Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Перекрестная рифма. Опоясывающая рифма примеры Перекрестная и кольцевая рифма

См. рифма …

рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов

ри́фма - ы, ж. Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрестная рифма. Глагольная рифма. □ Он сочинял сонеты, хоть порою По часу бился с рифмою одною. Лермонтов, Сашка. ◊ женская… … Малый академический словарь

перекрёстный - ая, ое. 1. Расположенный под углом, накрест пересекающий что л. [Селифан], поворотивши направо, на первую перекрестную дорогу, пустился вскачь. Гоголь, Мертвые души. Ю ю, узнав издали наши шаги, выбегала к нам навстречу за третью перекрестную… … Малый академический словарь

ПЕРЕКРЁСТНЫЙ - ПЕРЕКРЁСТНЫЙ, перекрёстная, перекрёстное. 1. Пересекающийся, расположенный крест на крест. Перекрёстный раскос (тех.). Перекрестная рифма (через строку; лит.). 2. Совершающийся, происходящий сразу с нескольких сторон, скрещивающийся, встречный.… … Толковый словарь Ушакова

КАТРЕН - (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, строфа из четырех строк. Система рифмовки в К.: abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая). В персидской поэзии (рубаи) и в подражаниях ей употребляется форма aaba,… …

стих - стихи. сложить (# песню). рифма стихотворное созвучие; повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк (мужская #. женская #. дактилическая #. парная #. перекрестная #. охватная #). рифмовка. рифмовать, ся. срифмовать. каламбурная рифма.… … Идеографический словарь русского языка

МУСТЕЗАД - МУСТЕЗАД, форма классического стиха в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии. В М. длинные строки (14 и более слогов) чередуются с короткими (6 слогов). Количество строк в строфе от 2 до 10 пар длинных и коротких. В М.,… … Литературный энциклопедический словарь

Рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. При П. р. созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно, например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

  • - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки соответственно, например: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные...
  • - См. смежная...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки соответственно, например: О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль...

    Словарь литературоведческих терминов

  • Медицинская энциклопедия

  • Медицинская энциклопедия

  • - см. Гемианестезия альтернирующая...

    Большой медицинский словарь

  • - гемиатрофия, характеризующаяся уменьшением лица с одной стороны, а туловища и конечностей - с другой...

    Большой медицинский словарь

  • - сочетание центральных параличей одной руки и противоположной ноги; наблюдается при одностороннем поражении продолговатого мозга, на уровне перекреста пирамидных путей...

    Большой медицинский словарь

  • - ; мн. рифмо/вки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - РИФМО́ВКА, -и, жен. 1. см. рифмовать. 2. Порядок, система чередования рифм в стихе 1...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РИФМО́ВКА, рифмовки, жен. . Система, порядок чередования рифм в стихе. Перекрестная рифмовка. Охватная рифмовка. Вольная рифмовка...

    Толковый словарь Ушакова

  • - рифмо́вка ж. 1. процесс действия по гл. рифмовать 2. Результат такого действия; система, порядок чередования рифм в стихе; рифмование 2.. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - рифм"...

    Русский орфографический словарь

  • - Попадать/ попасть в перекрёстную. Прост. Устар. Оказываться в сложном, неприятном или опасном положении. Ф 2, 74...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - зарифмовывание,...

    Словарь синонимов

"перекрёстная рифмовка" в книгах

Елена Скульская Перекрестная рифма

Из книги Малоизвестный Довлатов. Сборник автора Довлатов Сергей

Елена Скульская Перекрестная рифма Письма Сергея Довлатова - В этих письмах нет ничего личного, кроме стиля, - так, мне кажется, сказал бы о них Сергей Довлатов, разрешая публикацию. И вот спустя одиннадцать лет мне передают коробочку темного цвета шиповника, на

«Перекрёстная проверка» мнений и оценок

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

«Перекрёстная проверка» мнений и оценок Несколько слов по поводу характера используемой информации. Основным типом полученных данных в нашем исследовании являются оценки участниками рынка позиций своей компании и отношений с контрагентом, зафиксированные в

Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. ОТВЕТПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных

Перекрестная запись идей

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Перекрестная запись идей ЦЕЛЬ ИГРЫИногда самая лучшая идея представляет собой компиляцию нескольких разных идей. Перекрестная запись идей (Brainwriting) – это простейший способ генерации идей в группе, обмена ими и построения на их основе чего-то большего. Одна голова хорошо,

Перекрёстная модуляция

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Перекрестная продажа

Из книги 111 способов повысить продажи без увеличения затрат автора Сафин Айнур

Перекрестная продажа Очень действенным методом увеличения суммы среднего чека является cross-sell («перекрестная продажа»), подразумевающая предложение покупателю сопутствующих товаров и услуг, логично дополняющих уже выбранные клиентом. Например, при покупке ноутбука

ПРИЛОЖЕНИЕ Перекрестная аллергия по семействам

Из книги Аллергия. Как ее победить. Простые и эффективные методы держать аллергию под контролем автора Пигулевская Ирина Станиславовна

ПРИЛОЖЕНИЕ Перекрестная аллергия по семействам Семейство Березовые: береза, ольха, лещина (орешник).Семейство Ивовые: тополь, ива (верба).Семейство Сосновые: сосна, ель, кедр, лиственница.Семейство Буковые: бук, дуб, каштан.Семейство Масличные: ясень, форзиция, сирень,

Приложение 1 Перекрестная аллергия по семействам

автора

Приложение 1 Перекрестная аллергия по семействам Если у человека есть аллергия на какое-либо одно растение, то очень вероятно, что он будет реагировать и на другие растения этого семейства. Кроме того следует иметь в виду, что некоторые растения используются в народной

Приложение 2 Перекрестная пищевая аллергия

Из книги Аллергия. Народные способы лечения автора Константинов Юрий Михайлович

Приложение 2 Перекрестная пищевая аллергия Аллергия на пыльцу деревьев Люди с аллергией на пыльцу деревьев (берёза, ольха, лещина, дуб, вяз, клён) часто не переносят:– березовый сок,– косточковые: сливы, персики, нектарины, абрикосы, вишня, черешня, маслины,

6. Эвфония. Инструментовка и рифмовка

Из книги Том 7. Статьи о Пушкине. Учители учителей автора Брюсов Валерий Яковлевич

6. Эвфония. Инструментовка и рифмовка В инструментовке стихотворения прежде всего замечательно обилие гласных. Из 30 стихов на гласную начинается 17, т. е. более половины. При 97 словах в стихотворении только двадцать один раз встречается столкновение согласных, большею

Интегральная перекрёстная тренировка

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

Интегральная перекрёстная тренировка Обычная перекрёстная тренировка плоская. Вы занимаетесь немного аэробикой, немного – поднятием тяжестей и ещё, возможно, йогой, но всё это происходит лишь на физическом уровне. Что, если мы применим принцип перекрёстной тренировки

Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.

Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом , то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой.

Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку . В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.

Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже , по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая - закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.

Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма» . Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями.

Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.

Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка учебной задачи.

Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.

III. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная .)

– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги .)

– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк .)

– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.

IV. Работа по теме

1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

Образец перекрестной рифмы:

Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)

Схема: а б а б

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало... (А.А. Фет)

Образец парной (смежной) рифмы:

Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)

Схема: а а б б

Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:

Природа-мать! К тебе иду
С своей глубокою тоскою;
К тебе усталой головою
На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)

Схема: а б б а

2. Развитие умения определять виды рифмы.

Перекрестная

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;


(Константин Случевский)

Кольцевая

Бывали ль вы в стране чудес,

В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)

Парная

Перед своим зверинцем,

Король Франциск сидел;


За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,

(Ф. Шиллер)

3. Мужские, женские и другие рифмы.

Мужские – с ударением на последнем слоге (окно" – давно").

Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да"ром – пожа"ром).

Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила"ется – разлива"ется).

Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).

Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.

4. Рифмы точные и неточные.

В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).

5. Определяем значение рифмы.

Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.

6. Анализ строения стихотворений.

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин) (Катрен)

Тихо в роще можжевеля по обрыву

Над речным покров берегов





(С.А. Есенин) (двустишие)

  • Октава – восьмистишье
  • Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
  • Катрен – четверостишье
  • Двустишие –

7. Знакомство с понятием строфы.

Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

V. Подведение итогов урока.



«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,



Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)

– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)

* * *
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)

* * *
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.

Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин)

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин)

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
(А. Майков)