. Подобно мадригалам поэтическим, их отличала определенная свобода – прежде всего, в области поэтического содержания. Оно могло быть каким угодно: любовная лирика, мифологические сюжеты, юмор и множество других тем. Мадригалы того времени имели вид двухголосных или трехголосных вокальных произведений, причем верхний голос изобиловал музыкальными «украшениями». Иногда при их исполнении использовались музыкальные инструменты, но не обязательно. Музыкальная структура происходила от построения поэтических мадригалов: двухстрочное заключение превратилось в рефрен, появляющийся между куплетами.

Зародившись в XIV веке, мадригал почти сходит со сцены в следующем столетии, не выдержав конкуренции с другой разновидностью многоголосной светской песни – фроттолой. Но в 1530-х гг. состоялось «второе рождение» мадригала: художественные принципы Высокого Возрождения требовали, чтобы музыка чутко откликалась на все нюансы поэтического текста, и фроттола с ее строгой структурой не была на это способна, иное дело – мадригал с его свободным построением. Именно принцип свободного выражения чувств становится главным отличительным признаком мадригалов XVI столетия, поэтому применительно к этой эпохе весьма сложно сказать что-то определенное о традиционной форме мадригала – он превратился в своеобразный «экспериментальный полигон». Тем не менее, в мадригалах той эпохи можно усмотреть связь с двумя другими жанрами – мотетом и фроттолой. Мадригалы первого типа – пятиголосные, с полифонической структурой – опирались на систему церковных ладов и имели сквозную форму. Мадригалы же, «уходящие корнями» во фроттолу, строились по куплетному или репризному принципу, их четырехголосная фактура была гомофонно-гармонической, а ладовая основа – близкой к мажору и минору.

Новый этап в развитии жанра мадригала связан с именем Орландо Лассо и других композиторов второй половины XVI столетия. В музыкальной ткани мадригалов появляется немало нового – диссонансы, хроматизмы. Но поистине «золотой век» мадригала наступает на рубеже XVI-XVII веков. В это время жили и творили такие композиторы, как Клаудио Монтеверди, Карло Джезуальдо ди Веноза. В музыкальном языке мадригала появляется своеобразная символика: хроматизм или диссонанс – скорбь, пауза – вздох, быстрое ритмическое движение – ветер, плавная мелодия – слезы и т. д. Например, в мадригале Джезуальдо «Умираю, несчастный» диатоника символизирует жизнь, а хроматика – смерть. Появляются мадригалы в виде драматических сцен, в них все активнее используются музыкальные инструменты и даже появляются инструментальные эпизоды, именуемые «симфониями». Своеобразной квинтэссенцией «золотого века» мадригала становится сборник Клаудио Монтеверди «Воинственные и любовные мадригалы», где представлено множество разновидностей этого жанра.

Но «золотой век» обернулся «золотой осенью»: сформировав и развив все то, что будет востребовано в последующие века – гомофонно-гармонический склад, функциональную гармонию, хроматизмы – мадригал постепенно отходит в прошлое. На рубеже XVII-XVIII столетий мадригалы еще создавались, но в скором времени этот жанр уходит из композиторской практики.

Изучение музыки эпохи Возрождения и XVII века – это, конечно, интересно, но представьте себе – мадригалы создавались в ХХ столетии! В 1958 г Пауль Хиндемит написал Двенадцать мадригалов, а Богуслав Мартину именовал мадригалами некоторые из своих камерно-инструментальных произведений. И все же в первую очередь это слово ассоциируется с музыкой добаховской эпохи. Один из старейших ансамблей ранней музыки в России, созданный в 1965 г., носит название «Мадригал».

Копирование запрещено.

МАДРИГАЛ:

1) В светской музыке Италии позднего Средневековья и Возрождения обозначение двух разных музыкально-поэтических жанров, один из которых был распространён в XIV веке, другой - в XVI веке.

