Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

Поэтом можешь ты не быть. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Наш классный час я начинаю со слов Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». И в конце нашего классного часа я хочу,что бы вы сказали, почему я поставила вопрос в конце предложения. И сказали мне, что означают эти цифры…Что же нужно делать, чтобы стать достойным гражданином своей Родины?

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

На столе перед вами пазлы , я прошу вас собрать картинку.

ЧТО это?

Учитель: Это символы государства?

.

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Собираем еще один пазл!

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно.

– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В этом году конституции исполняется 20 лет.

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».

Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

У: - В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу.

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Что он хотел этим сказать.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Гражданин (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.
Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Гражданин

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь...
Так что же?

Гражданин

Да глядеть обидно.
Ну, так уйди.

Гражданин

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Гражданин

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело...
А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! — Вот страница:
Прочти — и перестань корить!

Гражданин (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв».

Поэт (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Гражданин

Да, звуки чудные... ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.
Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, — великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Гражданин

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо, —
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!
Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...
Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновенной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи... третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!
Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благодарной цели,
И труд его успешен, спор...

Гражданин

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись! Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.

........................................................
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же... Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан... Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени!
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!
Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить —
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче — очень безрассудной, —
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы — я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои —
Душа пугливо отступила...
Но сколько б ни было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты — сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья...
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою...
Ах, песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты душе моей?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте...

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Синегорье»

__________________________________________________________

686222, п. Синегорье, ул. Победы, д. 5 тел. 8-413-434-66-47

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ п. Синегорье»

Т.Ю. Манькова

(подпись, печать)

«ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Срок реализации – 4 года

Возраст детей – 11-17 лет

Разработчик:

Власенко С.И., учитель

русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «СОШ п. Синегорье»,

Ягоднинский район, Магаданская область.

Должность: учитель русского языка и литературы,

«Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

    Актуальность исследования.

Работа в качестве учителя русского языка и литературы на протяжение 33 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а, значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современной школе.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:

В век бесконечного притворства,

И криводушия, и лжи,

Отчизна наша – светлый остров,

Где труд и праздник – для души.

Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.

    Из опыта работы.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Н.А. Некрасов

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит наиболее остро. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

И я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы».

Главная задача, которую я ставлю перед собой, - создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. Поэтому своё педагогическое кредо хочу определить словами: «Вперёд, дерзая и угадывая!»

Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.

На уроках литературы занимаемся по учебному пособию под редакцией А.Г. Кутузова и Ю.В. Лебедева, также я использую готовые программные продукты - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия русской литературы», презентации учебного материала, в том числе выполненные самими учениками.

Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать гражданскую, идейно-нравственную позицию, чувство патриотизма школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

В своей работе я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов. Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии, культуровоспитывающей технологии.

Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Известно, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных, процессов. Более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Приоритетной в моей работе является обучение по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.

Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях.

В старших классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений, а также по обобщающим темам.

В ходе подготовки докладов, сообщений к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей.

На семинарских занятиях учащимся предлагаются разные виды фронтальных, групповых индивидуальных заданий. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», класс был разделен на 5 групп с учетом подготовленности и межличностных отношений, каждая группа получила задание, расширяющее знания учащихся, полученные на уроке, список рекомендованной литературы. На подготовку к семинару было отведено 7 дней, в течение которых ученики могли получить консультацию учителя. Учащиеся уже знакомы с таким видом работы, знают порядок проведения занятия, имеют памятку по рецензированию доклада:

Достоверность использованных источников;

Полнота рассказа;

Убедительность аргументов;

Связность изложения, умение владеть речью и удерживать внимание слушателей.

Учащиеся также знают, что по ходу выступления товарищей нужно делать записи. Оценивая доклад, нужно отметить достоинства и недостатки. В классном уголке – список групп учащихся и закрепленные за ними темы, памятка по рецензированию доклада.

