Стройка. Отопление. Сад и огород. Электрика

1812 год отечественная война василиса кожина. Василиса Прехрабрая (Василиса Кожина)

  • Василиса Кожина - герой Отечественной войны 1812 года.

  • Крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха (жена старосты).

    Во время Отечественной войны 1812 года, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды убила косой строптивого пленника.

    В XIX - начале ХХ века память Василисы Кожиной сохранялась как трагический курьёз, как горькое напоминание об извращённой природе войны, превращающей женщину в убийцу, а солдат великой армии - в мародёров, погибающих под крестьянской косой.

    В советское время в популярной литературе об Отечественной войне 1812 года был создан миф о Василисе Кожиной - деятельнице партизанского движения, которая, якобы, организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, за что подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия. Данные сведения содержатся даже в энциклопедических изданиях.

    В действительности не существует никаких документов или иных достоверных свидетельств о награждении Василисы Кожиной или действиях её отряда. Кроме эпизода с убийством пленного, никакие действия Василисы Кожиной против французов не зафиксированы.

    Эпизод с убийством пленного получил известный общественный отзыв в силу совершенной невероятности подобной ситуации: для сознания людей того времени участие женщины в конвоировании пленных, убийство женщиной солдата находилось за гранью понимания, представлялось решительно невозможным.

    Василисе Кожиной - суровой конвоирше пленных - была посвящена серия лубков 1812-1813. В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной.

    Тема: Отечественная война 1812 г. Василиса Кожина.

  • Добавлено: 4.9.2012
  • Автор:

Василиса Кожина (ок. 1780-1840) - русская крестьянка, участница Отечественной войны 1812 года.

Биография

Крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха (жена сельского старосты).

Во время Отечественной войны, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды убила косой строптивого пленного офицера.

В 1812 году в журнале «Сын Отечества» появилась заметка «Старостиха Василиса»:

«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами»:

«Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали ещё несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят, и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама… В сём намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался её. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом - косою, повергла его мёртвым к ногам своим, вскричавши: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!“ И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы.»

Позже о Василисе Кожиной писали как о деятельнице партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, что за подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия.

В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной, у которой на левом лацкане салопа можно разглядеть медаль. Портрет экспонировался в Государственном историческом музее в Москве, при этом под картиной имелась подпись: «Партизан 1812 года. Большую сделала для России пользу. Награждена медалью и денежной премией - 500 рублей».

Однако, некоторые историки в Российской Федерации ставят под сомнение существование документов или иных достоверных свидетельств о награждении Василисы Кожиной или действиях её отряда. Они считают, что кроме эпизода с убийством пленного, никакие действия Василисы Кожиной против французов не зафиксированы.

Василисе Кожиной была посвящена серия лубков 1812-1813 годов. Широкое распространение получил лубок А. Г. Венецианова (1813) «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью: «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит».

В иcтoрии России былo мнoжeствo гeрoeв, пoдрoбнoсти жизни кoтoрых прaктичecки нeизвecтны. Этo прaвилo рacпрocтрaнятcя нe тoлькo нa дaлeкиe былинныe врeмeнa, нo и нa coвceм нeдaвнюю эпoху. Вaсилисa Кoжинa, биoгрaфия кoтoрoй прeдстaвляeт сoбoй кaк рaз примeр тaкoгo «бeлoгo пятнa», пpинaдлeжит к этoму cлaвнoму ряду.

фото: Портрет Василисы Кожиной». Художник А. Смирнов
Отечественная война 1812 года подарила миру большое число героических имен. Связано это с тем, что кровопролитие впервые за очень долгое время прошлось непосредственно по территории России. Ее защищала не только регулярная армия, но и народное ополчение. Так или иначе, но от войны 1812 года потомкам осталось два знаменитых женских имени. Это Надежда Дурова и Василиса Кожина, биография которой практически неизвестна.

При этом первая из них служила в кавалерии, благодаря чему о ней осталось много документальных свидетельств. Кожина же по происхождению была крестьянкой, что, конечно, не могло не повлиять на ее образ. Например, в СССР народ знал ее только по небольшой сноске в Большой советской энциклопедии.

Краткая биография Василисы Кожиной содержит следующие факты. Она была уроженкой Сычевского уезда в Смоленской губернии. Крестьянка являлась старостихой (супругой старосты) местного хутора под названием Горшков. Ее быт, собственно, и определил скудность источников о ранней мирной жизни. Даже в точности неизвестно, когда же родилась народная героиня Кожина (приблизительно в 1780-м).