Согласно Антонио да Темпо (1332 год), слово «мадригал» происходит от позднелатинско-го mandrialis - «пастушеский»; современная наука (Ф.А. Галло) производит его из средневекового латинского matricalis - «материнский» (то есть предназначенный для пе-ния на родном языке, а не по-латыни).

2-3-голосный мадригал XIV века - наиболее специфический жанр итальянского арс нова, не имевший аналогов в других европейских странах. Первые мадригалы (анонимные и Магистра Пьеро) - в ватиканском кодексе Росси (около 1340 года). Сильно орнаментиро-ванный солирующий верхний голос (кантус) требует от певца высокой исполнительской техники; контрапунктирующие голоса (контратенор, тенор), выдержанные в более крупных длительностях, выполняют функцию аккомпанемента. Характерная черта музыкальной ритмики мадригала - деление перфектной (трёхдольной) мензуры на 12 миним (смотри в статье Мензуральная нотация) в «итальянском духе» (aer italicus). В тексто-музыкальной форме выделяются 2-3 терцета из силлабических 11-сложников (иногда перемежающихся 7-сложниками), исполняемые на один напев, и 1-2 двухстрочных ритурнеля (ritornello) - на другой.

Крупные композиторы-мадригалисты: Якопо Болонский (мадригал - основной жанр его творчества), Джованни Флорентийский (да Каша), Герарделло, Лоренцо, Донато, Андреа, Паоло (все - флорентийцы) и Бартолино Падуанский. Среди поэтов: Ф. Саккетти, Н. Сольданьери, Дж. Донди; возможно, Ф. Ландини; изредка мадригал сочиняли Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо; авторы большинства мадригальных стихов неизвестны.

Тематика мадригала - любовная, обычно окрашенная в пасторальные тона; встречаются тексты морализующие и церемониальные (приуроченные к историческим и политическим событиям; например, у Паоло и Бартолино Падуанского). По образцу прованской поэзии мадригал эпохи треченто нередко содержит явное или зашифрованное посвящение прекрасной даме, реже светскому патрону композитора [например, мадригал «Lo lume vostro» («Ваша светлость») Якопо Болонского содержит акростих LUCHINUS, воспроизводящий имя Лукино (Висконти), и игру слов, фонически имитирующую имя Изабелла]. Смелым экспериментатором выступил Ф. Ландини; среди его 12 мадригалов - редчайший для этого жанра пример изоритмии [«Sì dolce non son ̀o» («Cладостно не звучала…»)], политекстовый мадригал («Я - Музыка»; все 3 одновременно пропеваемых текста - о падении нравов, всеобщем бескультурье и торжестве бездарности), а также образец смешанного жанра мадригала-каччи [«Deh, dimmi tu» («Ах, скажи мне…»)]. Последний по времени автор мадригала данного типа - Й. Чикониа (начало XV века).

Мадригал XVI века - один из центральных музыкальных жанров эпохи Возрождения. Основные черты: 4-5-голосие (реже встречаются 3, 6-10 голосов), опирающееся на нормы так называемого строгого стиля полифонии (А. Вилларт, Ф. Вердело, К. Феста, Я. Арка-дельт, Дж.П. да Палестрина, О. Лассо, Ж. де Верт и другие), строфическая форма (строфы состоят преимущественно из 11-сложников различной рифмовки); каждая новая строфа текста имела новый напев.

Среди поэтов: Петрарка, Т. Тассо, Дж. Б. Гварини, Я. Саннадзаро; многие мадригальные стихи анонимны (в роли поэта мог выступать композитор).
Мадригалы печатались в виде сборников - «книг», составленных по тематическому или формальному принципу [так, сборник мадригалов для сопрано Л. Луццаски (1601 год) содержит виртуозный репертуар «Дамского ансамбля», выступавшего при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре].

В текстах мадригала преобладает любовная тематика. Особая разновидность - «духовный мадригал» (madrigale spirituale) лирико-созерцательного характера, часто парафраз библейских сюжетов и образов («Слёзы Св. Петра» О. Лассо).

