Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Методы изучения. Практикум по общей психологии Методики исследования ощущений в психологии

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

Стресс. Кризис

Понятие стресса было введено канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье. Стрессом является стандартный ответ организма на любой фактор, который воздействует на него извне. Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями.

Стресс может носить различный характер:

1) дистресс носит негативный характер;

2) эустресс носит позитивный и мобилизующий характер.

Г. Селье выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:

1. Специфическая – определенное заболевание со специфической симптоматикой.

2. Неспецифическая (проявляется в общем адаптационном синдроме).

Неспецифическая реакция состоит из трех фаз:

1) реакция тревоги (под влиянием стрессовой ситуации организм меняет свои характеристики; если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе);

2) реакция сопротивления (если действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется; тревога почти исчезает, уровень сопротивляемости организма значительно повышается);

3) реакция истощения (если стрессор действует длительное время, силы организма постепенно истощаются; вновь появляется тревога, но теперь уже необратимая; наступает стадия дистресса).

Концепция кризисов зародилась и развивалась в США. Согласно этой концепции «риск возникновения психических расстройств достигает наивысшей точки и материализуется в определенной кризисной ситуации».

«Кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких»1 .

Выделяют следующие виды кризисов:

1) кризисы развития (например, поступление ребенка в детский сад, школу, вступление в брак, уход на пенсию и т. д.);

2) случайные кризисы (например, безработица, стихийное бедствие и т. д.);

3) типовые кризисы (например, смерть близкого человека, появление в семье ребенка и т. д.).

Фрустрация. Страх

«Фрустрация (англ. frustration – „расстройство, срыв планов, крушение“) – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые».

Для состояния фрустрации характерны следующие признаки:

1) наличие мотива;

2) наличие потребности;

3) наличие цели;

4) наличие первоначального плана действия;

5) наличие сопротивления препятствию, которое является фрустрирующим (сопротивление может быть пассивным и активным, внешним и внутренним).

В ситуациях фрустрации человек ведет себя либо как инфантильная, или как зрелая личность. Инфантильная личность в случае фрустрации характеризуется неконструктивным поведением, которое выражает в агрессии или в уходе от разрешения сложной ситуации.

Зрелой личности, напротив, свойственно конструктивное поведение, которое проявляется в том, что человек усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель.

Наиболее частым симптомом нарушения эмоциональной сферы считается страх. Однако страхи могут являться адекватной мобилизующей реакцией на реальную угрозу. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до тех пор, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией.

Для оценки степени патологичности страхов используют следующие параметры.

1. Адекватность (обоснованность) – соответствие интенсивности страха степени реальной опасности, которая исходит из данной ситуации или от окружающих людей.

2. Интенсивность – степень дезорганизации деятельности и самочувствия человека, охваченного чувством страха.

3. Длительность – продолжительность страха по времени.

4. Степень контролируемости чувства страха человеком – способность преодолевать собственное чувство страха.

Фобия – это страх, который переживается часто, является навязчивым, плохо контролируется и в значительной степени нарушает деятельность и самочувствие человека.

Наиболее распространенными видами фобий являются:

1) агорафобия – боязнь открытых пространств;

2) клаустрофобия – страх закрытых помещений. Достаточно распространенным явлением являются социофобии – навязчивые страхи, которые связаны с опасением осуждения человека со стороны окружающих за какие-либо действия.

Нарушения волевой сферы

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).

Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.

Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

К расстройствам волевой деятельности относятся:

1) нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека;

2) парабулия – формирование патологических потребностей и мотивов;

3) гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

4) гипобулия – нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).

Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви-гательно-волевой сферы является кататонический синдром, который включает в себя следующие симптомы:

1) стереотипии – частое ритмичное повторение одних и тех же движений;

2) импульсивные действия – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки;

3) негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа;

4) эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент; 5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени. Особыми разновидностями нарушений воли являются следующие патологические симптомы:

1) симптом аутизма;

2) симптом автоматизмов.

Симптом аутизма проявляется в том, что больные утрачивают потребность общаться с окружающими. У них формируется патологическая замкнутость, нелюдимость и отгороженность.

Автоматизмы – это самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функций независимо от наличия побудительных импульсов извне. Выделяют следующие виды автоматизмов.

1. Амбулаторный(встречается у больных эпилепсией и заключается в том, что больной совершает внешне упорядоченные и целенаправленные действия, о которых после эпилептического припадка полностью забывает).

2. Сомнамбулический (больной находится либо в гипнотическом трансе, либо в состоянии между сном и бодрствованием).

3. Ассоциативный.

4. Сенестопатический.

5. Кинестетический.

