Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Латвия. Если бы литва приняла православие Латвийская Православная Церковь

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название - Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) - государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города

  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии

Православие в Латвии - одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне - латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 - нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра - Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)
  • «Толгская» икона Божией Матери
  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Году эта автономия была упразднена, но после повторного обретения Латвией независимости Священный Синод Русской Православной Церкви в августе года постановил даровать Латвийской Церкви самоуправление, что было утверждено Московским Архиерейским Собором в конце года. В декабре года на Рижском Вселатвийском Соборе духовенства и мирян предстоятелем Церкви был подтвержден владыка Александр (Кудряшов) , которому в помощь был избран Синод Латвийской Православной Церкви . После Собора, в конце декабря того же года, Латвийская Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до года. Церковное управление осуществляется согласно Уставу Латвийской Церкви, составленному на основе Устава года.

Епархии

Исторический очерк

После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.

Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.

Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе , разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов.

- Владыка, к сожалению, мы очень мало знаем о Православной Церкви Латвии. Не могли бы Вы вкратце обрисовать Ее историю и нынешнее положение?

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Православие в Латвии имеет глубокие корни. Земли, составляющие территорию нынешней Латвийской Республики, находятся на историческом пути «из варяг в греки». Это обстоятельство способствовало распространению христианства среди местных племен - летиголов (латгалов), селов, земгалов, корсей (куршей), ливов, вендов. Вера никем не насаждалась, они обращались в христианство, в православие, из язычества добровольно. Археологические памятники свидетельствуют о том, что уже к XI веку на берегах Даугавы стояли православные храмы. Одной из первых на правом берегу устья реки, там, где сейчас находится исторический центр Риги, была возведена православная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

В конце XII века латвийские земли постепенно завоевали рыцари Ордена крестоносцев, которые разоряли и уничтожали православные храмы, силой насаждая католичество. Притеснение православных верующих продолжалось несколько столетий. Все это время существовала только рижская Никольская церковь, где молились многочисленные русские торговые гости, имевшие лавки и подворья в городе. Главной святыней храма был древний образ святителя Николая. В XVII столетии шведы разорили храм, а икону увезли в Швецию. Сейчас она хранится в музее Университета Упсалы. Шведы подарили нам фотографию святого образа, но о возвращении святыни речи, конечно, нет.

После распада Ливонии ее земли между собой поделили Литва, Дания, Швеция и Польша. Православие тогда еще оставалось верой значительного числа населения. Особенно велико было число православных в Илуксте и Екабпилсе (Якобштадте), где был основан Святодуховcкий мужской монастырь.

Для борьбы с Православием иезуиты, которые очень активно действовали на территории бывшей Ливонии, стали насаждать униатство. Безжалостным преследованиям православных подвергали шведы. Ситуация начала меняться после включения шведских владений на территории бывшей Ливонии в состав Российской Империи. Начали строиться храмы, открывались новые приходы. В первой трети XIX века на территории Рижской губернии учреждается викариатство Псковской епархии, а в 1836 году в Ригу прибыл первый православный епископ Иринарх. К сожалению, вскоре ему пришлось покинуть кафедру. Причиной тому стал массовое возвращение местного населения в Православие, что возмутило остзейских баронов-землевладельцев. Они представляли силу, с которой не хотел конфликтовать рижский генерал-губернатор. По доносам в Петербург на архиерея, его отстранили от кафедры и тайно вывезли из Риги во Псков: тайно, потому что в восточной части губернии начались серьезные волнения - крестьяне хотели силой освободить епископа из-под стражи. Его преемникам по кафедре - епископу Филарету (Гумилевскому), Платону (Городецкому) - при котором была в 1850 году открыта самостоятельная Рижская кафедра, также постоянно приходилось преодолевать сопротивление со стороны баронов. К сожалению, им часто покровительствовала государственная власть в лице русского губернатора.

Во время Первой Мировой войны немцы, взяв Ригу, разорили православные храмы, вывезли все ценное имущество, даже колокола. Грабеж и разорение православных церквей Латвии продолжили большевики. Положение Церкви оставалось бесправным и при первой Латвийской Республике. Церковные здания и храмы силой захватывали официальные учреждения и ведомства, а также другие конфессии. Такое положение дел сохранялось вплоть до возвращения на родину в Латвию священномученника Иоанна (Поммера), Архиепископа Рижского и Латвийского. В советское время гонения продолжались, при Хрущеве, например, было закрыто и разрушено более сорока православных храмов.