Циклы мадригалов (особенно характерны секстины) связывались единством образно-тематического замысла, иногда с элементами драматизации; таковы циклы Л. Маренцио - «Сладкие и милые поцелуи» («Baci soavi e cari», на стихи Гварини - скрупулёзная классификация поцелуев в 5 частях), Ж. де Верта - «О, какая мука» («Si quel dolor», на стихи Л. Танзилло - 10-частное размышление о смерти и приготовление к ней), Ч. де Роре - «Дева прекрасная» («Vergine bella», на текст последней канцоны из «Книги песен» Петрарки - гимн Богородице в 11 частях).

Во 2-й половине XVI века в мадригале активно использовались приёмы риторики музыкальной (в том числе использующие звукоизобразительность, в западной музыкальной науке получили название «мадригализмы»), чему способствовали обильные лексико-стилистические клише мадригальной поэзии. Некоторые композиторы (Вилларт, де Роре, Маренцио, Луццаски, Сиджизмондо д’Индиа и другие) экспериментировали в области гармонии, ритма (в том числе эффектно использовали смену мензуры - 2-дольной и 3-дольной), склада и фактуры (чередование хорального склада с силлабическим распевом текста и имитационно-полифонического с мелизматическим распевом). Последовательны и оригинальны эксперименты со звуковысотностью: энармоника у Н. Вичентино (его мадригалы сохранились в виде нотных примеров к теоретическому трактату, 1555 год), хроматика у К. Джезуальдо, особенно в 5-й и 6-й книгах мадригала [хрестоматийный образец - «Moro lasso» («Умираю, несчастный»)].

В конце эпохи мадригал испытал общую для итальянской музыки того времени тенденцию к театрализации, которая проявилась в мадригальных комедиях, составленных из контрастных пьес (у О. Векки, А. Банкьери и других под названием «commedia harmonica», «commedia musicale»). Выдающимся разнообразием отличаются мадригалы К. Монтеверди (8 книг, 1587-1638 годы; 9-я книга издана посмертно, 1651 год). Его ранние мадригалы написаны для ансамбля а капелла, в традиционной имитационно-полифо-нической технике; поздние (особенно в 7 - 9-й книгах) принадлежат эстетике барокко и могут быть причислены к мадригалу лишь условно; среди них - масштабные театрализо-ванные вокально-инструментальные композиции («Битва Танкреда и Клоринды», «Бал неблагодарных женщин»), дуэты, терцеты и сольные арии с басcо континуо (например, знаменитая «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая 3-частной оперной сцене).
На основе итальянской модели XVI века мадригал получил распространение в Англии (Т. Морли, Т. Томкинс, Дж. Уилби, Т. Уилкс), Германии (И. Г. Шейн, Г. Шютц), Испании (Дж. Брудьё) и других странах Европы. В XX веке появились сочинения с тем же названием, в которых композиторы стилизовали (с использованием современных техник композиции) итальянский мадригал XVI века или использовали только слово «мадригал» как знак изысканного и высокого лирического жанра (П. Хиндемит, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А.Г. Шнитке, Д. Лигети, Л. Ноно).

2) В европейской салонной поэзии XVII-XVIII веков небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлечённо-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой).

В России к жанру мадригала обращались Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин и другие.

Мадригал был основным светским жанром в музыке Возрождения. Мадри­гал (итал. mater, madre - мать) - песня на родном (материнском) языке - жанр музыкально-поэтический, его форма полностью определялась формой стихо-

творения, положенного на музыку. Мадригал - жанр аристократический, его содержанием были высокие идеи и возвышенные чувства.

