Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

 обличительный пафос в оде г. р

Урок литературы в 8 классе Дата____________

Тема: Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа» и стихотворение «Памятник».

Цели:

    рассмотреть новый этап в развитии литературы – классицизм,

2) представителя этого течения – Державина, краткие биографические сведения,

3) самостоятельно проанализировать оду «Вельможа», рассмотреть характерные особенности поэтики Г.Р. Державина.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г. Р. Державин. Признание

I . Организационный момент

II . Постановка целей.

С сегодняшнего занятия мы начинаем рассматривать литературу 18 века. Это новый этап в развитии литературы, который носит название классицизм. Классицизм – это направление в литературе 18 века, для которого характерно соблюдение норм и правил. Одним из представителей этого направления является Г.Р. Державин.

III . Знакомство с новым материалом

    Биография Г.Р. Державина

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.

Выходец из дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную «школу жизни». Начал свою службу в Преображенском полку в Петербурге простым солдатом, а закончил ее личным секретарем Екатерины II и министром юстиции.

Он всего достиг самостоятельно, без чьих- либо протекции и покровительства. Всю жизнь старался «восполнить недостатки образования». (Сначала учился в училище г. Оренбурга, затем – в Казанской гимназии, которую так и не окончил, так как ушел служить в Преображенский полк солдатом.) «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», – писал он впоследствии.

Далее уже на государственной службе Державин познакомился и подружился с писателем-сатириком В. Капнистом, автором пьесы «Ябеда». А поэт, музыкант и живописец Николай Львов стал верным другом его на всю жизнь.

Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.

Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.

Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.

Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).

Одно из лучших поэтических произведений посвящено известному в то время богачу и вельможе А. И. Мещерскому, на пирах которого бывал Державин, – ода «На смерть князя Мещерского». (Фрагменты зачитать.) Но настоящая слава пришла к поэту, когда он написал оду под названием «Фелица» (1783 г.) (от лат. феликс, что значит «счастье»). Хотя ода была напечатана анонимно, авторство свое Державину пришлось открыть.

    Знакомство с понятием «ода»

Ода – это торжественное стихотворное произведение. В таких произведениях воспевалось государство, превозносились достоинства монархов. Т.к. ода относилась к высокому стилю, то в ней не допускалось употребление «низких» слов, обыденной лексики. Державин разрушает эти устойчивые традиции.

3. Чтение и анализ оды «Вельможа».

Державин был убежден в том, что не принадлежность к дворянству, не звания, не высокие посты определяют достоинство человека. Эти убеждения прежде всего проявились в «Вельможе». Ода опирается на многочисленные факты, свидетелем которых был Державин. Поэт создает обобщенный образ вельможи, но в текст вводятся детали, которые позволяют легко узнать Потемкина.

Найдите в тексте слова, которые передают облик честного и порядочного государственного деятеля.

Найдите слова и словосочетания, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну.

С кем сравнивает Г.Р. Державин вельможу?- Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?

Докажите, что Державин разрушает традиции написания одических произведений.

Найдите все примеры в тексте примеры крылатых выражений и афоризмов.

4. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».

Державинский «Памятник» состоит из 5 строф. В каждой поэт излагает определенный тезис о значимости своего памятника – поэтического наследия.

Какова тема этого стихотворения?

Что считает своей заслугой перед читателями Державин?

Каким видится ему памятник поэту?

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Памятник»

Анализ оды "Вельможа" Г.Р. Державина по плану.