Внимательно изучая текст романа, критическую литературу по творчеству писателя, ученики вырабатывают навыки пользования разными способами цитат из художественных произведений и статей, что, несомненно, поможет им над работой в сочинении.

Нельзя отрицать роли классической литературы в патриотическом воспитании подростков. Русские писатели старались создать образ положительного героя. Достаточно вспомнить романы И. С. Тургенева "Накануне", "Отцы и дети", «Рудин», Н. Г. Чернышевского "Что делать?", А.Грибоедова «Горе от ума», М. Горького "Мать", - их роль просто неоценима! Все это сделало русскую литературу XIX века неотъемлемой частью того культурного наследия, которое, будучи критически переработано, явилось в XX веке в обновленном качестве у классиков нового поколения. Величайшим поэтом переходного периода явился Блок, ярко, точно отразивший путь России, а значит, и литературы, неотъемлемой части культурной жизни страны.

Моя задача на уроках литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за своѐ поведение на примере произведений. Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

Одной из основных задач воспитания, считаю, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.

В. Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".

Учитывая огромные возможности художественной литературы, я вовлекаю учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ними:

    из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели;

    в чем заключается самоанализ современного поступка и линии поведения;

    какое место в жизни имеет нравственный выбор;

    какую роль может сыграть нравственный образ, которому следует человек.

В 5-9 классах на уроках литературы стараюсь применять различные формы и методы работы. Детям очень нравятся литературные викторины, брейн-ринги, заочные путешествия, творческие мастерские, посиделки.

Работая по теме "Народная мудрость", дети узнают, что у нашего народа есть " живой цветок", который сказки сказывает, учит, потешает и поёт. Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.

Знакомя пятиклассников с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, я стараюсь показать им удивительный мир волшебства, образности, точности языка.

Сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой – Иван, крестьянский сын - настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости, отваге, любви к своему отечеству.

Считаю, что одним из жанров, содержащим в себе большие воспитательные возможности, являются пословицы патриотического содержания. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого и переносного значения.

Жить – Родине служить.
Сам погибай, а товарища выручай.
Герой умирает, а слава его живет.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Ручьи сольются – река, люди соединятся - сила.
Береги землю родимую как мать любимую.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения с включением пословиц на тему: «Моя Родина», « Мой родной посёлок», рисуют рисунки. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

При изучении в 5 классе произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», применяю такую форму работы как «Проба пера» - обучающиеся пишут сочинения от лица Жилина и от лица татарской девочки Дины. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся законы взаимоотношений человека с человеком, с обществом, властью, природой и показать, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком, как в произведении Н.С. Лескова «Человек на часах».

Изучая с шестиклассниками «Бородино» М.Ю. Лермонтова, использую компьютерную презентацию (Приложение) и музыкальное сопровождение, чтобы показать героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию. На этих уроках происходит беседа о значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализестихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувстваучастников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. Так, о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь передал дух того времени, историю народа в его величии. (приложение)

С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси («Слово о полку Игореве»), в XIX веке (А. Толстой «Петр Первый») и в XX веке

(произведения М. Шолохова, А. Фадеева, А. Солженицына, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Распутина).

На уроках в 8 классе, посвященным изучению произведений житийного жанра в древнерусской литературе, использую «заочное путешествие в прошлое на машине времени». В ходе путешествия в «Житии преподобного Сергия Радонежского» обучающиеся узнают о Сергии Радонежском - подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия. По словам В. Солоухина, Сергий Радонежский был «пастырь духовный и муж государственный». Он жил в трудное время татарского ига на Руси.

«Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием; тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич… Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк», - так говорил известный религиозный философ С. Булгаков. Это ли не пример для современных подростков?

В 9 классе при изучении романа «Капитанская дочка» урок выстраиваю таким образом, чтобы каждый ученик задумался об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства. (ПРИЛОЖЕНИЕ).

При изучении рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» на примере Андрея Соколова «за круглым столом» находим лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

В 10-11 классах большое внимание уделяю проведению уроков-дискуссий, лекций, семинаров, практикумов, «круглых столов», в ходе которых обучающиеся высказывают свое мнение, спорят, находят истину.