Смоленская губерния оказалась на пути Наполеона, шедшего в Москву. Французская армия сожгла множество деревень. Она использовала тактику выжженной земли. За линией фронта оказалось множество поселений. Жители этого региона в основном шли в партизаны, чтобы сражаться с агрессорами. Была среди этих добровольцев и Василиса Кожина. Биография старостихи содержит много белых пятен, но сведения об ее активной роли в организации местного ополчения все же имеются.

Отряд Кожиной состоял в основном из женщин и подростков. Мужчины, населявшие деревни, еще до того ушли в армию. После того как французы оккупировали западные губернии, прежняя государственная власть здесь стала несостоятельной. Некому было организовать партизан. Занимались этим люди не уполномоченные, а самые обычные - жители местечек и хуторов. Была среди этих лидеров и Василиса Кожина. Биография крестьянки до этого ничем примечательным не отличалась. Однако по природе старостиха обладала бойким и упрямым характером. Эти качества и помогли ей собрать людей.

Однако просто сгруппироваться для партизанского отряда было недостаточно. Люди нуждались в оружии. Обычно в его качестве выступали косы, топоры, вилы - инструменты обычного сельского инвентаря. Активная фаза действий отряда Кожиной началась вместе с отступлением французов из Москвы.

Наполеон «пересидел» в столице и невольно отдал стратегическую инициативу в руки русских. Вскоре «Великая армия» отправилась в спешное путешествие домой. Обратный путь пролегал через разоренную Смоленскую губернию, уроженкой которой была Василиса Кожина. Биография, дети, прежние отношения - все эти обстоятельства из мирной жизни потеряли свое значение. Теперь женщине пришлось стать суровой и беспощадной.

Французы в отступлении потеряли свою знаменитую дисциплину. Войско начало страдать от эпидемий, голода и холодов. Российский суровый зимний климат больно ударил по чужакам, перешедшим границу империи летом в тонких шинелях. Кроме того, солдатам пришлось возвращаться по дорогам, которые они сами разорили за несколько месяцев до того.

Часто страдавшие от недоедания французские отряды отделялись от основной армии и отправлялись в глубинку, чтобы найти пропитание. Они надеялись найти в оставленных крестьянских хозяйствах хоть какую-нибудь еду. Вместо этого интервентов в селах ждали сплоченные группы партизан. Одной из самых больших таких ватаг руководила Василиса Кожина. Биография, память народа о героине - все эти вопросы исследователи начали изучать гораздо позже. Тогда же о ней едва ли кто-то знал.

Очень быстро во французской армии разошлись слухи о предводительнице партизанского отряда, беспощадно расправляющейся с оккупантами. Именно поэтому вокруг личности Кожиной так много легенд и так мало фактов. После Отечественной войны никто не собирал и не систематизировал данные о крестьянском движении сопротивления французам. Когда историки следующих поколений спохватились, было уже поздно.

Отчасти этим фактом и объясняется та скупость, с которой о Кожиной отзывались в советских учебниках. Для СССР с его опытом Великой отечественной войны замалчивать народные подвиги в среде обычных жителей страны было не принято.

В России начала XIX века царствовал крепостной строй. На нем зиждились богатство и блеск аристократии с ее балами и зваными вечерами. К крестьянам относились как к людям второго сорта, поэтому никому и в голову не пришло подчеркивать подвиги обычных сельских жителей. Когда война закончилась, героически сражавшиеся партизаны вернулись в барские поместья и продолжили свой рабский труд.

Из всех народных образов войны 1812 года больше всего стала известна именно Василиса Кожина. Биография, семья и другие факты ее жизни почти не известны. Исследователи очертили возраст женщины в промежутке от 30 до 40 лет. У Василисы был муж, который работал старостой сельского поселения. Когда началась французская интервенция, его убили.

Видимо, именно из-за чувства мести Кожина вступила на тропу беспощадной войны с непрошеными гостями. Случилось это, когда французы уже отступали на родину. В первые месяцы войны крестьянское сопротивление им было довольно пассивным. Крепостные в основном прятались в лесах и сжигали свои хозяйства, чтобы они не достались врагу.

Французы и их союзники поначалу также не расправлялись с бедняками. Они только отбирали еду или фураж для лошадей. Однако когда Наполеон стал терпеть поражения, атмосфера в его армии заметно накалилась. Солдаты были озлоблены из-за проигранных сражений, неудобств, отвратительного климата и плохой организации кампании. Их ярость вымещалась на крестьянах, попадавших под горячую руку.

Росла взаимная ненависть, а вместе с ней и размеры партизанских отрядов, одним из которых руководила Василиса Кожина. Биография, киновоплощения в современных сериалах и многие другие интересные факты, связанные со старостихой, теперь интересуют многих граждан нашей страны. Однако в 1812 году она была лишь простой русской женщиной. И даже после войны, еще при жизни, она не была так известна, как сейчас. Именно время сделало из Кожиной народную героиню и персонажа фольклора.