4 мая 1990 года Латвия провозгласила государственную независимость, а в декабре 1992 года Латвийская Православная Церковь, получившая статус самоуправляемой и самостоятельной, была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики.

В настоящее время Православная Церковь Латвии имеет 117 приходов. Число приходов больше числа храмов, так как многие недавно образованные общины не имеют своих зданий и собираются на молитву в неприспособленных для этого помещениях.

Среди латвийских священнослужителей много молодых людей, ведь старое поколение, увы, уходит. Однако есть в Латвии и священники, достигшие почтенного возраста.. В прошлом году отпраздновал свое девяностолетие протоиерей Георгий Тайлов, клирик храма святителя Николая в городе Огре (к слову, этот храм отец Георгий сам и построил), человек удивительной судьбы и жизненной стойкости. Батюшка обладает глубокой внутренней культурой, знает пять языков: русский, немецкий, английский, латышский, польский. Его семья была высокообразованной: мать отца Георгия являлась директриссой Рижской Русской частной Тайловской гимназии. Сам отец Георгий окончил семинарию при священномученике Иоанне (Поммере) в тридцатых годах. После Великой Отечественной войны был осужден на 25 лет лагерей за то, что работал в составе Псковской миссии по благословению митрополита Сергия (Воскресенского). Отсидев в заключении четверть века, служил затем на приходе, беспрекословно, со смирением, выполняя все послушания. Отец Георгий не озлобился ни на власть, ни на своих мучителей, и всегда относился к другим людям с добротой. В этом году он отметил 91 год. В тот день после Литургии он обратился к своей пастве, произнеся удивительные, поучительные слова истинного пастыря Церкви Христовой. «Я прожил долгую жизнь, - сказал он, - но за всю жизнь, увы, не сделал ничего хорошего….» Заметьте, отец Георгий сказал это в Огрском храме, который был построен исключительно его стараниями 7 лет назад! А ведь до этого в Огре вообще не было православного храма! Вот настоящий пример для подражания всем нам.

У нас семь священников-латышей, пятеро рукоположены мной. Уже 11 лет существует Рижская Духовная семинария. Семинария сегодня - единственной учебное заведение Латвии, где преподавание ведется целиком на русском языке.

Главная наша гордость - возрождение рижского Христорождественского кафедрального собора. Этот величественный храм строился при императоре Александре III. Он был освящен в октябре 1884 года епископом Рижским и Митавским Донатом. В советское время собор был объявлен государственной собственностью, нам его вернули в 1992 году. Сейчас на нем красуются новые купола, установлены новые иконостасы в приделах и нижнем храме, возведена изящная прочная ограда вокруг собора. Продолжается наружный капитальный ремонт - самая дорогостоящая часть восстановительных работ.

Но впереди еще много дел, в том числе и в нижнем храме собора. Предстоит сделать гидроизоляцию и гидродренаж - очень трудоемкие и требующие немалых средств работы. Нужно закончить роспись внутренней части собора, завершить ремонт фасада, благоустроить территорию вокруг храма. Предстоят серьезные материальные вложения, но я верю, что с Божией помощью и при содействии добрых людей православная святыня - собор, освященный в честь празднования Рождества Христова, - обязательно полностью возродится.

- Ваша паства преимущественно русскоязычная?

Конечно, русскоязычное население составляет большую часть моей паствы. Латышей примерно одна пятая часть от общего числа. Как правило, они входят в общины латышских приходов, где богослужение целиком ведется на латышском языке. На него переведены тексты воскресных служб и великих праздников. Когда я служу там, то и служу, и проповедую на латышском. Латышские приходы есть в разных городах Латвии - Айнажи, Колке, Салацгриве, а также в Мадонском районе.

Главный латышский приход расположен в Риге - это храм Вознесения Господня. Некоторые латышские приходы, в частности, этот, живут по новому стилю и празднуют Рождество Христово 25 декабря. В тот день я совершал праздничное богослужение в Вознесенском храме. Я свободно по-латышски читаю, и говорю, что, конечно, импонирует латышам. На праздничную службу пришло около двухсот человек, шестьдесят пять процентов из них - молодежь. Хорошо помню, как шестнадцать лет назад на этой же службе было всего сорок четыре прихожанина, причем весьма зрелого возраста.

Очень много молодежи переходит в Православие и это не может не радовать. Хотя за пятнадцать лет выросло поколение, которое не знает русского языка, но оно тянется к Православию. Приходит и много пожилых людей. Особенно заметно это стало после пребывания в Латвии чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. После этого события наблюдается переход латышей в Православие.