В 10 классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» - возвышенное и трагическое в поэзии; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.

В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.

Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.

Планируя в 7-9 классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у обучающихся, не знавших войны, стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.

При изучении произведений о Великой Отечественной войне я использую на уроке разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов (киноурок), выставки литературы по данной тематике, музыкальное оформление. Участвуем в акции «Письмо ветерану», конкурсе сочинений «История моей семьи» (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю перед обучающимися задачу серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Острота постановки вопроса самим писателем определяет и форму урока как проблемной беседы. Учащимся даются заранее опорные вопросы к анализу повести, которые помогают сосредоточиться на главном:

1. Когда впервые расходятся пути Сотникова и Рыбака?

2. Как повели себя в критической ситуации Сотников и Рыбак?

Каков его последний подвиг?

жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому?»

Далее намечается путь поисков ее решения. Беседа «за круглым столом» строится как сопоставительный анализ характеров, поступков Сотникова и Рыбака. Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В. Быкова, я подвожу ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига, высочайшего патриотизма.

Уроки литературы по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег», «Выбор», по произведениям Астафьева и других дают богатый материал для воспитания патриотических чувств наших учащихся, формируют у них гражданскую позицию.

Накануне 70-летия Победы были проведены уроки-поиски в 8-9-х классах «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Почти у каждого в этих классах нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. . (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям обучающиеся самостоятельно делают выводы, выражают свое нравственное отношение к природе и передают в рисунке.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А. Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Считаю, что мои уроки литературы способствуют развитию у обучающихся патриотизма, любви к Родине, природе.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.

Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература - литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога.

Для всех очевидно, что воспитанный человек не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни.

Работу по патриотическому воспитанию я планирую продолжать и в дальнейшем.

Результативность исследования.

Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, занимая призовые места. (приложения)

В течение нескольких лет занимаюсь с учащимися учебно - исследовательской деятельностью. Так, в 2011/2012 учебном году ученица 9 класса Власенко Анна с учебно – исследовательской работой « Ломоносов-ученый и литератор» стала призёром школьной и участником районной научно-практической конференции. Данный вид внеучебной деятельности вызывает большой интерес у учащихся, способствует развитию знаний о языке и культуре, творческих навыков, информационно-коммуникационных компетенций.

Мои ученики принимают активное участие в конкурсахразличного уровня, занимая призовые места:

Сочинений, «90-летие ГОЭЛРО» (Власенко Анна, 8б класс), «Если бы я был депутатом…», проводимого в рамках областного конкурса молодежи «Моя законотворческая инициатива» (Власенко Анна, 9б класс), «Мои права и обязанности» (Минаева Екатерина, 9 класс);

-«Живая классика» (Садовская Елена, 6 класс, победитель школьного, районного и участник областного конкурса). (ПРИЛОЖЕНИЯ грамот)

Выпускники школы (мои ученики) продолжают обучение на факультетах лингвистики ведущих ВУЗов страны: Окунева Мария в 2014 году окончила факультет культурологии Государственного Санкт-Петербургского университета, Исеркапова Алина и Василенко Анастасия обучаются в Магаданском Северо-Восточном университете на факультете учителей начальных классов.

Список литературы:

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

2.Учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию. Концепция гражданского воспитания. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев. Москва. 2008 г.

3.Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений. Евладова Е.Б., Москва, 2007 г.

4. Патриотическое образование и воспитание в современной школе. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2008 г.

5.Гражданское образование в российской школе. Составители: Тюляева Т.И., Москва, «Астрель», 2008 г.

6.Коммуникативная культура педагога. Москва. Сентябрь, 2006.

7.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Тольятти. 2007 г.

8.Патриотическое воспитание на уроках литературы. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010 г.

9.Патриотическое воспитание – будущее России. Лутовинов В.И. Пособие для педагогов. Москва, Фонд Андрея Первозванного, 2010 г.