Последние три разновидности автоматизмов наблюдаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Переходя к количественной стороне ощущений (т. е., главным образом, к их интенсивности), я прежде всего должен сказать, что исследование интенсивности ощущений в течение очень долгого времени привлекало к себе огромный интерес, и психологи.затратили массу энергии на разработку этой области. Этот интерес вполне понятен. Дело в том, что именно в области ощущений возможно наиболее точное измерение внешних раздражителей, действующих на нашу психику. Поэтому именно в этой области были впервые сделаны попытки ввести математику и измерение в область психологии.

Еще Кант во второй половине XVIII столетия не допускал возможности, чтобы психология могла когда-нибудь сделаться точной наукой в том смысле, в каком мы применяем этот термин к естественным наукам. Главное основание он видел в том, что в психологии невозможно измерение. В то время как внешние предметы имеют два измерения - во времени и в пространстве, психологические процессы, как считал Кант, могут протекать только во времени. Пространственности психические явления не имеют и, следовательно, измерению они недоступны. Но уже в начале XIX столетия немецкий философ Гербарт предпринимает подробно разработанную и теоретически обоснованную попытку ввести в область психологии измерение и, следовательно, дать психологии возможность сделаться точной наукой. У Гербарта эта попытка носит еще чисто теоретический, умозрительный характер. Впоследствии же, благодаря работам Вебера и исследованиям Фехнера, явилась возможность фактического обоснования этих предположений, и именно путем приложения к измерению психических явлений экспериментального метода.

Так как в течение очень продолжительного времени попытки ввести измерение в психологии ограничивались почти исключительно областью ощущений и простейших восприятий, то я и остановлюсь прежде всего на методах, применявшихся к исследованию ощущений.

Первым методом является метод постепенных изменений, или метод едва заметных разниц.

Я уже демонстрировал вам этот метод в опыте с часами: испытуемый сидит, обернувшись к экспериментатору; экспериментатор, держащий в руке карманные часы, отходит от него на такое расстояние, что тиканье часов не слышно ему, затем постепенно приближается к нему, пока испытуемый не скажет, наконец, что слышит едва заметное тиканье часов. Этим путем устанавливается минимальный порог раздражения, или та минимальная интенсивность раздражителя, которая еще может быть воспринята испытуемым. Затем экспериментатор подходит еще ближе и просит сказать, когда ощущение станет чуть-чуть больше, т. е. старается установить разностный порог раздражения, соответствующий едва заметному приросту ощущения.

В смысле точности опыт с часами, конечно, примитивен; для более точных исследований существуют особые приборы, где постепенный прирост раздражителя может быть точно измерен и выражен в цифрах. Метод едва заметных различий может применяться нс только в области слуховых.

по и в области всех остальных родов ощущений. Вы можете взять кар тонный экран, в середине которого вставлен кружок из промасленной бумаги Находящийся сзади источник света постепенно придвигается к экрану, и испытуемый должен отметить тот момент, когда он, наконец, заметил прирост интенсивности освещения. Мерилом раздражителя служит расстояние, на которое пришлось передвинуть источник света (разносный порог раздражения).

При подобного рода исследованиях необходимо производить не только опыты с постепенным увеличением раздражения, но также и опыты с постепенным его уменьшением (например, отодвигая от испытуемого источник света или звука). Обычно ставят несколько повторных исследований с постепенным усилением раздражителя, а затем с постепенным его ослаблением; записывают те и другие результаты и берут среднюю величину.

Второй метод - это так называемый метод истинных и ложных случаев.

Производится соответствующий опыт с прибором академика Бехтерева для исследования слуховых ощущений.* Экспериментатор дает один за другим два раздражения (например, два звука), отличающиеся друг от друга на величину, несколько меньшую, чем разностный порог; испытуемый должен сказать, которое раздражение было сильнее. Опыт повторяется много раз, и затем результат вычисляется по формуле -, т. е. берется отношение числа верных ответов (г) к общему числу опытов (п). Обычно принимают, что если число правильных ответов больше половины, то мы уже имеем известные шансы за то, что здесь была не простая случайность, а известное распознавание. Если же число правильных ответов достигает 75%, то процесс различения, несомненно, здесь происходит. Существуют сложные формулы для того, чтобы из результатов, полученных при помощи метода истинных и ложных случаев, получить непосредственно величину разностного порога для данного случая. Но эти сложные приемы имеют значение лишь для специальных исследований, почему я и не буду здесь о них распространяться.

Третий метод - это метод средней ошибки.

Производится опыт с прибором д-ра Владимирского для исследования глазомера. Экспериментатор подвигает справа налево черную нить, укрепленную вертикально, и просит испытуемого сказать, когда эта линия будет находиться посредине. На задней стороне прибора нанесены деления в миллиметрах, и по этим делениям можно судить о величине сделанной испытуемым ошибки. Повторив этот опыт много раз, вычисляют затем среднее из всех сделанных в том и другом направлении ошибок, а также среднее колебание в величине этих ошибок.

Эти три метода наиболее часто употребляются при исследовании ощущений, а также при изучении отношений, существующих между ощущениями и соответствующими им разражителями. Этот последний вопрос - об отношении между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражения - был впервые подробно исследован немецким физиологом Э. Г. Вебером. Поэтому и установленный им закон известен под именем закона Вебера.

Вебер работал над восприятием длины линий и над пространственными ощущениями кожи, исследуя эти последние при помощи прикосновения двумя концами циркуля к коже. Опыты эти показали, что прирост ощущения не прямо пропорционален приросту раздражения, но что чем больше абсолютная величина раздражения, тем больший нужен прирост для того, чтобы он был воспринят испытуемым. Например, на коллективном опыте с падающими шариками я показал вам, что на таком уровне, когда звук сравнительно слабый, известная разница ясно ощущается большинством испытуемых, но когда мы производим тот же опыт на более высоком уровне, взяв ту же самую разницу в интенсивности звуков, то огромное большинство ответов уже не соответствует действительности: для получения того же количества правильных ответов, как и раньше, приходится значительно увеличить разницу между двумя звуками.

Вебер установил, что величина нужного прироста раздражения находится в известном постоянном отношении к абсолютной величине раздражения. Для ощущений давления и для звуковых ощущений это отношение равняется 1/3; так, например, если мы имеем на руке тяжесть в 9 граммов и будем исследовать по методу минимальных изменений, какой прирост нужен, чтобы испытуемый почувствовал едва заметный прирост ощущений, то увидим, что надо довести тяжесть до 12 граммов. Если основная тяжесть равна 60 граммам, то надо увеличить ее на 20 граммов и т. д. Для световых ощущений величина прироста должна равняться 1/100 основного раздражения, а для ощущений мышечного чувства 1/17. Итак, закон Вебера состоит в следующем: для получения едва заметного прироста ощущения раздражитель должен возрастать таким образом,чтобы величина прироста находилась к величине раздражителя всегда в одном и том же отношении, причем для каждого определенного рода ощущений это отношение остается постоянным.

Впоследствии Фехнер воспользовался этим законом, видоизменив его известным образом для того, чтобы доказать возможность применения математики к психологии.

Если мы обозначим едва заметный прирост ощущения через К, абсолютную величину раздражения через R, а прирост его через AR, то вышеозначенное положение представится в виде следующей

Причем С обозначает постоянную величину.

Это можно изобразить графически.

На графике видно, что при одинаковых приростах ощущения К (AM, МР, PR и т. д.) раздражение R (АС, MN, PQ, RS и т. д.) должно каждый раз увеличиваться на все большую и большую величину, причем эта величина является строго определенной, оставаясь все время в одном и том же отношении к абсолютной величине имеющегося налицо раздражения. Отсюда вытекает следующая формулировка закона Вебера: ощущения возрастают в арифметической прогрессии, в то время как раздражения - в геометрической.

Закон Вебера, проверенный и подробно разработанный Фехне- ром, сыграл огромную роль в развитии экспериментальной психологии вообще и, в частности, в вопросе о возможности применения математики к психологии. Фехнер придал ему следующую математическую формулировку. Если мы примем, что отношение, уста-

новленное Вебером: К = С -=р, приложимо также и к бесконечно

малым различиям ощущений и раздражений, то К превращается в дифференциальную величину dE (Е - ощущение), a AR - в dR (R - раздражение) и получается дифференциальное уравнение:

dE = Интегрируя его и принимая раздражение, соответствую-

щее минимальному порогу ощущения, равным 1, получаем в конце концов формулу: Е = CIoqnatR, ощущение равняется логарифму раздражения, названную Фехнером психофизической формулой.

Основываясь на законе Вебера, Фехнер далее пытался доказать возможность точного измерения в области психических величин. Он основывался на том, что психические величины могут быть измеряемы в двух направлениях: во-первых - во времени, во- вторых - в своей интенсивности. Обыкновенно против возможности количественного измерения ощущений выставляются следующие возражения. Когда я измеряю протяженность, вес и другие свойство физического тела, то я всегда имею известную мерку, единицу измерения (грамм, аршин и пр.), однородную с измеряемым телом и его свойствами. Благодаря этому можно сказать, что единица измерения столько-то раз содержится в длине или весе измеряемого тела. Между тем при измерении ощущений такой мерки не может быть, так как физический раздражитель не однороден с вызываемыми им ощущениями. И вот Фехнер сделал первое допущение, именно он принял за такую единицу измерения едва заметную величину ощущения, или порог ощущения: тот минимальный звук, который мы еще воспринимаем при полной тишине, то чрезвычайно слабое световое ощущение, которое мы еще можем воспринять на абсолютно черном фоне, например, в полной темноте, на черном очень слабо освещенном бархате и т. д.

Далее Фехнер сделал еще и второе допущение, обозначив едва заметные приросты ощущений (или так называемые разностные пороги ощущений) также через 1 и, таким образом, приравняв их друг к другу и к минимальному порогу ощущения. После такого допущения является уже действительно возможным измерять ощущения различной интенсивности совершенно в том же смысле, в каком мы измеряем физические явления. Так, например, ощущение яркого света мы будем рассматривать как состоящее из большого числа едва заметных ощущений. Пушечный выстрел будем приравнивать по интенсивности стольким-то ружейным выстрелам и т. д.

Не довольствуясь одними теоретическими рассуждениями, Фехнер путем огромного количества опытов, произведенных им над различными родами ощущений, подтвердил закон Вебера и доказал приложимость его почти ко всем родам наших ощущений. Ввиду этого он назвал закон Вебера основным психологическим законом. Фехнер предположил, что закон этот имеет основное значение для всей нашей психической жизни, что он выражает собой то отношение, которое существует вообще между действующими на нас внешними раздражителями и теми психическими переживаниями, которые возникают под влиянием этих раздражителей. И действительно, факты показывают, что закон Вебера, математически формулированный Фехнером, имеет чрезвычайно широкое распространение в нашей психической жизни. Приведу несколько примеров, указанных самим Фехнером. Когда мы сидим в очень тихой обстановке, то слышим малейший звук; наоборот, когда в комнате шумно, тогда надо говорить громко, чтобы быть услышанным, т. е. прибавка слухового раздражения к уже имеющемуся должна быть гораздо более значительной. Другой пример, из области зрительных ощущений. Почему мы днем не видим звезд на небе? Не потому, чтоб их днем там не было, а потому что днем яркий солнечный свет образует для них слишком светлый фон; необходим значительный прирост светового раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение светлого пятна на этом фоне. И мы действительно видим, что некоторые очень яркие кометы бывают видны также и днем. Наоборот, ночью, в особенности когда нет луны, освещение неба настолько незначительно, что звезды воспринимаются отчетливо.

Но не только в области ощущений, а и в области чувствований мы имеем также отношения, напоминающие собой закон Вебера. Так человек, много натерпевшийся горя, воспринимает малейшее облегчение, малейшую радость или проявление участия гораздо интенсивнее, чем человек, избалованный судьбой. У первого радостных ощущений в жизни очень мало, и потому малейший прирост в этом направлении чувствуется им совершенно отчетливо; наоборот, второй большую часть своей жизни проводит в удовольствии, и потому ему надо что-нибудь экстраординарное, чтобы вызвать в нем прирост удовольствия.

Такое широкое распространение данного отношения в психической жизни человека и заставило Фехнера придать этому закону основное значение и считать его основным психофизическим законом; математическая же формулировка данного отношения и те допущения, которые он счел возможным сделать, дали ему возможность предположить, что именно в этом пункте мы имеем возможность точно формулировать отношение между психическими и физическими процессами.

Однако как математическая формула Фехнера, так и в особенности сделанные из нее выводы встретили ряд возражений и притом очень существенных. При этом самый закон Вебера, в первоначальной его форме, почти никем не оспаривался, возражение же вызывало главным образом то распространенное толкование, которое дал ему Фехнер. Прежде всего указывали mi то, что закон этот приложим не ко всем ощущениям в одинаковой мере. Наиболее точные данные получаются в ощущениях давления и вообще в осязательных, а также в ощущениях света и звука. Что же касается ощущений обонятельных, вкусовых и термических, то здесь мы имеем дело с более смутными и неясными данными и о такой правильности, как сейчас мы указали, там не может быть речи. Далее, закон этот применим только к средней интенсивности ощущений; там же, где речь идет об очень слабом или очень сильном раздражителе, там закон этот, как показали исследования, уже теряет свою силу.

Таким образом, прежде всего со стороны фактической, закон этот встречает значительные ограничения, и уже это одно заставляет сомневаться в том, можно ли считать его основным психофизическим законом, имеющим значение для всех наших психических переживаний. Но и со стороны теоретической против Фехнера был выдвинут целый ряд существенных возражений. Я остановлюсь на одном из них, наиболее важном.

Фехнсру возражали, что его основное допущение, дававшее ему возможность построить всю гипотезу измеримости психических явлений, в корне своем неправильно. Когда мы измеряем стол, прилагая к нему единицу измерения - аршин, то мы можем это делать потому, что стол, как физический предмет, действительно состоит из отдельных единиц. Мы можем этот стол разрезать на куски, и каждый кусок будет равен по своей длине этой измерительной единице. То же самое с измерением веса. Мы можем всякий данный предмет разделить на куски таким образом, чтобы каждый кусок равнялся одному фунту. Ничего подобного мы не можем сделать в психическом мире, в мире ощущений. Я не могу, например, ощущения яркого света разбить на части таким образом, чтобы каждая из этих частей равнялась бы слабому световому ощущению. Я могу, правда, источник света, например лампу, заменить несколькими более слабыми лампочками, но здесь речь идет о физическом предмете, о его делении, а не о делении психического явления, т. е. ощущения. Это дало повод целому ряду психологов и физиологов утверждать, что ощущения не могут быть измеряемы в том смысле, как измеряются физические предметы.

Спрашивается, каково действительное значение закона Вебера и той математической формулировки, которую ему придал Фехнер? Или, другими словами, какое же значение могут иметь наши измерения в области психической жизни? Мне уже приходилось раньше упоминать о том, что одним из важнейших моментов, подвинувших в последнее время изучение и анализ психических явлений, было именно приложение к ним математики, т. е. измерения, подсчета, статистики и т. д. Одно из преимуществ экспериментального метода перед другими именно в том и заключается, что он во многих случаях облегчает применение математики к психологии. Не служит ли приведенное выше возражение коренным препятствием ко всему этому?

Вупдт указал на то, что можно применять математику к психологии и не становясь на точку зрения Фехнера, т. е. не считая возможным рассматривать интенсивное ощущение как состоящее из ряда других, меньших единиц. Мы можем измерять изменяющуюся величину раздражителей и сопоставлять с ней ту или иную интенсивность наших ощущений. Наблюдая или изучая путем самонаблюдения свои ощущения, я констатирую различную их интенсивность. Я замечаю далее, что по своей интенсивности ощущения одного и того же рода, например световые или звуковые, могли быть расположены в виде известного ряда, причем в этом ряду интенсивность данного ощущения все более и более возрастает, увеличиваясь каждый раз на едва заметную величину. Далее, я сопоставляю члены этого ряда (ряда ощущений) с членами другого ряда (ряда раздражений) и вижу, что члены этого второго ряда растут в известной прогрессии, именно - геометрической. Такого рода применение математики к психологии является вполне допустимым.

Положим далее, что я хочу исследовать, каким образом изменяются ощущения под влиянием утомления. Опыт показывает, что в состоянии утомления для того, чтобы получить ощущение известной интенсивности, приходится взять уже не прежний член ряда раздражений, а другой, более значительный. Точно то же самое можно сказать и относительно измерения индивидуальных различий: применяя к другим людям раздражители, вызывающие у меня минимальное ощущение или разностный порог ощущения, я констатирую, что у них сила этих раздражителей должна быть различным образом изменена, и выражаю эти изменения в числах.

Таким образом, применение математики к психологии все равно остается возможным и плодотворным и в том случае, если мы не будем стоять на точке зрения Фехнера, а примем, что измерение интенсивности ощущений или психических процессов должно производиться иным путем, чем это делается в области физических явлений.

Спрашивается теперь, каким образом следует объяснять те явления, которые наблюдал Вебер и которые были точно формулированы Фехнером? Какова причина того, что ощущение возрастает только в арифметической прогрессии, в то время как раздражение растет в геометрической? Этому факту давались различные объяснения. Сам Фехнер, сделавший первую попытку истолковать его, считал, что в основе его лежит процесс «психофизического движения», возникающий всегда в тех случаях, когда тот или иной мозговой процесс сопровождается известными психическими переживаниями. Это объяснение в настоящее время никем уже не разделяется. Установлено с несомненностью, что закон Вебера имеет лишь ограниченную область применения и, следовательно, не может считаться основным общезначащим психофизическим законом в том смысле, как это думал Фехнер.

Другое истолкование, чисто физиологическое, заключается в следующем. Когда какое-либо раздражение, действующее на наши органы чувств, вызывает в конце концов соответствующий процесс в коре головного мозга, то процесс этот для своего возникновения должен преодолеть известное сопротивление. Это сопротивление будет тем больше, чем больше абсолютная величина раздражителя, что и влечет за собой отношения, формулированные законом Вебера. Объяснение это представляет собой гипотезу, очень мало обоснованную фактическими данными. Мы еще так мало знаем о природе нервных процессов, совершающихся в коре головного мозга, что исходить из этих наших познаний для истолкования столь тонких психических явлений представляется весьма рискованным.