История создания.
Ода «Вельможа» была написана в 1794 году. Ее написанию предшествовали важные в жизни Державина события. В декабре 1791 года его поощрила по службе русская императрица Екатерина II и назначила своим кабинет-секретарем. Приближая к себе известного поэта, Екатерина II надеялась, что в благодарность за милость он станет прославлять ее своими стихами. Державин же рассматривал это назначение совершенно иначе. Он был не только поэтом, но всю жизнь служил, занимая разные должности в государственном аппарате. У него сложилось свое понимание общественных обязанностей человека.
Державин не был радикальным мыслителем, не был просветителем - он считал законным крепостное право и был сторонником монархии в России.
В тоже самое время Державин был потрясен бедствиями народа. Он видел, как чиновники и помещики грабили подданных и «питателей отечества». Грабительством занимались чиновники - и мелкие, и крупные, в судах и в Сенате, безродные дворяне и родовитые князья, вельможи, приближенные к трону. Злоупотребления властей и беззаконие, царившее во всей империи, вызывало возмущение Державина.
Вот почему, назначение кабинет-секретарем Державин и воспринял как сознательное приглашение его на пост помощника императрицы, который бы своими советами помогал искоренять преступления в государственных учреждениях России.
Но Екатерине II надоел и наскучил дерзкий кабинет-секретарь, постоянно пристававший к ней со своими советами, поучениями, требованиями. Осенью 1793 года Екатерина II освободила Державина от обязанностей кабинет-секретаря. Но ссориться с видным поэтом она не хотела, потому он был награжден высоким чином тайного советника, орденом Владимира второй степени и назначен сенатором. Мечта Державина о Екатерине II -просвещенной монархине рухнула. Исполнять свой долг перед отечеством на государственном поприще, использовать власть императрицы для борьбы с беззакониями и преступлениями крупных чиновников оказалось невозможным. И вот тогда-то Державин решил обратиться к поэзии. Создание сатирической оды «Вельможа» и было таким исполнением гражданского долга поэта.
Основные темы и идеи.
В оде есть попытки изобразить портрет социальный - российского вельможу. Мысли о назначении, правах и обязанностях вельмож, сановников империи, людей, исполняющих в стране распорядительную власть давно зрели в Державине. В основу стихотворения положена одна из читалагайских од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять. Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, т.е. именно Гаврилы Романовича Державина, разъясняющий как должно поступать первым лицам в государстве и обличающий их пороки. Эти стихи рассчитаны на ораторскую речь. Потом, кто кроме Державина, мог ввести в патетическую, исполненную гражданского негодования оду такое замечательное сравнение:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
Важной особенностью оды, характеризующей высокий уровень литературного мастерства Державина, явилось то обстоятельство, что в этом произведении он представил собирательный портрет вельможи, обобщил его отличительные черты. Это не Потемкин или Зубов, но и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие, многие другие родовитые и «случайные», т.е. находившееся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал, как подчиненный и как писатель, а потом и зарисовал в своей прекрасной оде. Державин нападает на фаворитов царицы, которые не владея никакими достоинствами, как Зубов, приобретали вдруг нежданно негадано большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» в целом. Поэт, не скупясь на краски, описывает роскошный образ жизни вельмож, пресыщенный удовольствиями, живущего без малейших заботы о чем бы то ни было:
На прихотливый твой обед
Вкуснейших яств приносит дани,
Токай - густое льет вино,
Левант - с звездами кофе жирный,
Чтоб не хотел за труд всемирный
Мгновенье бросить ты одно?
Затем наступает мгновенный контраст, вельможа в полдень наслаждается сном в объятьях своей Цирцеи, «А там?» - сурово спрашивает и тут же отвечает поэт:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший…
…А там - вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает…
…А там - на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный,
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смери,
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска…
«Проснися, сибарит!» - негодует Державин, а в заключении указывает истинные обязанности государственных сановников:
…Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться,
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять - и правду говорить.
Положительные герои для Державина - полководцы Румянцев и Суворов. Самое видное место в галерее портретов Державина занимает Суворов. Державин кратко и выразительно воссоздает личный облик Суворова, его индивидуальный портрет. Это именно Суворов, со всеми присущими ему и только ему привычками и особенностями поведения.