10.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Иоффе А.Н., Пахомов В.П., Тольятти, 2009 г.

11. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы. Учительская газета, 1997 г.

12. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва, « Просвещение», 1985 г.

Г р а ж д а н и н (входит) Опять один, опять суров, Лежит - и ничего не пишет. П о э т Прибавь: хандрит и еле дышит - И будет мой портрет готов. Г р а ж д а н и н Хорош портрет! Ни благородства, Ни красоты в нем нет, поверь, А просто пошлое юродство. Лежать умеет дикий зверь... П о э т Так что же? Г р а ж д а н и н Да глядеть обидно. П о э т Ну, так уйди. Г р а ж д а н и н Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать... П о э т Положим, я такая редкость, Но нужно прежде дело дать. Г р а ж д а н и н Вот новость! Ты имеешь дело, Ты только временно уснул, Проснись: громи пороки смело... П о э т А! знаю: "Вишь, куда метнул!" Но я обстрелянная птица. Жаль, нет охоты говорить. (Берет книгу.) Спаситель Пушкин!- Вот страница: Прочти и перестань корить! Г р а ж д а н и н (читает) "Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв ". П о э т (с восторгом) Неподражаемые звуки!.. Когда бы с Музою моей Я был немного поумней, Клянусь, пера бы не взял в руки! Г р а ж д а н и н Да, звуки чудные... ура! Так поразительна их сила, Что даже сонная хандра С души поэта соскочила. Душевно радуюсь - пора! И я восторг твой разделяю, Но, признаюсь, твои стихи Живее к сердцу принимаю. П о э т Не говори же чепухи! Ты рьяный чтец, но критик дикий. Так я, по-твоему,- великий, Повыше Пушкина поэт? Скажи пожалуйста?!. Г р а ж д а н и н Ну, нет! Твои поэмы бестолковы, Твои элегии не новы, Сатиры чужды красоты, Неблагородны и обидны, Твой стих тягуч. Заметен ты, Но так без солнца звезды видны. В ночи, которую теперь Мы доживаем боязливо, Когда свободно рыщет зверь, А человек бредет пугливо,- Ты твердо светоч свой держал, Но небу было неугодно, Чтоб он под бурей запылал, Путь освещая всенародно; Дрожащей искрою впотьмах Он чуть горел, мигал, метался. Моли, чтоб солнца он дождался И потонул в его лучах! Нет, ты не Пушкин. Но покуда, Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... Гроза молчит, с волной бездонной В сияньи спорят небеса, И ветер ласковый и сонный Едва колеблет паруса,- Корабль бежит красиво, стройно, И сердце путников спокойно, Как будто вместо корабля Под ними твердая земля. Но гром ударил; буря стонет, И снасти рвет, и мачту клонит,- Не время в шахматы играть, Не время песни распевать! Вот пес - и тот опасность знает И бешено на ветер лает: Ему другого дела нет... А ты что делал бы, поэт? Ужель в каюте отдаленной Ты стал бы лирой вдохновленной Ленивцев уши услаждать И бури грохот заглушать? Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью Единой личности своей? Наперечет сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста. Одни - стяжатели и воры, Другие - сладкие певцы, А третьи... третьи - мудрецы: Их назначенье - разговоры. Свою особу оградя, Они бездействуют, твердя: "Неисправимо наше племя, Мы даром гибнуть не хотим, Мы ждем: авось поможет время, И горды тем, что не вредим!" Хитро скрывает ум надменный Себялюбивые мечты, Но... брат мой! кто бы ни был ты, Не верь сей логике презренной! Страшись их участь разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда полезным можешь быть! Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны... Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди, и гибни безупрёчно. Умрешь не даром, дело прочно, Когда под ним струится кровь... А ты, поэт! избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих! Не верь, чтоб вовсе пали люди; Не умер бог в душе людей, И вопль из верующей груди Всегда доступен будет ей! Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви; И если ты богат дарами, Их выставлять не хлопочи: В твоем труде заблещут сами Их животворные лучи. Взгляни: в осколки твердый камень Убогий труженик дробит, А из-под молота летит И брызжет сам собою пламень! П о э т Ты кончил?.. чуть я не уснул. Куда нам до таких воззрений! Ты слишком далеко шагнул. Учить других - потребен гений, Потребна сильная душа, А мы с своей душой ленивой, Самолюбивой и пугливой, Не стоим медного гроша. Спеша известности добиться, Боимся мы с дороги сбиться И тропкой торною идем, А если в сторону свернем - Пропали, хоть беги со света! Куда жалка ты, роль поэта! Блажен безмолвный гражданин: Он, Музам чуждый с колыбели, Своих поступков господин, Ведет их к благородной цели, И труд его успешен, спор... Г р а ж д а н и н Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? Ты мог бы правильней судить: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Ах! будет с нас купцов, кадетов , Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан! Но где ж они? Кто не сенатор, Не сочинитель, не герой, Не предводитель , не плантатор , Кто гражданин страны родной? Где ты? откликнись? Нет ответа. И даже чужд душе поэта Его могучий идеал! Но если есть он между нами, Какими плачет он слезами!!. Ему тяжелый жребий пал, Но доли лучшей он не просит: Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... Гроза шумит и к бездне гонит Свободы шаткую ладью, Поэт клянет или хоть стонет, А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою. Когда же... Но молчу. Хоть мало, И среди нас судьба являла Достойных граждан... Знаешь ты Их участь?.. Преклони колени!.. Лентяй! смешны твои мечты И легкомысленные пени ! В твоем сравненье смыслу нет. Вот слово правды беспристрастной: Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный! П о э т Не мудрено того добить, Кого уж добивать не надо. Ты прав: поэту легче жить - В свободном слове есть отрада. Но был ли я причастен ей? Ах, в годы юности моей, Печальной, бескорыстной, трудной, Короче - очень безрассудной, Куда ретив был мой Пегас! Не розы - я вплетал крапиву В его размашистую гриву И гордо покидал Парнас. Без отвращенья, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил. Не повторю, что там я видел... Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! И что ж?.. мои послышав звуки, Сочли их черной клеветой; Пришлось сложить смиренно руки Иль поплатиться головой... Что было делать? Безрассудно Винить людей, винить судьбу. Когда б я видел хоть борьбу, Бороться стал бы, как ни трудно, Но... гибнуть, гибнуть... и когда? Мне было двадцать лет тогда! Лукаво жизнь вперед манила, Как моря вольные струи, И ласково любовь сулила Мне блага лучшие свои - Душа пугливо отступила... Но сколько б не было причин, Я горькой правды не скрываю И робко голову склоняю При слове "честный гражданин". Тот роковой, напрасный пламень Доныне сожигает грудь, И рад я, если кто-нибудь В меня с презреньем бросит камень. Бедняк! и из чего попрал Ты долг священный человека? Какую подать с жизни взял Ты - сын больной больного века?.. Когда бы знали жизнь мою, Мою любовь, мои волненья... Угрюм и полон озлобленья, У двери гроба я стою... Ах! песнею моей прощальной Та песня первая была! Склонила Муза лик печальный И, тихо зарыдав, ушла. С тех пор не часты были встречи: Украдкой, бледная, придет И шепчет пламенные речи, И песни гордые поет. Зовет то в города, то в степи, Заветным умыслом полна, Но загремят внезапно цепи - И мигом скроется она. Не вовсе я ее чуждался, Но как боялся! как боялся! Когда мой ближний утопал В волнах существенного горя - То гром небес, то ярость моря Я добродушно воспевал. Бичуя маленьких воришек Для удовольствия больших, Дивил я дерзостью мальчишек И похвалой гордился их. Под игом лет душа погнулась, Остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, Презренья горького полна. Теперь напрасно к ней взываю - Увы! Сокрылась навсегда. Как свет, я сам ее не знаю И не узнаю никогда. О Муза, гостьею случайной Являлась ты моей душе? Иль песен дар необычайный Судьба предназначала ей? Увы! кто знает? рок суровый Всё скрыл в глубокой темноте. Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте...