Наиболее правдоподобным следует считать, на мой взгляд, объяснение, предложенное Вундтом,* который много занимался изучением и проверкой закона Вебера -Фехнера как со стороны фактической, так и со стороны теоретического его истолкования. Вундт считает, что формула Вебера является лишь частичным выражением более общего психического закона, именно закона относительности. В нашей душевной жизни мы постоянно наблюдаем, что всякие психические переживания оцениваются нами не отдельно, а в связи со всеми другими переживаниями. Если я, например, вышел из темной комнаты на улицу, то свет мне здесь кажется гораздо более ослепительным, чем если бы я вышел из освещенной комнаты. Человеку, привыкшему к шуму и движению большого города, тихие улицы захолустного городка кажутся совсем вымершими и т. д. Закон Вебера представляет собой разновидность этого общего закона относительности: когда в моем сознании раньше было уже большое раздражение, то мне нужен и больший прирост, так как я его оцениваю не отдельно, а в связи с предшествовавшим раздражением. *

Такого рода объяснение, с одной стороны, позволяет нам понять, почему закон Вебера имеет такое широкое распространение во всей психической жизни человека, а с другой - указывает ему известную, ограниченную область применения, делая понятными те отступления и несоответствия, о которых упоминалось выше.

Исследование мышечно-суставных ощущений

ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ

Исследование наблюдательности

Исследование восприятия времени

Исследование познавательного контроля при восприятии

ТЕМА 3. ПАМЯТЬ

Исследование объема кратковременной памяти

Исследование опосредованного запоминания

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий

Исследование преобладающего типа запоминания

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ

Исследование избирательности внимания

Исследование концентрации внимания

13. Исследование переключения внимания

Раздел II
ВЫСШИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОЦЕССЫ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ

Исследование влияние установки на способ решения задач

Исследование аналитичности мышления

Исследование рефлексивности мышления

ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ

Исследование продуктивности воображения

Исследование индивидуальных особенностей воображения

Исследование творческого воображения

ТЕМА 7. РЕЧЬ

Исследование ригидности речи

Исследование темпа устной речевой деятельности

22. Исследование эготизма

Раздел III
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

ТЕМА 8. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Исследование настроений

Исследование тревожности

Исследование эмоциональной отзывчивости

ТЕМА 9. ВОЛЯ

Исследование субъективного контроля

Исследование настойчивости

28. Исследование импульсивности

Раздел IV
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

ТЕМА 10. ТЕМПЕРАМЕНТ

Исследование силы нервной системы

Исследование типа темперамента

Исследование свойств темперамента

ТЕМА 11. ХАРАКТЕР

Исследование склонности к риску

Исследование волевой саморегуляции

Исследование характерологических тенденций

ТЕМА 12. СПОСОБНОСТИ

Исследование умственных способностей

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей

ТЕМА 13. ЛИЧНОСТЬ

Исследование самооценки личности

Исследование уровня притязаний

Исследование эгоцентризма

Указатель литературы к методикам исследований

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов (сост.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов

Учеб. пособие. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996.

Аннотация

Практикум представляет собой банк методик, позволяющих осуществлять исследование развития психических процессов и свойств личности в юношеском возрасте. Практикум предназначен для студентов педагогических вузов, изучающих общую психологию. Он может быть использован учителями старших классов общеобразовательных школ, школьными психологами и всеми, интересующимися психологией.

ББК 74
П79
ISBN 5-87224-126-7

© Издательство "Институт практической психологии", 1996

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача практикума - углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в психологические психодиагностические исследования. Его целевое назначение - самосовершенствование и самовоспитание будущих учителей как профессионалов.

В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основных свойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.

I. Познавательные процессы.

II. Высшие познавательные процессы и процессы целеобразования.

III. Эмоционально-волевые процессы.

IV. Индивидуально-типологические особенности личности.

Каждый раздел предваряется кратким описанием основных психических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике.

Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны, и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогический деятельности, - с другой, то особое внимание в нем отведено четкости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности:

a. предназначение методики и цель исследования;

b. материал и оборудование;

c. процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции;

d. обработка результатов;

e. анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованию результатов с целью самосовершенствования испытуемого.

Учебная работа студентов с методиками предполагает изучение теоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций, учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедурой исследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведению диагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить к проведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет о работе вместе с выводами и рекомендациями.

Так как предлагаемые практикумом методики имеют психодиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками. Эти требования таковы.

Специалисту - пользователю методики вменяется в обязанность:

A. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.

B. Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.

C. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

D. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

E. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-не психологами.

F. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

G. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.

Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, что основная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать о психологических качествах человека и применять знания в целях совершенствования личности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчет о проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировал процесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдением выполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогал решить возникшие проблемы психологической этики.

Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторять исследования через определенные промежутки времени.

РАЗДЕЛ I
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Важнейшей функцией психической деятельности является ориентировка. В той или иной степени ее выполняют и обеспечивают не только все психические процессы, но и свойства личности. Однако максимальная нагрузка при этом падает на познавательные процессы: ощущение, восприятие и непосредственно связанные с ними память и внимание.

Ощущения и восприятия относятся к элементарным познавательным процессам, но эта традиционная их характеристика справедлива только при сравнении их с понятийным или гипотетико-теоретическим мышлением. Ощущения и восприятия являются регуляторами жизнедеятельности индивида в ответ на раздражители, которые действуют в настоящий момент, а память – воспроизводит то, что было в прошлом опыте. И результаты и сами эти процессы могут у человека стать осознанными или же протекать бессознательно, но их неизменной функцией остается ориентировка в состоянии организма и сигнализация об отношениях человека с миром, на основе его отражения.

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ

Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

Экспериментально возможно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Г.Т.Фехнер назвал такую минимальную интенсивность раздражителя абсолютным порогом чувствительности.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой, зависящей не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. А качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слухо-вые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.

При измерении чувствительности нужно принимать в расчет возможности адаптации, то есть приспособления, сенсибилизации как изменения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и синестезии, которая представляет собой возникающие под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерные для другого.

Ощущения развиваются в онтогенезе и могут улучшаться под влиянием специальных упражнений. Они подвержены воздействиям условий жизни и трудовой деятельности человека.

Ощущение как элементарный психический процесс при вхождении в более сложное восприятие видоизменяется. При выполнении человеком разнообразной деятельности отделить ощущение от восприятия крайне трудно. Но для того, чтобы установить отличие этих процессов, в практикуме предлагается задание, связанное с изучением тактильных ощущений и адекватности выполнения ими задач отражения объективной действительности является практика, активность, деятельность субъекта. Для исследования адекватных соответствующим органам чувств ощущений отобраны задания определения абсолютного порога зрительных ощущений, позволяющие испытуемому сориентироваться в состоянии работы собственных глаз, и измерения абсолютного порога мышечно-суставных ощущений.

Задание 1
Исследование роли ощущений
в познавательной деятельности человека

Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Процедура исследования

Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии: "Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".

Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою,

Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию.

Инструкция испытуемому во второй серии: "Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке.

По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Обработка и анализ результатов

Цель обработки результатов – установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в первой и второй сериях будет считаться показателем распознавания "П1" и "П2".

Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: "булавка"), а потом дают словесный отчет о его свойствах.

Тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.п.

Задание 2
Исследование зрительных ощущений

Цель исследования: определить величину абсолютного нижнего порога зрительного ощущения и дать оценку остроты зрения.

Материал и оборудование: измерительная рулетка и 5 стандартных плакатов с изображением колец Ландольдта (диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв кольца 1.5 мм; важно, чтобы разрывы колец на плакатах были обращены в разные стороны).

Процедура исследования

Исследовательская группа состоит из экспериментатора испытуемого и протоколиста. В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение, а ее длина – не менее 6,5 м.

В процессе исследования испытуемый, находящийся на расстоянии 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор и протоколист с помощью рулетки определяют расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем – третьего.

Инструкция испытуемому. "За Вашей спиной на расстоянии 6 м расположен плакат с изображением кольца с разрывом. По моему сигналу повернитесь к нему и определите место разрыва, постепенно приближаясь. Как только увидите разрыв, остановитесь".

В протоколе исследования должно быть зафиксировано самочувствие испытуемого, а также результаты трех попыток. Если результат варьирует в пределах больших, чем метр, то нужно провести еще одно измерение.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ

Экспериментально-психологические методы:

· методики для исследования простых и сложных сторон деятельности анализаторов (Е.Ф. Бажин);

· предметное восприятие - наборы предметов и их изображений, в т. ч. искажённые фоном, наложением линий, сюжетных картинок, фотографий знакомых;

· методика «Классификация предметов», таблицы Поппельрейтера (изображения, наложенные друг на друга) - для выявления зрительной агнозии;

· таблицы Равенна - для исследования зрительного восприятия: 60 таблиц, 5 серий по 12, цель - вставить в таблицы «нужный» фрагмент по аналогии с её структурой;

· таблицы М.Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон) - для исследования сенсорной возбудимости (у «органиков» ничего не получается). Сюда же можно отнести - счёт квадратиков на время, отдельное выделение из волнистых линий квадратиков, кружков и трёхугольников;

· тахистоскопический метод:

1) идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шёпот, свист. Используется для исследования слухового восприятия;

2) восприятие изображения на экране тахистоскопа (картин, предметов, букв, цифр) за доли секунды. Небольшое время затрудняет восприятие и позволяет выявить нарушения, которые не обнаруживаются при обычной экспозиции. Используется для исследования зрительного восприятия.

ВНИМАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, НАРУШЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека.

Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, при одновременном игнорировании другой. Различие произвольного и непроизвольного внимания в степени контроля внимания человеком. Результатом внимания является улучшение психического действия, на котором оно сосредотачивается. Внимание необходимо при восприятии, мышлении, осуществлении действия.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание (является врождённым. Классический пример непроизвольного внимания у ребёнка - ориентировочный рефлекс. Из окружающей среды выделяется наиболее интенсивный (новый или биологически значимый) раздражитель, придающий поведению организованный характер. Например, предметный раздражитель (новая яркая игрушка)).

2. Произвольное (ориентировано на настоящее, обусловлено социальной и культурной средой. Оно формируется в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми, которые помимо предметного стимула, предъявляют ему речевые стимулы, связывая тем самым одно с другим. Произвольное внимание начинает формироваться к дошкольному возрасту . О его наличии говорится, если человек может ставить перед собой сознательные цели . Такое внимание является волевым, так как для сохранения объекта сосредоточения требуется усилие воли - поддержание определённой интенсивности сосредоточения внимания несмотря на посторонние действия. Особенность произвольного внимания - способность ориентироваться как на прошлое, так и на будущее (в виде сознательного ожидания вероятного события)).

3. послепроизвольное

Существует несколько форм внимания, соответствующих тем или иным психическим процессам:

-сенсорное (например, визуализация объекта при сборе грибов);

-двигательное (защитное напряжение пресса при ударе в живот);

-эмоциональное (взгляд родителей с тротуара при переходе ребёнком дороги);

-интеллектуальное (выбор книги по интересу в книжном магазине).

На процесс внимания влияют:

Темперамент (тип высшей нервной деятельности).

Навыки и умения в данной сфере.

Заинтересованность человека в деятельности, требующей сосредоточенности

Характерными особенностями внимания являются:

1. Избирательность (сосредоточенность, концентрация) - возможность концентрации внимания на определённой информации при игнорировании другой.

2. Объём - общая совокупность объектов (или количество информации), которые способны сохраняться в сфере внимания человека (одновременно). Средний объём внимания - 5-7 единиц информации;

3. Устойчивость - возможность длительное время концентрировать внимание и сохранять его интенсивность, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

4. Переключаемость - возможность выполнять действия при смене целей или с учётом нескольких факторов при выполнении одной работы.

5. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности (важно в работе врачей и СМП скорой медпомощи). На распределение внимания влияет фактор утомления.

Задача исследования. Определение абсолютного ощущения и его особенностей у разных лиц.

Оборудование.

  • 1. Кольца Ландольта (рис.№1) круглая таблетка, на белом фоне который на рисовано черное кольцо толщиной в 1,5 мм с внутренним диаметром 7,5 мм и с разрывом 1,5 мм. Кольцо укреплено на несколько большей, тоже белой квадратной основе (в центре), которая может быть повешена на стену.
  • 2. Сантиметровая рулетка.

Порядок исследования. Проводится с несколькими лицами, в комнате, освещенной хорошо и обязательно одинакова для всех исследуемых. Последующие исследований должны отсутствовать при исследований предыдущих.

Инструкция исследуемому.

«Я повешу на доску эти таблетку с кругом, на котором есть разрыв. Теперь встеньте в конце комнаты, на расстояний, несколько большем 5 м и повернитесь спиной ко мне. Когда я дам команду «Начинайте!», повернитесь и медленно приближаясь к доске, старайтесь увидеть в полную сторану коьцо обращено разрывом. Как только увидите, остоновитесь, положите рукой направление разрыва и не трогайтесь с места. Поняли?... Начинайте!».

Учет результатов.

При наблюдений следует установить, спокойно или напряжено всматриваться исследуемый в обьект.

При опросе выяснить, когда он остановился: совершенно отчетливо увидев разрыв или только догадавшись количественные показатели получают измерением расстряния (в сантиметрах), с котрого исследуемый впервые правильно увидел направление разрыва, у всех исследуемых при каждом повторном эксперименте оно должно меняться. Эксперимент повторяется 5 раз.

Анализ результатов.

Метод позволяет оценить изменение порога зрительного ощущения у исследуемого в результате утомления и определить его различие у разных лиц. Чем больше расстояние, с которого исследуемый увидел направления разрыва, тем ниже его обсалютный порог зрительного ощущения и тем выше чувтсвительность.