На вопрос Помогите пожалуйста! Подскажите краткое содержание оды Вельможа Державина. заданный автором Ёысоева Евгения лучший ответ это Произведение «Вельможа» относится к сатирическим произведениям Державина. Сатира Державина не колебала основ современного ему общественного строя. Политические взгляды его были консервативными: и крепостничество, и самодержавие он Считал коренными, естественными основами русской жизни. Но, тем не менее, сатира Державина клеймила пороки и недостатки общества.
В оде «Вельможа» Державин демонстрирует зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу. Эта острая критика представлена в оде с таким негодованием, которое можно усмотреть далеко не во многих произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. Он критикует неправедное устройство мира и поведение людей. При этом Державин составляет портрет идеального вельможи:
Вельможу должны, составлять
Ум здравый, сердце просвещенно,
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно.
Что он орудье власти есть. Подпора царственного зданья, Вел мысль его, слова, деянъя Должны быть - польза, слава, честь.
В оде «Вельможа» нарисован идеал гражданина, но, несомненно, в этом идеальном образе просвечивают для нас реальные черты самого Державина.
Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами. .

Ответ от Невролог [новичек]
Ода «Фелица» заключают в себе нагнетание торжественных восхвалений царицы за высокую добродетельность ее правления. Из 26 десятистиший «Фелицы» (лирическая медитация в 260 стихов») 19 выражают такие растянутые и во многом однообразные восхваления. В «Фелице» после 4 строф вступления и первых восхвалений строгой жизни царицы, по контрасту с ними, следуют 7 строф, содержащих слегка насмешливое изображение вольной и беззаботной жизни самого лирического субъекта, одного из приближенных царицы, а в намеках – и ее вельмож. В этих строфах предметная изобразительность возникает при воспроизведении отдельных моментов привольной жизни вельможей, она явно преобладает над медитативностью. Но она все же подчинена общей иронической интонации описания. И даже синтаксически целых пять строф такого описания связаны между собой анафорическими повторами союза «или» («Или в пиру я пребогатом, // Где праздник для меня дают, // Где блещет стол сребром и златом, // Где тысячи различных блюд… » , «Или средь рощицы прекрасной, // В беседке, где фонтан шумит… » и т. д.) . А далее, развивая тот же контраст, поэт вновь обращается к длинным, нагнетенным и торжественным славословиям царице и ведет их в отвлеченно-медитативном плане.
А вот тебе и содержание: ссылка

«Вельможа» Гавриил Державин

Не украшение одежд
Моя днесь муза прославляет,
Которое, в очах невежд,
Шутов в вельможи наряжает;
Не пышности я песнь пою;
Не истуканы за кристаллом*,
В кивотах* блещущи металлом,
Услышат похвалу мою.

Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами;
Кого ни знатный род, ни сан,
Ни счастие не украшали;
Но кои доблестью снискали
Себе почтенье от граждан.

Кумир, поставленный в позор*,
Несмысленную чернь прельщает;
Но коль художников в нем взор
Прямых красот не ощущает,-
Се образ ложныя молвы,
Се глыба грязи позлащенной!
И вы, без благости душевной,
Не все ль, вельможи, таковы?

Не перлы перские* на вас
И не бразильски звезды ясны*,-
Для возлюбивших правду глаз
Лишь добродетели прекрасны,
Они суть смертных похвала.
Калигула! твой конь в Сенате
Не мог сиять, сияя в злате:
Сияют добрые дела.

Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами*;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака,

Каких ни вымышляй пружин,
Чтоб мужу бую* умудриться,
Не можно век носить личин*,
И истина должна открыться.
Когда не сверг в боях, в судах,
В советах царских - сопостатов,
Всяк думает, что я Чупятов*
В мароккских лентах и звездах.

Оставя скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Петр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!
Екатерина в низкой доле
И не на царском бы престоле
Была великою женой.

И впрямь, коль самолюбья лесть
Не обуяла б ум надменный,-
Что наше благородство, честь,
Как не изящности душевны?
Я князь - коль мой сияет дух;
Владелец - коль страстьми владею;
Болярин - коль за всех болею,
Царю, закону, церкви друг.

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть - польза, слава, честь.

А ты, второй Сарданапал!*
К чему стремишь всех мыслей беги?
На то ль, чтоб век твой протекал
Средь игр, средь праздности и неги?
Чтоб пурпур, злато всюду взор
В твоих чертогах восхищали,
Картины в зеркалах дышали,
Мусия*, мрамор и фарфор?