Notes: Стихотворение открыло сборник 1856 г. Оно было напечатано особым шрифтом и с отдельной нумерацией страниц. Все это свидетельствовало о его программном характере. Извещая читателей «Современника» о выходе книги стихотворений Некрасова , Чернышевский перепечатал «Поэта и гражданина» (вместе со стихотворениями «Забытая деревня» и «Отрывками из путевых записок графа Гаранского»). Это вызвало цензурную бурю. В стихотворении было усмотрено подрывное политическое содержание. Репрессиям подверглись и журнал, и сборник. Распоряжениями министра народного просвещения А. С. Норова и министра внутренних дел С. С. Ланского предписывалось, «чтобы отпечатанная недавно в Москве книга под заглавием «Стихотворения» Н. Некрасова не была дозволяема к новому изданию и чтобы не разрешались к печати ни статьи, касающиеся книги, ни в особенности выписки из оной». Редакция «Современника» была предупреждена о том, что «первая подобная выходка подвергнет... журнал совершенному прекращению». Впоследствии Чернышевский вспоминал: «Беда, которую я навлек на «Современник» этою перепечаткою, была очень тяжела и продолжительна». До Некрасова, находившегося за границей, дошел слух, что при возвращении в Россию он будет арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Однако это не испугало поэта («...я не ребенок; я знал, что делал»; «...мы видывали цензурные бури и пострашней...» - писал поэт). В стихотворении продолжена большая поэтическая традиция («Разговор книгопродавца с поэтом»

Текст стихотворения Некрасова «Поэт и Гражданин» увидел свет в 1855 году, в самом конце царствования Николая Первого. Политическая реакция наложила мощный отпечаток на душевное состояние поэта, что и отразилось на идейном содержании произведения, которое дети изучают в 10 классе. Написано стихотворение в форме диалога Поэта и Гражданина. Кто из них лирическое «я» самого Некрасова? Казалось бы, Поэт. Но разве Некрасов не был согласен со всем тем, что говорит Гражданин? Например, со знаменитым «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Пожалуй, оба героя стихотворения – это две стороны души Некрасова. Начиная читать стих «Поэт и Гражданин» Некрасова Николая Алексеевича, стоит обратить внимание школьников на уроке литературы, что перед нами отражение внутреннего спора в душе поэта. С одной стороны, он осознает свой гражданский долг, который видит в политической борьбе, а не в искусстве ради искусства и не в воспевании нежных чувств, с другой – считает себя неспособным создать что-то, конгениальное Пушкину. Мотив неуверенности в своем таланте, в важности своего творческого кредо для народа очень типичен для нервного и подозрительного Некрасова.

Форма диалога не раз встречается в произведениях Некрасова. Она помогает раскрыть эмоциональное состояние и взгляды лирического героя. Стихотворение «Поэт и гражданин» дало литературе немало афоризмов. Кроме уже упомянутого, можно еще привести в пример слова «Не иди во стан безвредных, когда полезным можешь быть», «Дело прочно, когда под ним струится кровь» и др.

Гражданин (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Гражданин

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь…

Так что же?

Гражданин

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Гражданин

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Гражданин

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! — Вот страница:
Прочти — и перестань корить!

Гражданин (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв».

Поэт (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Гражданин

Да, звуки чудные… ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, — великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Гражданин

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо, —
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновенной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи… третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но… брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благодарной цели,
И труд его успешен, спор…

Гражданин

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись! Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
………………………………………………..
………………………………………………..
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан… Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени!
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить —
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче — очень безрассудной, —
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы — я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои —
Душа пугливо отступила…
Но сколько б ни было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты — сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…

Ах, песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты душе моей?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте…