Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Анкетирование. Основные правила составления анкет (методические рекомендации)

Предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета является основным инструментом и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого . Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

прикладного исследования

«Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

Ставрополь, 2006

Южный научный Центр РАН

Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

Здравствуйте!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

Анкетные вопросы

В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

Причина въезда в край

Причины переезда

Возможность заработать больше, чем в других регионах России

Экономические

Легче трудоустроиться, чем в других регионах России

Имею родственников

Социокультурные

Знаком с местной культурой

Наличие национальной диаспоры

Близость Ставропольского края к границам вашего государства

Геополитические

Благоприятные климатические условия

Географические

Все сюда ехали, может, останусь жить

Психологические

Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму?

Трудно сказать — 20 %

Всего — 100%

Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

Из чего складывается доход вашей семьи?

Заработная плата.

Стипендия.

Другое (запишите)

Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

  • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
  • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.

Другие виды вопросов

В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской "дедовщиной"?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

Формулировка вопросов , относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

Специальные исследования выявили несколько особенностей и тенденций, связанных с формулировкой вопроса в зависимости от вида опроса. В частности, так называемый вопрос-меню представляет респонденту некий набор альтернатив, в котором он должен выбрать один (или несколько) возможный ответ. Выяснилось, что чаще всего альтернатива выбиралась, если она находилась в начале, внизу или в середине списка.

Когда исследователь выбирает шкальный вопрос, то отмеченный выше «эффект начала» сохраняется. При этом прямая шкала вида:

  • Полностью согласен
  • Согласен
  • Не согласен
  • Полностью не согласен респондентам кажется более естественной.

Обратная шкала имеет вид:

  • Полностью не согласен
  • Не согласен
  • Согласен
  • Полностью согласен

При прямой шкале процент неответивших бывает несколько ниже, чем при обратной, лишь немногие респонденты выходят за пределы предложенного им списка, приводя собственные варианты ответа. Выявлены также следующие особенности:

  • в вопросах-меню и шкальных вопросах отмечается «эффект начала», т.е. относительное смещение ответов к началу шкалы (к вопросу, заданному первым);
  • респонденты конструируют ответы на основе предложенных альтернатив;
  • сложность, большая длина и терминологическая нагрузка вопроса ведут к потере устойчивости распределений ответов;
  • в двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу.

Последовательное расположение вопросов

Порядок, в котором устанавливаются анкетные вопросы, тоже может стать источником искажений. Так, на вопрос: «Одобряете ли вы возрастание государственных затрат на высшее образование?» большинство россиян отвечает, как правило, положительно. Но скорее всего распределение ответов будет иным, если этому вопросу будет предшествовать другой, например «Каждому ли человеку нужно высшее образование?».

На вопрос «Следует ли разрешить японскому правительству устанавливать ограничения на ввоз американских промышленных товаров в Японию?» большинство опрошенных американцев ответило отрицательно. Но в то же время 2 / 3 опрошенных другой эквивалентной группы ответили положительно, поскольку перед упомянутым выше вопросом стоял такой вопрос: «Следует ли разрешить американскому правительству устанавливать ограничения на ввоз японских промышленных товаров в США?» Поскольку большинство эквивалентной группы согласилось с первым вопросом, то логично, что оно согласилось и с тем, что Япония имеет точно такое же право.

Как правило, текст любой анкеты завершается выражением благодарности респонденту за участие в анкетировании.

ГОУ ДОД МО «Центр развития творчества детей и юношества»

Отдел мониторинга и программно-методической поддержки

Составитель:

методист

Москва - 2010

Аннотация

Рекомендации посвящены анкетированию и основным правилам составления анкет. Данная разработка, включившая в себя обобщенный положительный опыт предыдущих исследователей, предназначена в помощь специалистам, занятым в системе дополнительного образования детей и призвана облегчить процесс составления анкет.

Методист отдела мониторинга и программно-методической поддержки.

Телефон: (4

Пояснительная записка

Анализ работы специалистов отдела мониторинга и программно-методической поддержки ГОУ МО ЦРТДЮ по разработке инструментария мониторинговых исследований, а также консультативные обращения специалистов Центра и УДОД Московской области по вопросам проведения анкетирования и процессу разработки анкет вызвали необходимость создания данных методических рекомендаций. Целью которых является оказание методической помощи специалистам системы дополнительного образования детей при разработке анкет и проведении процедуры анкетирования.

Был проведен анализ работ различных авторов по социологии, психологии и маркетингу в результате которого выделены основные аспекты, как самой процедуры анкетирования, так и процесса составления анкет в частности. Составителем данных методических рекомендаций сформулированы основные правила, о которых нельзя забывать при составлении анкет. Они представлены в данном документе в виде примечаний.

В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:

· главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответ, - цель опроса;

· затраты, которые придется произвести для получения результатов;

· техника и форма проведения опроса;

· продолжительность исследования;

· надежность и точность полученной информации;

· методы обработки получаемой информации;

· форма представления результатов.

В данных методических рекомендациях рассматриваются методы, способствующие практической реализации вышеперечисленных факторов. Они направлены на качественное улучшение методического обеспечения разработки инструментария мониторинговых исследований.

Анкетирование. Основные правила составления анкет

Нельзя начинать разговор о правилах составления анкет, не рассмотрев, что же такое анкетирование, какие виды анкетирования и основные этапы в проведении анкетирования существуют.

1. Что же такое – анкетирование?

АНКЕТИРОВАНИЕ (англ. survey; нем. Befragung) - метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в общественных науках, при переписях населения, в изучении общественного мнения.

АНКЕТИРОВАНИЕ - одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

2. Виды анкетирования.

По числу респондентов:

· Индивидуальное анкетирование (один респондент);

· Групповое анкетирование (несколько респондентов). Методическая и организационная разновидность группового анкетирования - аудиторное анкетирование , состоящее в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

    Сплошное (опрос всех представителей выборки); Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

    Очное (в присутствии исследователя-анкетёра); Заочное (анкетёр отсутствует):
      Рассылка анкет по почте; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

3. Этапы проведения анкетирования.

Шаг 1. Выявление цели анкетирования.

Шаг 2. Подбор целевой аудитории.

Шаг 3. Составление анкеты.

Шаг 4. Тестирование анкеты.

Шаг 5. Проведение анкетирования и повторная проверка анкеты.

4. А что представляет собой АНКЕТА?

АНКЕТА - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные.

Анкета, состоит не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом.

5. Составление анкет.

Составление анкет - процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов - сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты - как правило, коллективная работа.

Необходимо произвести:

· постановку целей;

· анализ вопросов и выдвижение гипотез;

· формулирование вопросов и вариантов ответов;

· разработку выборки;

· выбор способа анкетирования.

Анкета, как правило, состоит из:

· вводной части , содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

· как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички , где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т. д.);

· затем в анкете идут основные вопросы . Их не должно быть много (на весь опрос не более ). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём говорится ниже).

В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

Первый этап в разработке - определение содержания анкеты.

Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок.

Второй этап в разработке анкеты - выбор нужного типа вопросов.

Вопросы могут быть:

1. По форме:

Открытые - позволяют строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме (предполагают произвольный ответ). В таких вопросах отсутствует желание навязать определенный ответ. Информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых. Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.

Закрытые - предусматривают готовые варианты ответов, допускающими обычно лишь ответы "да" или "нет". Респондент, выбравший вариант, который более других соответствует мнению респондента, отмечает его в перечне вопросов галочкой. Если фиксированное количество вариантов ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов . Например, задан вопрос: как часто вы покупаете ветчину ? Варианты ответа:

· никогда

· изредка

Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком - менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

Полузакрытые вопросы - содержат наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

2. По функции вопросы могут быть:

· основными

· наводящими

· контрольными

· уточняющими и пр.

Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа.

Требования к формулированию вопросов:

· они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

· лаконичны;

· исключать двусмысленность в понимании;

· не раздражать, не унижать достоинства;

· хорошо и чётко напечатаны.

Самые типичные ошибки при составлении анкет:

1) Скрытая заданность ответа;

2) Сверхдетализованность;

3) Двусмысленность вопросов;

4) Недостаточная различительная сила вопросов.

Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса.

Примечания:

1. Надо противостоять «синдрому жадности» и не ставить лишних вопросов, без которых можно обойтись. В то же время переупрощение проблемы, постановка ограниченного числа вопросов дает возможность интерпретировать полученные результаты в желаемом направлении.

2. Анкета не должна быть большой и утомительной (не более 20-25 вопросов).

3. Следует ограничивать количество открытых вопросов (где требуется вписать свой вариант ответа). Объяснение простое - у всех мало времени, поэтому, либо ответ будет логичным, но бессмысленным (например: "Почему Вы выбрали именно это творческое объединение?" - "Захотел"), либо ответа не будет вообще.

4. Опрашиваемый должен просто читать вопросы и обводить подходящие варианты ответов. Это позволит сэкономить время и получить ответы на большинство вопросов. При перечислении вариантов ответов постараться перечислить все возможные, но также избегать бессмысленных.

5. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

6. Непосредственно перед началом опроса проведите небольшое тестирование составленной анкеты, желательно не на своих сослуживцах. Достаточно будет десяти заполненных анкет и Вы сможете исправить несколько явных недочетов в анкете.

Использованная литература

1. Андpеева Г. М., 1979. Лекции по методике конкpетных социальных исследований. - М.: МГУс.

2. Беляевский исследование. - М. 2001.

3. Большой словарь по социологии, проект *****sword.

4. Головин практического психолога.

5. Дружинин психология. СПб.: Питер, 2002. с. 45.

6. Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.

Приложение 1

Схема разработки опросного листа

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ:

1. Какая требуется информация?

2. Кто является целевым респондентам?

3. Какой метод сбора информации будет использован при опросе респондентов?

РАЗРАБОТКА ВОПРОСНИКА:

1. Определить структуру опросного листа.

2. Сократить вероятность ошибок при заполнении анкет.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ:

1. Определить вид вопросов: «открытые», «полузакрытые» или «закрытые»;

2. Предлагать четкие форматы ответов на вопрос;

3. Определить, какую цель преследует каждый вопрос;

4. Добиться предельной точности формулировки вопроса;

5. Предлагаемый набор ответов не должен даже частично пересекаться;

6. Использовать действующий язык среды исследования;

7. Не использовать слов и выражений, показывающих пристрастие;

8. Избегайте вопросов с двойным смыслом;

9. Предлагайте однозначно-понятные варианты ответов;

10. Вопросы должны быть реальными и имеющими ответ.

ТЕСТИРОВАНИЕ ВОПРОСНИКА:

1. Проанализировать всю анкету, согласовать последовательность опроса.

2. Предварительное тестирование вопросника должно проводиться в условиях и окружении, идентичных проведению основного опроса.

3. Провести предварительный инструктаж для опрашивающих.

Большой словарь по социологии (проект *****sword. )

От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата. Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям? В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Правила составления анкеты для опроса

  • Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.

Пример: если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung,задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.

  • Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса . Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.

Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.

Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.

Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung (модель N) по 5-балльной шкале».

  • Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте , как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
  • Используйте минимум специальных терминов . Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
  • Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице . Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты.

Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.

  • Обязательно следуйте логике при составлении анкеты . Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.

Когда составляешь анкету запросто запутаться с логикой. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.

  • Следите за порядком вопросов . Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
  • Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение : «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
  • Будьте аккуратны в выражениях и вежливы . Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  • Протестируйте опрос . После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.

Первое, что нужно сделать, берясь за составление анкеты – это определить ее цели . Без этого шага, вся последующая работа теряет смысл. От целей анкеты напрямую зависит содержание анкеты: вопросы, варианты ответов, вступление, заключение.

Чаще всего основной целью анкетирования является выявление потребностей клиентов. Полученная информация позволит на выходе скорректировать ассортиментную политику компании, обновить модельных ряд, улучшить качество обслуживания клиентов, внедрить новые формы сотрудничества.

Анкеты могут быть использованы и в целях:

    информирования о чем-либо (например, о запуске нового проекта, о введении новых условий работы, о структурных преобразованиях);

    продвижения новинок;

    демонстрации успехов компании.

Ведь заполняя анкету, участник не только выражает свое мнение, но и сам получает информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов.

От того, как сформулирован вопрос, зависит, поймут ли его респонденты и соответственно ответят ли они именно на тот вопрос, который им задан. Если вопрос сформулирован неоднозначно, то надежность полученных данных снижается. Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются правильно, что они понятны респондентам, проводится тестирование анкеты (или пилотажное исследование ). Для тестирования анкету просят заполнить нескольких человек. Желательно, чтобы при заполнении присутствовал разработчик, тогда он увидит, какие именно вопросы вызывают затруднения респондента. Также можно протестировать анкету по телефону. Для анкеты могут быть использованы как открытые, так и закрытые вопросы.

Закрытыми называются вопросы, которые предлагают определенные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать подходящий ему вариант (или несколько вариантов, в зависимости от цели вопроса).

Закрытые вопросы лучше использовать, когда набор возможных вариантов ответа известен и основная задача, понять какое количество респондентов предпочтет тот или иной вариант ответа.

Открытые вопросы не предусматривают вариантов ответа и предоставляют респонденту самому сформулировать ответ. Открытые вопросы используются, если разработчику заранее неизвестны возможные варианты ответа, и его задача выявить весь спектр мнений по вопросу.

Анкета должна состоять из 3-х частей:

    Вступительная часть

    Основной блок вопросов

    Заключительная часть

Вступительная часть включает в себя:

Пример

Название

Анкета участника дилерской конференции 2007 года компании АВС

Приветствие

Уважаемые коллеги!

Описание кто и зачем проводит анкетирование

Департамент маркетинга компании АВС проводит изучение мнения участников конференции по вопросам повышения качества обслуживания клиентов

Правила заполнения анкеты

Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место.

Необходимо ответить на все вопросы

Подчеркивание значимости мнения респондента и

Ваше мнение очень важно для нас

Время, необходимое для заполнение анкеты

Заполнение анкеты займет у вас 5-10 минут

Благодарность

Спасибо за участие в опросе

Вступительная часть должна прояснять респондентам цели анкетирования, показывать, что именно компания предполагает делать с полученными сведениями. Важно показать, что цель анкеты – это не просто пустое любопытство, или давно потерявшая свой смысл традиция, а получение нужной информации, которая будет использована компанией в интересах самих клиентов. Кроме того, вступительная часть не только дает респонденту необходимые пояснения и инструкции. Это еще и дань уважения к участникам. Анкета, которая начинается сразу с вопросов, без каких-либо дополнительных пояснений и комментариев на бессознательном уровне ассоциируется с допросом и вызывает желание отказаться от анкетирования. Также, чтобы включиться в любую деятельность человеку требуется определенное время, такова психология восприятия информации. И вступительная часть позволяет настроить участника на процесс анкетирования, помочь ему включиться в новый вид деятельности. Поэтому нельзя игнорировать вступительную часть.

Заключительная часть анкеты обычно включает:

    Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях, для того чтобы участники имели возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты. (Например, Ваши пожелания и предложения компании АВС )

    Информация о респонденте (на жаргоне социологов эта часть называется «паспортичкой», т.е. персональные данные о самом респонденте или, как в нашем случае, о его компании)

    Благодарность за участие в опросе. Обычно этот блок заключительной части анкеты состоит всего из одного слова «Спасибо!». И пусть вас не смущает, что во вступительной части мы уже выражали благодарность участникам. Вам действительно есть за что благодарить участников, которые потратили свое время, чтобы вы получили нужную вам информацию. К тому же, во вступительной части мы благодарим за согласие участвовать в опросе, а в конце анкеты благодарим за то, что анкета заполнена и человек выполнил для нас определенную работу.

Очень важно особое внимание уделить паспортичке. В этот раздел должны попасть те данные о клиенте, которые необходимы нам для того, чтобы качественно проанализировать полученные результаты.

Общий принцип последовательности вопросов состоит в том, что сначала в анкете помещают более простые вопросы, ответ на которые не требует от респондента долгих размышлений. Это делается для того, чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс, пробудить у него интерес к заполнению. Если же сразу ставить сложные вопросы, то это может привести вообще к отказу от анкетирования. Сложные вопросы обычно размещают в середине анкеты, когда человек уже вработался, почувствовал интерес к процессу, но еще не успел устать.

Также, если это возможно, лучше располагать вопросы смысловыми блоками. В последовательности вопросов респондент должен чувствовать определенную логику, которая работает на выполнение заявленных во вступительной части целей.

Оформление анкеты – это возможность показать клиентам свой профессионализм и стиль. Перечислим наиболее важные правила оформления анкет:

1) В анкете необходимо использовать фирменный стиль . Если у компании принят шрифт Arial , то не следует использовать Garamond , только потому, что он позволяет экономить место и «впихнуть» в анкету больше вопросов.

2) Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 кегля).

3) Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами . Сами вопросы лучше выделить жирным шрифтом, а варианты ответов не выделять. Это позволяет респондентам лучше вникнуть в вопрос и не пропускать вопросы, просто из-за того, что они незаметны.

4) Если вопрос открытый , необходимо оставлять достаточно места , для того, чтобы можно было вписать ответ от руки. Мы видели анкеты, куда вписать что-то было практически невозможно.

5) Если вопрос сложный, то имеет смысл после него дать дополнительную инструкцию. Эту инструкцию лучше отделить от текста самого вопроса (например, с помощью курсива).

6) Не стоит печать анкету с двух сторон листа . Это может привести к большому количеству не до конца заполненных анкет. Исключение составляет случай, если анкета оформлена как книжечка (например, сложенный пополам лист А4).

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что составление анкет не такое простое дело, каким кажется на первый взгляд. Поэтому к ее составлению нужно относиться со всей серьезностью, не забывая после ее составления как минимум проверить соблюдение каждого из перечисленных нами в данной статье принципов.

Если компании, некоммерческой организации или политику необходимо узнать, что думают участники проекта, избиратели или клиенты, они создают и проводят опрос. Результаты могут привести к изменению имиджа, принятию решений и изменениям в политике, если замечания и предложения будут обоснованными. Создание опроса может показаться очень простой задачей, но при отсутствии надлежащей разработки результаты могут быть искаженными и ненадежными.

Шаги

Часть 1

Разработайте вопросы

    Решите, что вы хотите узнать, проведя опрос. Спросите себя, какие данные вы получите и как вы их используете. Это поможет составить полезные вопросы, а также порядок, в котором вы будете их задавать. В идеале опрос должен быть коротким, поэтому решите, какие цели существенны, а какие могут оказаться ненужными.

    Спланируйте вопросы, которые помогут вам получить необходимую информацию. Начните с большого количества вопросов, а потом сужайте список до тех пор, пока каждый из них не будет определенным образом относиться к вашей цели. Вопросы и ответы должны быть простыми, используйте как можно меньше слов, если это возможно. Можно задавать как вопросы, требующие развернутого ответа, так и вопросы, допускающие односложный ответ.