На то ль тебе пространный свет,
Простерши раболепны длани,
На прихотливый твой обед
Вкуснейших яств приносит дани,
Токай* - густое льет вино,
Левант* - с звездами кофе жирный,
Чтоб не хотел за труд всемирный
Мгновенье бросить ты одно?

Там воды в просеках текут
И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
Там розы средь зимы цветут
И в рощах нимфы воспевают
На то ль, чтобы на всё взирал
Ты оком мрачным, равнодушным,
Средь радостей казался скучным
И в пресыщении зевал?

Орел, по высоте паря,
Уж солнце зрит в лучах полдневных,-
Но твой чертог едва заря
Румянит сквозь завес червленных*;
Едва по зыблющим грудям
С тобой лежащия Цирцеи
Блистают розы и лилеи,
Ты с ней покойно спишь,- а там?

А там израненный герой,

Начальник прежде бывший твой,-
В переднюю к тебе пришедший
Принять по службе твой приказ,-
Меж челядью твоей златою,
Поникнув лавровой главою,
Сидит и ждет тебя уж час!

А там - вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает,
С грудным младенцем на руках,
Покрова твоего желает.
За выгоды твои, за честь
Она лишилася супруга;
В тебе его знав прежде друга,
Пришла мольбу свою принесть.

А там - на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смерти:
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска.

А там,- где жирный пес лежит,
Гордится вратник галунами,-
Заимодавцев полк стоит,
К тебе пришедших за долгами.
Проснися, сибарит! Ты спишь
Иль только в сладкой неге дремлешь,
Несчастных голосу не внемлешь
И в развращенном сердце мнишь:

«Мне миг покоя моего
Приятней, чем в исторьи веки;
Жить для себя лишь одного,
Лишь радостей уметь пить реки,
Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
Стыд, совесть - слабых душ тревога!
Нет добродетели! нет бога!» -
Злодей, увы!- И грянул гром.

Блажен народ, который полн
Благочестивой веры к богу,
Хранит царев всегда закон,
Чтит нравы, добродетель строгу
Наследным перлом жен, детей,
В единодушии - блаженство,
Во правосудии - равенство,
Свободу - во узде страстей!

Блажен народ!- где царь главой,
Вельможи - здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
Глава не ждет от ног ума
И сил у рук не отнимает,
Ей взор и ухо предлагает,-
Повелевает же сама.

Сим твердым узлом естества
Коль царство лишь живет счастливым,-
Вельможи!- славы, торжества
Иных вам нет, как быть правдивым;
Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться;
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять - и правду говорить.

О росский бодрственный народ,
Отечески хранящий нравы!
Когда расслаб весь смертных род,
Какой ты не причастен славы?
Каких в тебе вельможей нет?-
Тот храбрым был средь бранных звуков;
Здесь дал бесстрашный Долгоруков*
Монарху грозному ответ.

И в наши вижу времена
Того я славного Камилла*,
Которого труды, война
И старость дух не утомила.
От грома звучных он побед
Сошел в шалаш свой равнодушно,
И от сохи опять послушно
Он в поле Марсовом живет.

Тебе, герой! желаний муж!
Не роскошью вельможа славный;
Кумир сердец, пленитель душ,
Вождь, лавром, маслиной венчанный!
Я праведну здесь песнь воспел.
Ты ею славься, утешайся,
Борись вновь с бурями, мужайся,
Как юный возносись орел.

Пари - и с высоты твоей
По мракам смутного эфира
Громовой пролети струей
И, опочив на лоне мира,
Возвесели еще царя.-
Простри твой поздный блеск в народе,
Как отдает свой долг природе
Румяна вечера заря.

Анализ стихотворения Державина «Вельможа»

Поэтические произведения в некоторых случаях могут служить не только для эстетического удовольствия, но и интеллектуального развития. Многое о нравах и событиях конца XVIII века могут рассказать оды Гавриила Романовича Державина.

Одно из наиболее злободневных произведений поэта – стихотворение «Вельможа». В нём содержатся одновременно и поучение, и критика, и размышление на тему идеального политического устройства в России эпохи Просвещения. Оно было написано в 1794 году, и долгое время Гавриил Романович открещивался от авторства, поскольку в стихотворении весьма резко порицались деятели эпохи.

Вот, к примеру, такую метафору работы сенатских министров приводит поэт в строках оды:
Осёл останется ослом,

Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Конечно, именитым екатерининским вельможам такое сравнение понравиться не могло. А как поэт проходится по приближённым императрицы! Используя узнаваемые образы, эпитеты и намёки, автор рисует портрет виднейшего царского фаворита князя Г. А. Потёмкина:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший,
Начальник прежде бывший твой,
В переднюю к тебе пришедший

Сидит и ждёт тебя уж час.

В стихотворении приводится большое количество персонажей минувшего и настоящего. Поэт умело переплетает историю, сравнивая героев прошлого с современниками. При этом люди, прославившиеся за счёт своей жестокости, глупости и других отрицательных качеств и поступков ставятся в один ряд с гордецами, жившими во времена Державина. Так, тот же Потёмкин заслужил эпитет «второй Сарданапал» за свою тягу к праздности и любовь к пиршествам. Вельмож, которые стремятся получать награды, не делая ничего полезного, поэт сравнивает с сумасшедшим купцом Чупятовым, который изукрасил свой костюм фальшивыми орденами.

Есть, по мнению поэта, и достойные персоны. Намекая на них, Гавриил Романович использует сравнения со славными героями прошлого. Например, с римским консулом Камиллом автор сравнивает графа П. А. Румянцева-Задунайского, указывая на его имя в выражении «румяна вечера заря».

Размышляя о правильном устройстве государства, поэт предлагает свою модель. В его понимании страна предстаёт в виде организма, где царь – это голова, а чиновники выполняют функцию рук. Интересно, что похожая идея (органическая теория происхождения государства) будет сформулирована только к концу XIX века.

При всей политической актуальности ода «Вельможа» не лишена художественной ценности. В ней использованы нетривиальные эпитеты («позлащённая грязь», «душевны изящности», «бодрственный народ»), усиливающие эмоциональный накал анафоры («А там…», «Блажен народ!»). Сама композиция стихотворения внушает невольное уважение к таланту Гавриила Романовича: поэту удалось на протяжении 25 строф сохранять одну и ту же форму. Строфа представляет собой два четверостишия, первое имеет рифму вида abab, а второе – кольцевую рифму cddc.

Стоит отметить, что несмотря на то, что ода «Вельможа» написана более 200 лет назад, она по сей день не теряет остроты.

Тема. Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа».

Цель :

  • выявить авторскую позицию, традиции и новаторство в оде Г.Р. Державина «Вельможа»;
  • формировать навыки составления диалога по материалам статьи учебника, работы с иллюстрациями учебника, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и литературе.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Обращение к домашнему заданию. Построение диалога по материалам статьи учебника «Из литературы XVIII века», с.64, ч.1.

Почему XVIII век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом?

В каких условиях развивалась русская литература XVIII столетия?

Какое новое литературное направление явилось предвестником решительного взлета всего русского искусства?

Назовите имена русских писателей этого периода, творчество которых явилось первым шагом на пути к золотому веку отечественной культуры.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Какое произведение Г. Р. Державина вы изучали в 7 классе? Какова его художественная идея? (Ода «Властителям и судиям»).

Какие факты биографии Г. Р. Державина вам известны?

3. Сообщение учащегося о Г. Р. Державине (по материалам урока 16 и рабочим тетрадям 7 класса, статьи учебника для 8 класса «Г.Р. Державин», с.65-70, ч.1).

4. Обращение к домашнему заданию. Ответы на вопросы учебника 1-4.

5. Обращение к иллюстрации учебника. Сообщение о портрете А. А. Васильевского (1815).

Последний, самый поздний живописный портрет Державина был написан А.А.Васильевским в 1815 году, за год до смерти поэта. Державина художник изобразил в его любимом наряде – в колпаке и халате, отороченном мехом. Художник не льстил людям: на нас смотрит усталый старик. Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, вариант этого портрета – в Государственном Литературном музее в Москве.

С оригинала портрета Васильевского литограф Фаслер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен…».

Река времен в своем стремлении

Уносит все дела людей,

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Это был первый посмертный портрет великого поэта.

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока. Анализ оды «Вельможа».

2.1. Представление книги А. В. Западова «Поэты XVIII века».

Широкой известностью пользуются труды А. В. Западова, посвящённые творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова и других русских писателей XVIII века.

2.2. Обращение к учебнику. Чтение определения оды, с.81, ч.1.

2.3. Выразительное чтение оды «Вельможа».

2.4. Выявление первоначальных впечатлений.

2.5. Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В. Л. Боровиковского (1799)

“Портрет князя А. Куракина” - одна из вершин в развитии русского парадного портрета.

Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»

И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».

«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность - напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.

Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

Что объединяет образ вельможи, воссозданный в оде Г. Р. Державина и на портрете В. Л. Боровиковского?

2.7. Слово учителя.

Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки. В основу положена одна из од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять.

Важная особенность оды, характеризующая высокий уровень литературного мастерства Державина, - собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Это и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие-многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и как писатель.

Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» целом.

Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

2.8. Исследовательская работа с текстом. (Задание 3 рабочей тетради, с.25. ч.1)

Выписать из текста слова и словосочетания.

1 вариант

«Слова и сочетания слов, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля».

2 вариант

«Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ».

Честный и неподкупный

государственный деятель

Царский любимец,

Грабящий страну и народ

«Которые собою сами // Умели титла заслужить // Похвальными себе делами; // Кого ни знатный род, ни сан, // Ни счастие не украшали; // Но кои доблестью снискали... // Себе почтенье от граждан». «Ум здравый, сердце просвещенно; орудье власти есть; подпора царственного зданья»

«Се образ ложныя молвы, // Се глыба грязи позлащенной!

О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина, // Или в шутиху дурака».

«А ты, вторый Сарданапал!..

На толь, чтобы на все взирал // Ты оком мрачным, равнодушным… Средь радостей казался скучным… Проснися, // сибарит! - Ты спишь // Иль только в сладкой неге дремлешь, // Несчастных голосу не внемлешь //И в развращенном сердце мнишь... // Стыд, совесть - слабых душ тревога! // Нет добродетели! нет Бога» - // Злодей...»

Итоги работы

Каков недостойный вельможа в изображении Г. Р. Державина?

Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости положения, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством: «О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина // Или шутиху в дурака».

Державин создает собирательный образ екатерининского временщика, роводящего дни в обжорстве, «средь игр, средь праздности и неги». Пресытившийся наслаждениями вельможа - «глыба грязи позлащенной» - покойно почивает до полудня, в то время как его передняя, сени, лестница, двор забиты несчастными, тщетно ожидающими помощи.

2.9. Выразительное чтение оды от слов «А ты, вторый Сарданапал!..» до слов «И в пресыщении зевал».

Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?

Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объеме (краски, звуки, запахи).

Державин вводит в своего «Вельможу» такие слова, как «грязь», «осел», «хлопать ушами», «дурак», «передняя», «сени». К какому лексическому пласту относятся эти слова?

2.10. Слово учителя.

Почти в каждом своем произведении в большей или меньшей степени Державин нарушает нормы классицизма. Он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров. В его оде содержатся и хвалебные и обличительные начала.

В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала...» - и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами...» («Вельможа»).

2.11.Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение.

2.12.Лексическаяработа: рубище, осел.

Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

О недалеких («умственно ограниченных, глуповатых») людях.

«Сияют добрые дела. Почтен и в рубище герой».

Достойны уважения лишь ум, законность, справедливость, великодушие, а не богатство и знатность.

В каком произведении, изученном в 7 классе, пресыщенный вельможа противопоставлен скромным просителям, нуждающимся в его помощи?

Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» содержит реалистическое изображение действительности и также построено на контрасте образа жизни «владельца роскошных палат» и бедствующего народа.

Прочитайте выразительно фрагмент оды Г. Р. Державина, в котором изображена похожая картина.

2.13. Выразительное чтение от слов «A там израненный герой...» до слов «И грянул гром».

Что объединяет эти произведения? I

В стихотворении Некрасова и оде Державина реалистически изображена действительность.

2.14. Слово учителя.

Не надо думать, что грянувший гром поразил надменного себялюбца. Державин отлично знал, что в жизни так не бывает, и последнюю фразу следует понимать иначе. Когда-то древние греки считали, что гром, грянувший во время чьей-нибудь речи, - высшее подтверждение справедливости сказанных слов.

Так и в «Вельможе» гром гремит в подтверждение гордо-самодовольного восклицания временщика: «Нет добродетели! нет Бога!», совпадающего с размышлениями самого поэта о том, что при дворе Екатерины добродетель, правду, честность, совесть, стыд нечего и искать.

Резко сатирическое изображение вельмож Екатерининского века в этой оде сочетается с программным изложением тех требований, которые поэт предъявлял к сановнику, первому помощнику государя, и к самому монарху, который не должен поступать по своей прихоти в делах государственного управления.

Каким, по мысли Г. Р. Державина, должен быть государственный деятель? Обращение к материалам таблицы.

2.15. Выразительное чтение оды от слов «Блажен народ, который полн…» до «Повелевает же сама».

Каким должно быть справедливое государственное устройство?

Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия.

2.16. Выразительное чтение оды от слов «Сим твердым узлом естества…» до конца оды.

Какую роль должны играть вельможи в обществе?

Вельможи - «здравы члены тела», передаточные и посредующие звенья между народом и монархом, формирующим иерархическую структуру. Четкое исполнение порученных им функций государственного механизма, ревностность и правдивость в осуществлении роли проводников «информации» от «тела» к «главе» и от «главы» к «телу» составляют, по Державину, основу благополучия государства.

С кем сравнивает Г. Р. Державин достойного вельможу? Каков смысл этого равнения?

Борись вновь с бурями, мужайся,

Как юный возносись орел.

2.17. Сообщение о символическом значении образа орла, держащего в клюве весы.

Орёл - самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Изображение орла использовалось в геральдике многих стран. Он является геральдическим символом власти, господства, великодушия и прозорливости. Подобно льву, орел воспринимается как царственная птица.

Орёл держит в клюве весы - символ справедливости, атрибут аллегорий закона, правосудия. Сравнение вельможи с царственной птицей свидетельствует о позиции автора, желающего видеть в вельможе идеал храбрости, великодушия, справедливости, законности.

2.18. Слово учителя.

Ода «Вельможа» затрагивает одну из важнейших, если не центральную, тем политических размышлений Державина.

Новаторство поэта в жанре оды связано с тем, что он устранил антитезу «земное - божественное», определявшую в стихах Ломоносова отношение подданных и монарха. Монарх переведен в земной план и уравнен с простым человеком. Иногда царь или даже могущественный вельможа у Державина может быть назван «земным богом», но «земной бог» живет и владычествует, сознавая это или нет, перед очами «Всевышнего Бога», который некогда «восстанет» и будет «судить» его по делам его. Права царя даны монарху высшей властью Бога, или высшим Законом.

Назовите признаки классицизма в оде «Вельможа». Каковы отступления от классицизма?

Заполнение второй части таблицы

Черты классицизма и новаторство в поэзии Державина

Традиции классицизма

Новаторство

Использование традиционных жанров (ода). Принцип рационализма, культ разума, стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления, утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, идеализация героев, деление героев на положительных и отрицательных, обращение к общественной

Проблематике.

Нарушение иерархии жанров, введение просторечных слов в высокий стиль (в оду), элементы реализма в изображении современной ему русской жизни, словесная живопись.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник», с.78, ч.1.

2.Индивидуальное задание:

Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»