Как законодательно определен статус Православной Церкви Латвии? Существует ли в латвийской Конституции понятие «традиционная конфессия», как это сделано в России?

Православная Церковь входит в число традиционных для Латвийской Республики конфессий, хотя понятие «традиционная конфессия» в Конституции страны (Сатверсме) не закреплено. Наша Церковь занимает третье по численности место, за нами идут старообрядцы, которых насчитывается более шестидесяти общин. Крупнейшая из них, и, пожалуй, одна из наиболее многочисленных в мире, - Гребенщиковская старообрядческая община. У них огромный храм, в котором много икон древнего письма.

В настоящее время наша Церковь совместно с Министерством юстиции готовит текст Закона о Православной Церкви. Аналогичный акт уже принят в отношении Католической Церкви. Это своего рода договор, которым определяется правовой статус Церкви и ее взаимоотношения с государством. Закон начали обсуждать два месяца назад, государственные власти первоначально предполагали принять его в декабре 2005 года. Мы многократно проводили консультации с юристами Министерства, доказывая им, что любое законодательное определение, касающееся религиозной сферы - это очень тонкая вещь, здесь масса нюансов и все их невозможно охватить за столь короткий срок. Поначалу они были очень категоричны, но после ряда писем с нашей стороны, консультаций, длительных переговоров между нашей специально созданной церковной комиссией и комиссией Министерства договорились, что проработкой статей Закона будем заниматься совместно в течение 2006 года.

Одно время отношения между Россией и Латвией были несколько напряженными. Сказалось ли это как-то на Вашем положении? Насколько православных в Латвии ассоциируют с Россией?

К сожалению, есть радикально настроенные латвийские политики, которые к этому очень склонны. Они весьма слабо разграничивают понятия «Русская Православная Церковь» и «Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата». Самоуправляемый статус нашей Церкви им бывает чрезвычайно трудно объяснить. Боюсь, что многие из них понимать этого просто не хотят. От государства мы упреков не слышим, но они исходят от отдельных личностей, занимающих высокие государственные посты.

В ответ я постоянно повторяю, что Россия и Латвия - независимые государства, но Церковь не имеет земных границ: у Русской Православной Церкви есть приходы во многих странах мира. Мы находимся под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но являемся по Уставу самоуправляемой Церковью. Поэтому, например, когда Латвию посещал Папа Римский, я встречался с ним. Я был приглашен на прием в честь понтифика и даже за торжественным столом сидел рядом с Папой, на чем он сам настоял.

Мы испытываем горечь от того, что Россия и Латвия никак не могут найти взаимоприемлемый вариант отношений. Когда я был еще ребенком, то по соседству с нашей семьей жили разные люди, разных национальностей и вероисповеданий, но все делали сообща. Свадьбы праздновали все вместе, на похороны помогать приходили все соседи, вместе собирали урожай. Проблем не было, все общались на русском и латышском языках и дружили между собой. Моя покойная бабушка говорила: «Соседи могут быть и хорошими, и плохими, но ты должен быть хорошим». Соседей не выбирают. Бог дал соседей, и с ними надо жить в мире.

Попытки втянуть Церковь в политические игры мы категорически отвергаем. Вхождение политической борьбы в каноническую жизнь недопустимо. Апостол Павел проповедовал в Риме, и можно представить себе, что творилось в столице языческой империи, какие нравы царили при Нероне, каким было отношение к христианам. С точки зрения политической апостол должен был создать и возглавить подпольное движение для борьбы с угнетающей властью. Но этого не было. Мы должны побеждать духовно, морально. С другой стороны мы обязаны свидетельствовать, что не со всем согласны, что хотели бы решать некоторые вопросы по-другому.

- Как обстоит дело с возвращением церковной собственности?

Православной Церкви Латвии возвращено около 80% принадлежавшего ей недвижимого имущества и земли. Процесс возвращения зависит от многих факторов: от местоположения здания, от настроя местных руководителей. Если они доброжелательно настроены, то сами приглашают нас забрать церковные строения. Если здание или землю, некогда принадлежавшие Церкви, занимают волость или школа, то, конечно, мы не можем настаивать. У нас большие сложности в Лиепае, где стоит морской Никольский собор - прекрасное здание в русском стиле на строительство которого жертвовал средства император Николай II. Проблема в том, что до революции храм принадлежал морскому ведомству, а нынешние его преемники отвергают наши требования на том основании, что Церковь никогда не была собственницей здания. Пока мы получили его в аренду на девяносто лет. Рады и тому - 90 лет это большой срок. Сейчас мы приводим собор в порядок, отремонтировали купола, возвели кресты, благоустроили территорию. Большая проблема и с возвращением рижского храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - это первый кафедральный собор Латвии. Именно в этом храме 8 ноября 1836 года провел первое богослужение епископ Иринарх. В крипте собора были погребены епископы Рижские и Митавские Вениамин (Карелин) и Филарет (Филаретов). В 1989 году власти передали здание латышскому национальному хору «Ave sol» под концертный зал. Сейчас храм формально находится на балансе Рижской городской Думы, хотя никаких документов о том, что это здание было Думе законно передано, не существует. Мы ведем судебное разбирательство, уже выиграли два процесса, но противодействие со стороны Думы, большая часть депутатов которой настроена националистически, продолжается.