    Используйте вопросы, не требующие развернутого ответа, чтобы получить конкретные ответы. У таких вопросов есть набор альтернатив, из которых могут выбрать респонденты. Это могут быть вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», вопросы на верные или ошибочные утверждения или вопросы, в которых респонденты должны согласиться с чем-то или не согласиться. Вопросы, допускающие односложный ответ, могут выглядеть так же, как и вопросы с развернутым ответом, но у них будет всего несколько вариантов ответа для респондентов. Такие вопросы могут выглядеть следующим образом:

    • "Вы уже делали здесь покупки раньше?"
    • "Если да, как часто вы покупаете что-то здесь?" (при таких вопросах у респондентов будет несколько заданных ответов, из которых они будут выбирать, – от "одного раза в неделю" до "одного раза в месяц", к примеру).
    • "Насколько вы довольны нашими услугами сегодня?" (так же, как и в предыдущем варианте, на этот вопрос будет ограниченное количество ответов – от "очень понравилось" до "очень не понравилось").
    • "Вы бы посоветовали этот магазин другу?"
  1. Используйте вопросы с открытым ответом, чтобы получить замечания и предложения. Вопросы с открытым ответом предполагают ответы, которые вы не можете предвидеть, также у вас нет списка ответов, из которых следует выбирать. Вопросы с открытым ответом – это шанс для респондентов донести свои особенные требования или ожидания. Вот примеры таких вопросов:

    • "Как вы будете пользоваться своей покупкой?"
    • "Где еще вы делаете покупки?"
    • "Кто посоветовал вам этот магазин?"
    • Такие вопросы хорошо могут прояснить предыдущий ответ – "Почему вы чувствуете себя именно так?"
  2. Задавайте вопросы в понятной форме и так, чтобы невозможно было дать уклончивый ответ. Не стоит подталкивать к ответу, ведь это означает, что спрашивающий ждет определенного ответа, а это, в свою очередь, ограничит варианты, которые могли бы использовать респонденты. Либо задайте возможные ответы, либо измените структуру вопроса так, чтобы не получилось, что вы подводите респондента к конкретному ответу.

Часть 2

Проведите опрос

    Подумайте о том, как проводить опрос. Есть множество вариантов. Вы можете использовать сервис онлайн, чтобы разработать опрос. Потом можно разослать ссылки на опрос по электронной почте. Вы можете опросить респондентов по электронной почте или по телефону. Или проведите опрос лично, привлекая профессионалов или волонтеров.

    Разработайте опрос, исходя из метода его проведения. У каждого метода есть плюсы и минусы, как и ограничения того, что вы можете сделать. Спросите себя, какой метод проведения лучше всего подходит к тематике опроса, а также каким образом вам лучше всего будет собрать данные. Например:

    Продумайте порядок вопросов. Форма вашего опроса важна так же, как и содержание. Вам стоит организовать порядок вопросов так, чтобы он был логичен, и чтобы были последовательные переходы от секции к секции. Другие виды вопросов могут повлиять на то, как респондент заполняет анкету.

    • Вам стоит организовать вопросы так, что если человек отвечает «да» или «нет» на какой-то вопрос, он пропускает дальнейшие вопросы, которые не относятся к нему. Это поможет респонденту сосредоточиться, а опрос займет меньше времени.
    • "Определители" – это вопросы, которые уводят респондентов, не давая им завершить другие вопросы. Располагайте их в начале опроса.
    • Если демография – это самое важное в вашем опросе, поместите вопросы, связанные с этим, в начало.
    • Оставьте личные или сложные вопросы на конец опроса. Респонденты не будут перегружены из-за них и, скорее, будут более открыты и честны.
  1. Решите, предполагаете ли вы использование средств поощрения при выполнении опроса. Всегда проще привлечь респондентов, если вы предлагаете им что-то в обмен на их время. Опросы онлайн, по почте или по телефону могут предполагать наличие купона после выполнения опроса. Опрос лично может предполагать какие-то товары в обмен на участие. Опросы – также хороший способ привлечь внимание к рассылкам или предложениям членства, что, в противном случае, может остаться незамеченным респондентами.

    Протестируйте опрос, прежде чем начать исследование. Друзья, работники и члены семьи отлично подойдут в качестве испытуемых. Вы можете попросить их протестировать опрос, пока он еще в процессе разработки, или они могут испробовать финальную версию.

    • Попросите тех, кто проходит опрос, высказать предложения и замечания. Они могут указать вам на те разделы, которые смутили их. Впечатления респондента по поводу опроса так же важны, как и сам опрос.
    • После тестирования поработайте с электронными цифровыми таблицами, чтобы убедиться, что вы собираете необходимые данные. Если у вас не получается раздобыть желаемую информацию, переделайте опрос. Вам, возможно, понадобится перефразировать некоторые вопросы, добавить вступление, реорганизовать, добавить или убрать вопросы так, чтобы опрос соответствовал поставленной цели.

Часть 3

Скорректируйте опрос
  1. Пересмотрите данные, чтобы понять, о чем действительно был ваш опрос. Помните, что опросы, обычно, – это часть более большой кампании. Их можно изменять и использовать множество раз так, чтобы получить различные демографические данные, задавать различные вопросы или лучше определиться с целями. После анализа результатов вы можете обнаружить, что несмотря на то, что ваши вопросы не лишены смысла, они не совсем подходят для вашей цели.

    • Например, вы можете обнаружить, что такой вопрос, как "Как часто вы делаете покупки здесь?" ограничивает ваших респондентов до тех, кто совершает покупки в торговых точках. Если вы хотите увидеть, как люди покупают конкретный продукт, вы можете расширить вопросы и включить в них совершение покупок онлайн.
    • Ваш метод реализации может также ограничиваться данными. Например, в опросах, которые проводятся онлайн, обычно участвуют респонденты с уровнем владения компьютером выше среднего.
  2. Проанализируйте вопросы далее. Некоторые из ваших вопросов будут работать во время тестирования, но не подойдут для самого опроса. Ваши вопросы должны быть понятны конкретной социальной группе, на которую вы нацелены. Уточните, достаточно ли хорошо ваши респонденты понимают вопросы, или ваш опрос настолько стандартизирован, что респондентам даже не приходится думать.

    • К примеру, такой вопрос как "Почему вы делаете покупки здесь?" может быть слишком широким вопросом, который может сбить с толку респондентов. Если вы хотите знать, имеет ли влияние обстановка в магазине на количество покупок, которые в нем совершаются, вы можете попросить респондентов описать, насколько им нравится декор и обстановка в магазине.
  3. Проверьте вопросы с развернутым ответом. Подумайте, правильно ли работают эти вопросы для вас. Они могут быть слишком открытыми, в случае чего респонденты будут отвечать бессвязно. Или они могут быть недостаточно открыты, в этом случае, полученные данные будут не очень ценны. Спросите себя, какую роль такие вопросы играют в вашем опросе, и переделайте их подходящим образом.

  4. Проанализируйте, какие предложения и замечания вы получаете. Посмотрите, есть ли в ваших данных необычные направления, и определите, соответствует ли это реальности, или это возникает из-за недоработок в опросе. Например, ваши вопросы закрытого типа будут ограничивать респондентов в той информации, которую они могут вам дать. Ваши ответы могут быть настолько ограниченными, что сильное мнение будет выглядеть так же, как и слабое, или у вас может быть неполный список необходимых ответов.

    • Например, если вы просите респондентов сделать рейтинг события, вы должны предоставить им варианты: "очень хорошо" и "очень плохо", а также еще варианты между ними.