Мадригал возник в искусстве ars nova - в творчестве Франческо Ландино как двух-трехголосная песня любовно-лирического характера. Тематика мадри­гала - свободная и очень разнообразная, но в основном это любовная лирика, лирика природы, пасторальные мотивы. Особенно любимы были настроения печали, элегической грусти, страдания неразделенной любви. Если латынь бы­ла языком богословия и науки, то итальянский язык в мадригале стал языком возвышенных чувств и любовных страстей. Не только текст - итальянская по­эзия, но и музыка мадригала ярко выделяла его как жанр принципиально свет­ский. Строгому, созерцательному характеру духовной музыки противопостав­лялась мелодическая рельефность, образная контрастность в мадригалах.

Кульминации в своем развитии мадригал достиг в XVI веке. «Итальянский мадригал в музыке, - пишет В.Д.Конен, - был по существу знаменем новой эсте­тической эпохи. Он являл собой единственную профессионально развитую и художественно значительную светскую «школу» в музыке эпохи Возрождения, сумевшую выразить в музыкальных звучаниях ренессансные идеи, уже давно воплотившиеся в изобразительных искусствах и литературе».

Мадригалы создавались на стихи Данте, Петрарки, Ариосто, Тассо, Гварини, Ринуччини. Высокая, нередко рафинированная поэзия предопределила утон­ченно изысканный музыкальный строй мадригалов эпохи Возрождения. «Му­зыка - это очарование и как бы душа поэзии», - писал выдающийся итальян­ский поэт XVI века Торквато Тассо. Композиторы стремились передать в музы­ке не только общий смысл текста, его основное настроение, но и отдельные де­тали, оттенки поэтического образа. Мелодия становилась выразительной, эмо­ционально окрашенной, рельефной, ритмика - четко периодичной, с элемента­ми жанровости. Характер фактуры - гомофонно-полифонический, с выделени­ем наиболее выразительного верхнего мелодического голоса.

Мадригал - жанр хоровой (в основном пятиголосный), но камерный, рас­считанный на исполнение ансамблем в обстановке салона или небольшого кон­цертного зала. Авторы мадригалов-Якоб Аркадельт родом из Льежа, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо да Веноза (создатель «хроматического» мадрига­ла), Джованни Палестрина, Клаудио Монтеверди.

Драматизация мадригала привела к созданию на его основе во второй поло­вине XVI века «мадригальной комедии», подготовившей рождение оперы. Мадригальные комедии писали Орацио Векки (1550-1605), Алессандро Стрид-жо, Клаудио Монтеверди.

9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?

Ведущие музыкальные жанры эпохи Возрождения - вокально-хоровые. Ин­струментальная музыка еще не играла самостоятельной роли. Инструменты ис­пользовались как аккомпанирующие хору, удваивая вокальные партии, или в быту - в танцевальных жанрах.

В профессиональной музыке велика роль двух инструментов - лютни и ор­гана. Орган был ведущим церковным инструментом. Во Флоренции и Венеции сложились самостоятельные органные школы, связанные с именами Франческо Ландино, Клаудио Меруло, Джованни Габриэли. В период высокого Ренессанса (в XVI столетии) итальянские мастера, главным образом венецианцы, писали для этого инструмента уже довольно много произведений, стиль которых ока­зал большое влияние на развитие музыкальной культуры барокко.

Лютня стала излюбленным инструментом домашнего (салонного) быта- её нежный тихий звук идеально соответствовал камерному стилю музицирования. Появились многочисленные лютневые пьесы гомофонного склада - интрады, прелюдии, прообразом сюиты стала пара танцевальных пьес - павана и гальяр-да. Возникла и оригинальная лютневая литература, крупнейшим представите­лем которой был знаменитый ломбардский виртуоз-лютнист Франческо да Ми-лано(1493-ок. 1548).

В конце XVI века в творчестве венецианских композиторов Андреа и Джо­ванни Габриели складываются жанры инструментальной ансамблевой музыки -канцоны и ричеркары.

Особенность инструментальной музыки эпохи Возрождения - непривычный, терпкий, словно бы нестройный колорит звучания. Он объясняется тембровой пестротой входящих в ансамбль инструментов: струнных, духовых, ударных.