- Как складываются ваши отношения с Католической и Лютеранской Церквами?

Отношения с католиками и лютеранами у нас очень хорошие. Хотя я - русский по национальности, но родился и вырос в Латвии, здесь жило несколько поколений моих предков. Как местный житель я неоднократно встречался с католическими священниками, когда стал православным священником, часто бывал с ними вместе на разных государственных мероприятиях. На особо торжественные богослужения в лютеранском Домском соборе я также всегда получаю приглашения. У нас проводятся так называемые «экуменические богослужения», на которых присутствуют руководители разных христианских деноминаций. Я на них присутствую по положению.

Все обращения в государственные органы по важнейшим вопросам мы подписываем вместе - лютеранский архиепископ, католический кардинал и я. Эти обращения, в основном, касаются нравственных проблем: борьбы с наркоманией, запрещения абортов и так далее. Последнее наше совместное обращение было по поводу гей-парада в Риге. Мы вместе заявили, что выступаем категорически против таких акций. Также мы осудили легализацию однополых браков, благодаря чему они не были признаны государственным законодательством Латвии, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. В нашем заявлении отмечалось, что однополые браки - явление противоестественное, они являются попранием всех нравственных норм и навлекут на народ проклятие Божие. Дискуссия велась ожесточеннейшая, один лютеранский священник, доктор богословия, правда, приехавший с Запада, очень активно выступал за однополые браки. Лютеранская Церковь Латвии за это лишила его сана. В адрес лютеран, кстати, сразу зазвучали крики об отсутствии демократии и пропрании прав человека.

Вместе с католиками и лютеранами мы пытались добиться права преподавать христианское вероучение в школах. Это был очень тяжелый труд. Мы выступали на радио, на телевидении, обращались к Правительству и в Сейм. В итоге было принято решение, что родители учащихся школы могут потребовать для своих детей преподавателя по такому предмету, труд которого государство обязано оплачивать. Эти уроки должны быть факультативными. Родители могут выбирать для своих детей этот вероучительный курс или предмет «Этика», который, как предполагается, не привязан к религиозным ценностям, хотя лично я не понимаю, как этика может быть безрелигиозной. К великому сожалению, родители часто выбирают для своих детей именно «Этику» или вообще говорят ребенку: никуда не ходи.

Эти проблемы мы обсуждаем на конференции «Церковь, семья и школа», которая ежегодно проходит в Риге. Присутствуют на ней и католический кардинал, и лютеранский архиепископ, и старообрядцы. Участники приезжают не только из Латвии, но и из России, Эстонии. Обязательно бывают представители Министерства образования и науки, Министерства по делам детей и семьи, Министерства интеграции и другие высокие государственные чины.

К сожалению, многие директора школ не хотят вводить обучение основам Православия. В основном, они сами принадлежат к другим конфессиям, а русские постепенно вытесняются из руководства образовательных учреждений. Но среди директоров встречаются православные латыши, которые приглашают нас к детям. В школу идут наши священники, иногда занятия провожу я.

Недавно меня пригласили в одну рижскую школу. Ее директор - латыш, но школа русская, «двенадцатилетка». В феврале я должен проводить для учащихся первое занятие по православному вероучению. Такие занятия проводятся для всех православных учащихся данной школы, независимо от возраста, нередко на них присутствуют и учителя. Обычно мы выстаиваем встречи в школах в виде живого непринужденного общения.

Нужно понимать, что голос одной конфессии не будет столь весомым, поэтому мы должны и можем выступать только сообща. Мы вместе протестовали против пропаганды сексуального воспитания, которое навязывается латвийским школьникам. Как православные мы стараемся в качестве альтернативы пропагандировать принципы, заложенные в Социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском соборе 2000 года.

Далеко не секрет, что в Латвии существуют серьезные проблемы с получением образования на русском языке. Зачастую противостояние превращается в открытый конфликт. Ваше видение путей его разрешения? Возможен ли компромисс?

Рижская Преображенская пустынька

Я сам по образованию педагог, закончил историко-филологический факультет и более десяти лет работал в школе учителем литературы. Одновременно писал, был корреспондентом газет, очень увлекался живописью, но горячее, еще с детства возникшее желание служить Господу, победило во мне все другие привязанности. В храм я ходил с пяти лет. Позже меня за посещения храма чуть из школы не исключили, но Господь мне всегда помогал - и в школьные годы, и в период студенчества, и дальше в жизни.

Мое мнение таково - конечно, дети должны изучать латышский язык, но он не должен быть навязываем в ультимативной форме. Нагнетанием политической ситуации вопрос не решается. Надо уметь слышать друг друга, в том числе и своих оппонентов.

Нам трудно выступить только в защиту русских школ: односторонняя позиция сразу будет истолкована неоднозначно, и не в нашу пользу. Я лично убежден: будет Православие - будет русский язык. Не все из моих предков получили высшее образование, не все были учеными людьми, но все сохранили русскость, сохранили язык благодаря Церкви. Церковь - главное цементирующее общество начало. Православное преподавание всегда идет на русском языке. Хотелось бы, чтобы родители помнили это. Преподавание Православия детям - это уже способ сохранения языка. Конечно, для этого требуется более активное участие нас - священнослужителей. Нельзя ограничиваться требоисполнениями, нужно работать с людьми.

Но, в первую очередь, конечно, воспитывать детей должны родители. Им представляется выбор: боевики по телевизору смотреть или сесть с детьми почитать, например, «Сказки Пушкина», прозу Чехова, Тургенева, Достоевского. Не обязательно отправляться отдыхать в Турцию - можно поехать в паломничество по русским монастырям, даже по нашим храмам Латвии. Это будет иметь огромное воспитательное значение. Формированием русскости в собственных детях надо заниматься самим.

Ведется ли в Православной Церкви Латвии социальная работа? Имеют ли ее клирики право и возможность посещать школы, больницы, духовно окормлять заключенных? От кого зависит инициатива их приглашения?

Православные священнослужители ходят в больницы, детские дома, дома престарелых. Инициатива иногда исходит от руководства этих учреждений, иногда от нас. Наши капелланы наряду с католиками и лютеранами окормляют военнослужащих и заключенных. В двух колониях у нас есть особые комнаты, где совершаются молебны, совершается Таинство Причащения, проводят духовные беседы.

На базе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря открыта благотворительная столовая. Каждый день мы кормим от двухсот до трехсот человек, среди них около двадцати процентов - латыши. Мы даем им пищу, не агитируя принимать Православие. Некоторые из этих людей в храм заходят, некоторые - нет, это их право. Столовая для малоимущих открыта и при храме в Лиепае.

На праздники мы развозим по детским домам и больницам собранные накануне пожертвования - конфеты, фрукты. Устраиваем детские лагеря отдыха. Этим летом у нас было три таких лагеря: два русских и один латышский. Латышский в том смысле, что главным языком общения был латышский, а по национальности около половины ребят были русскими. Педагогами в этих лагерях могли работать только те, кто закончил специальные двухмесячные курсы на латышском языке и получил сертификат. За три смены в каждом из лагерей отдохнуло девяносто детей.

- Есть ли у Латвийской Церкви свои издания и с какой периодичностью они выходят?

Мы выпускаем церковный календарь на русском и латышском языках. Там же на вкладке печатаются цветные фотографии храмов, рассказы о событиях в Церкви. Издаются две газеты - общецерковная «Виноградная лоза» и Даугавпилсское благочиние издает газету «Православная жизнь». Печаются просветительные листки и брошюры.

У нас есть своя получасовая радиопрограмма «Преображение». Телевидения своего у нас нет, но меня приглашают выступать на различных телеканалах. Латвийское государственное телевидение пять раз в году проводит трансляции православных богослужений, причем бесплатно. На Рождество Христово целиком транслируется поздняя праздничная Литургия, полностью идет в эфир пасхальное богослужение. Когда к нам привозили Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, а чуть позже - святые мощи святых преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, эти события тоже телевидение транслировало. Конечно, католики и лютеране имеют больше возможностей, их показывают чаще. У латвийских католиков есть своя телестудия, подаренная Ватиканом. Иногда они даже приглашают меня выступить в их программах.

- Получаете ли Вы церковную прессу из России?

Подписаться у нас невозможно, мы привозим только розницу. Очень хотелось бы, чтобы о Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата побольше писала бы российская церковная пресса, чтобы нами больше интересовались.

В мае мы ожидаем приезда Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сроки и программа визита сейчас согласовываются. Полагаю, в преддверии этого исторического события самое время поддержать нас в церковной печати, рассказать многомиллионной аудитории верующих России о том, как живет и развивается Православие в Латвии.

С митрополитом Александром беседовала

Для православного человека каждый храм – это святыня. Но есть в Латвии места особо значимые для христиан, места, куда стремятся православные паломники не только со всех уголков нашей страны, но и из-за рубежа.

Сегодня на территории Латвии действует 120 православных храмов и 2 монастыря - Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь и Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Риге с филиалом в Спасо-Преображенской пустыни, расположенной недалеко от Елгавы.

Главное святое место Латвии для православных - Рижский кафедральный собор Рождества Христова , где хранятся святыни - чтимые списки Тихвинской иконы Божьей Матери .

Оба списка (точные копии чудотворного образа) были привезены в Ригу из Америки, где долгие годы хранилась оригинальная икона. В них вмонтированы и залиты воскомаститом серебряные капсулы с частичкой древа чудотворной иконы. Один список находится перед алтарем в левом приделе собора и постоянно открыт для доступа прихожан. Второй — в алтарной части, выносится в центр храма в дни празднования иконы.

Согласно преданию, Тихвинская икона была написана апостолом Лукой в I веке, еще при жизни Богородицы, и считается одним из первых изображений Божьей Матери. Около четырех веков икона хранилась в Иерусалиме, потом была перенесена в Константинополь. В 1383 году святыня исчезла, а спустя несколько месяцев засияла на Руси над Ладожским озером.

Икона несколько дней подряд появлялась в разных местах, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина. Вначале здесь был построен храм, а потом - мужской монастырь. С тех пор Тихвинская икона оберегала землю русскую. В первые годы советской власти монастырь был закрыт, а его имущество было передано в краеведческий музей. В 1944 года, когда фашисты вывозили ценности с оккупированных территорий, чудотворная икона оказалась в Риге. Святыню установили в соборе Рождества Христова, потом — в Свято-Троице-Сергиевом монастыре.

В конце лета 1944 года в связи с наступлением советских войск владыка Иоанн с матерью и приемным сыном Сергием вместе со святыней покинули Латвию и уехали в Америку. Умирая, владыка завещал сыну вернуть святыню в Тихвинский монастырь, когда в России не будет угрозы православию, а сама обитель будет восстановлена. 9 июля 2004 года отец Сергий выполнил завещание своего отца. На пути домой 21 июня 2004 года чудотворный образ во второй раз побывал в Риге.

В алтарной части Рижского кафедрального собора хранятся специальная книга, в которой записываются истории необычных явлений от святынь храма, а также мощи святого священномученика Иоанна(Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского.

Второе по значимости для православных Латвии святое место - это Даугавпилсский кафедральный собор святых благоверных князей Бориса и Глеба .

Когда-то на месте нынешнего храма стояла маленькая церквушка длиной в 13 метров и шириной в 9 м. За наружную облицовку из чугуна и листового железа в народе ее прозвали «Железной». Однако военные предпочитали ходить в крепостной православный собор, перестроенный из храма иезуитов. В 1903 году было принято решение о строительстве в Двинске новой гарнизонной церкви в честь святых Бориса и Глеба. Год спустя «железная» церковь была перенесена в Ерсику, и началось строительство нового гарнизонного храма, который был освящен 12 (25) июня 1905 года. Храм заложили с размахом: под фундамент вырыли трехметровой глубины котлован, стены насчитывали 40 м в длину и 20 — в ширину. Общая площадь собора составила 1106 кв. метров, а полезная площадь — 753. Церковь вмещает до 5 тысяч человек, что позволяет и сегодня считать ее крупнейшим православным храмом Латвии. Храм пережил две войны и два пожара. К своему 100-летию украсился золотыми куполами.

В 1932 году в квартире учительницы и прихожанки Борисоглебского собора Е. Буржинской в течение месяца обновилась древняя икона. На образе проступили надписи на старославянском языке и лики святых - Николая Чудотворца и патриарха Константинопольского Германа, а также святой мученицы Параскевы. Обновленную икону перенесли в собор, где перед ней стали совершаться регулярные молебны. В настоящее время эта икона благоговейно хранится в алтаре Алексеевского придела Борисоглебского собора. Кстати, иконостас Борисоглебского собора является Государственным художественным памятником.

В разные годы в храме мироточили несколько икон. Миро проступало на иконе запрестольного образа Воскресения Христова. Сразу после акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», пред которой молятся об избавлении от недуга пьянства, икона стала источать миро на глазах у всех прихожан. Мироточили икона святой мученицы Александры, а также иконы святителя Николая и Пресвятой Богородицы, находящиеся в храме и в алтаре.

Одной из главных достопримечательностей Юрмалы считается Кемерский храм святых апостолов Петра и Павла , который занесен ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры. По легенде, моряка, спасшегося после кораблекрушения, укусила змея. Обессиливший от боли моряк потерял сознание, а когда очнулся, то почувствовал себя значительно лучше — его руку омывал поток воды со странным запахом и вкусом. Так был открыт знаменитый минеральный источник в Кемери. А вскоре неподалеку был построен без единого гвоздя и православный храм.

Одна из почитаемых икон храма - образ Пантелеймона Целителя. Есть в храме икона Богоматери из Печерского монастыря. Во время Второй мировой войны она чудесным образом защитила верующих во время Крестного хода. Немцы стали стрелять по идущим людям. Икона буквально приняла выстрелы на себя - на ней есть пулевое отверстие, из верующих же никто не пострадал.

В Екабпилсе (в прошлом - Якобштадт) в Свято-Духовом мужском монастыре хранится воссозданный образ - чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы.

Согласно преданию, в XVII веке во время Русско-шведской войны воевавший на стороне шведов солдат Яков Гудынский, переправляясь через реку, увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в слободу, где жили русские люди и был православный храм св. великомученика Георгия Победоносца, а при нем - малый монастырек. Отдав икону в храм, Гудынский принял православие и остался в обители.

Говорят, что икона не раз спасала храм от пожаров. В начале ХХ века образ пропал. В открытом в 1996 году Свято-Духовом монастыре сохранились киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы, выполненные в живописном стиле. По одной из копий и был воссоздан список Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы, ставший чтимым, как и оригинал.

Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой — филиал рижского Троице-Сергиева женского монастыря —обитель, имеющая свою уникальную историю, чтимые места и реликвии. Она появилась на свет в конце XIX века в нескольких километрах от Елгавы.

По преданию, рядом с монастырем на Божьей горке было явление Богородицы. Святынями монастыря считаются икона Спасителя и храмовый образ преподобного Иоанна Лествичника, а также Казанская икона Богородицы, икона Николая Чудотворца и Иверская икона Богородицы, перед которой чаще всего молятся о счастье в личной жизни, даровании детей, исцелении от болезней.

P.S . При подготовке статьи использованы материалы сайта pravoslavie.lv.


В от если бы так исторически сложилось, что на определённом этапе своего существования Литва приняла православие в качестве государственной религии, то история её развивалась бы совсем по другому сценарию.

Д олго и упорно воевали языческая Литва и православная Русь, но воевали, скорее, по-доброму, по-дружески, а потом заключали мир и обменивались женихами и невестами. А вот стоило только Литве стать католической, как практически все земли, где проживало западнорусское население, были переняты Московским государством при большом желании жителей этих земель.

Великий князь литовский Ольгерт Гедиминович, конечно, был воинственным и яростным, существенно расширил границы Литвы за счёт исконно славянских земель, подчинил себе Киев, Подолье, Посемье, включил в зону своего влияния Тверское княжество, несколько раз пытался осаждать Москву. Однако его преемники были менее хитроумными.

В итоге блестящая с точки зрения международной дипломатии политика и военная мощь великих князей Московских привела к утверждению нового Русского государства.

Как только Литва оказалась под тесным контролем римской курии, она сразу начала слабеть, терять территории, и в итоге была абсорбирована Польским королевством. А так хорошо всё начиналось, даже западнорусский язык в ВКЛ был государственным, и территорий было хоть отбавляй - и вправду от моря до моря.

Западнорусский письменный язык (зелёным пунктиром) к концу XIV века

Н о шансы предоставлялись и позже. В 1494 году, когда между уже католической Литвой и Российским государством было заключено соглашение: Литва согласилась вернуть Руси земли в верховьях Оки и Вязьму, а великий князь Александр Казимирович стал мужем дочери Ивана Третьего Елены.

Междинастические браки творят чудеса. Иван Третий имел очень умную дочь - она постоянно доносила через проверенных посланников сведения о внутреннем состоянии дел в государстве своего супруга.

Непонятно зачем в 1500 году воинственная верхушка ВКЛ начала новую войну с Московским государством, которая была Литвой скоро проиграна - в 1503 году. Ощущая ужесточение налоговых сборов и притеснение православной веры, население Чернигово-Севейской земли, за которую и велись боевые действия, оказывало весомую поддержку Москве.


Битва при Ведроши 14 июля 1500 года. В этом сражении русские полки разбили литовскую армию. «И ступишася обои полцы на бою, и бишась до шти часов обои полцы, имающеся за руки, сечяхуся; и по удолиям кровь яко река лияся, в трупии конь не скочит…» - сообщает летописец.

Победа была достигнута в 1503 году (между прочим, в это же время Русь вынуждена была участвовать и в затяжной экономической войне с магистром Вальтером фон Плеттенбергом), и в результате перемирия к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с её притоками, часть верхнего течения Сожа, а также такие города в верховьях Днепра, как Брянск, Чернигов, Рыльск, Путивль. Всего 25 городов и 70 волостей изъявили желание перейти в состав Москвы.

В еликий князь Литовский (но, в первую очередь, польский король) Сигизмунд так и не понял, что не стоит связываться с русской ратью, и начал через дипломатические каналы оперативно собирать вооружённую коалицию из Ливонии, Литвы, Польши, Казанского и Крымского ханств для того, чтобы призвать Московское государство к порядку - в его особом понимании. Все польские Сигизмунды были отчаянными реваншистами и смотрели на Русь хищными взглядами.

И что? Тут же в западнорусских землях началось сильное внутреннее давление в пользу перехода в состав Москвы. Русскому человеку православная Москва была ближе, чем литовско-польское католическое правление. Князь Михаил Глинский возглавил движение за присоединение. Литва, естественно, вынуждена была пойти на заключение нового, на этот раз «вечного» мира в 1508 году и навсегда отказаться от претензий к Москве.

Но история показала, что нет ничего более сиюминутного, чем вечный мир между Москвой и Литвой.

Уже в 1514 году разразилось новое противостояние, яблоком раздора в котором был выдающийся русский город Смоленск. Жители Смоленска, постоянно подвергаясь угнетениям и притеснениям со стороны католических правителей, открыли городские ворота своим соотечественникам.

Московские войска победно вступили в город. Великий князь Василий Третий даровал Смоленску выгодную жалованную грамоту, согласно которой город сохранял элементы автономии в области судопроизводства и делопроизводства. Православные земли воссоединялись.


16 сентября 1654 года, «ударив челом в поле» перед Молоховскими воротами и сложив перед Алексеем Михайловичем свои боевые знамена, смоленский воевода Обухович и около полусотни поляков отправились в Литву, а остальные защитники города остались «на вечной царской службе».

А сделала бы Литва ещё в конце XIV века исторический выбор в пользу православия - глядишь, и сохранилась бы как крупная макрорегиональная держава от моря до моря. А так все православные христиане, жившие в составе Литвы, естественным образом начали тяготеть к Москве.

Ведь на самом деле великие князья литовские могли выбрать крещение по православному образцу ещё в 1387 году.

Добрая, рассудительная и перспективно мыслящая мать Ягайло, Иулиания Александровна, дочь великого князя Тверского Александра Михайловича (в течение долгого времени естественного геополитического союзника Литвы), усердно убеждала своего сына заключить брак с дочерью Дмитрия Ивановича Донского, Софьей.


Великая княжна Иулиания Александровна была ревностной христианкой и распространяла православие в Великом княжестве Литовском.

И всё бы сложилось хорошо, послушай Ягайло свою умную маму и прими православие. Но 14 августа 1385 года Ягайло, не послушав родительницу, подписал Кревскую унию и обещал стать верным католиком.

Сторонники католизации Польши утверждают, что благодаря такому слиянию Тевтонский орден был разгромлен. А его и так бы разгромили, потому что он уже был нелюбимым ребёнком папской администрации. К тому же у православного воинства есть грандиозный опыт бития орденской рати - Александр свет Ярославич Невский бил орденские силы на Чудском озере и у Раковора, а ещё до святого благоверного князя Александра Невского орден был крепко бит у реки Омбуж (ныне Эмайыги, которая плавно и резво струится через Тарту, он же древнерусский Юрьев) отцом его Ярославом.

Так что наши орден завсегда били. А вот земли западнорусские, глядишь, удалось бы в своём составе сохранить. Не будет русский православный средневековый человек жить в стране, которой управляет яростно-военизированная католическая аристократия. Русская мама Ягайло об этом прекрасно знала.

Утратила Литва самостоятельность, стала неотъемлемой часть Польши, а второй шанс был предоставлен - хоть и нескоро - уже Екатериной Второй. Значит, судьба такая.