Сначала Кожина только организовывала засады на дорогах. Когда русская армия начала продвигаться на запад, Василисе удалось связаться со штабом. Она начала брать французов в плен и передавать их в распоряжение регулярных войск.

Биография Василисы Кожиной была впервые публично упомянута в небольшой заметке журнала «Сын Отечества» в том же 1812 году. Материал назывался «Старостиха». Именно это определение отпечаталось в народной памяти. Оно стало синонимом образа Кожиной.

В заметке рассказывался случай о попадании небольшого французского отряда в плен партизанам. Чужаков собрались вести в соседний город, чтобы передать русской армии. Главным конвоиром была Кожина. Один из французов был раздражен тем, что женщина, да еще и крестьянка пытается им руководить. Он отказался выполнять приказ старостихи. Тогда Кожина ударила ослушника косой по голове, и он мертвым упал ей под ноги.

Сегодня фото и биография Василисы Кожиной есть в каждом российском учебнике истории, посвященном XIX веку. Она стала главой крестьянского партизанского движения, и это при том, что тогда существовало еще одно «официальное» войско партизан, которым руководил не менее известный Денис Давыдов.

Отношения между этими двумя разными формированиями были крайне сложными. Отряды казаков и регулярной армии часто страдали от тех же крестьян. Сельчане могли по ошибке принять своих соотечественников за французов и атаковать их из дорожной засады. Виной тому были шитые на европейский манер военные костюмы. Лидер партизан и казаков Денис Давыдов даже отказался от мундира. Он переоделся в обычную крестьянскую одежду и отрастил бороду, чтобы ему было проще находить общий язык с сельчанами.


фото: Денис Давыдов
После окончания войны лидеров партизанского движения удостоили государственных наград. Специальную комиссию тогда заинтересовала биография Василисы Кожиной. Личная жизнь и подробные факты ее биографии были почти неизвестны. Тем не менее чиновники нашли старостиху и вручили ей медаль, а также денежное пособие.

Такие единичные награды не могли обрадовать крестьян. В конце войны среди них стали популярными слухи о том, что царь Александр I скоро отменит крепостное право. Для долгожданного освобождения нужно было только завершить разгром Наполеона. Однако крепостное право просуществовало еще 50 лет. В молодости Александр Павлович был либералом. Он хотел провести реформы, но испугался сопротивления дворянства.

Василиса Кожина же с наступлением мира вернулась в родную губернию. Она умерла в 1840 году в возрасте приблизительно 60 лет. В XIX веке ей было посвящено несколько лубков(лубочная картинка или потешный лист), ставших популярными произведениями искусства. Сегодня именем Кожиной названы улицы городов и железнодорожные станции.

22.07.2015 0 15018

О жизни этой народной героини известно крайне мало. Василиса была крестьянкой, а писать биографии представителей низших сословий в те времена было не принято.

Можно только сказать, что родилась она примерно в 1780-х годах. Жила в деревне Горшково в Смоленской губернии. Была старостихой - то есть женой старосты. Под этим именем - старостиха Василиса - она и вошла в историю Отечественной войны 1812 года...

После кровопролитного сражения при Бородино и пожара Москвы ожесточение русских крестьян по отношению к иноземным захватчикам достигло своего апогея.

Теперь крестьяне не только не вступали в какие-либо торговые сделки с французами (как бывало в первые месяцы вторжения), напротив - они безжалостно убивали всех неприятельских солдат, которые попадали им в руки.

Если отряды французских фуражиров были слишком сильны, то крестьяне попросту сжигали свои запасы и убегали в леса.

Старостиха шутить не любила

По воспоминаниям французов, нигде в Европе (кроме Испании) крестьянство в деревнях не оказывало им такого ожесточенного сопротивления, как в России.

«Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость», - писали французы.

Характерный штрих - когда казаки вели пленных французов, крестьяне отталкивали конвой, стремясь растерзать пленных.

Озлобление против наполеоновских солдат было страшное. Именно в этот момент впервые Россия узнала имя Василисы Кожиной.

Вот что писал журнал «Сын Отечества» в 1812 году:

«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует.

Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!"»

Но простое конвоирование пленных, видимо, не отвечало душевному настрою Василисы. Вскоре она создает партизанский отряд (значительную часть которого составляли женщины) и выходит на «тропу войны».

Отряд Василисы начинает действовать на коммуникациях Великой армии: уничтожаются не только вражеские фуражиры, промышляющие в Смоленской губернии, но и отставшие небольшие подразделения французов.

Не жалеть!

Женщины в ее отряде подобрались «серьезные». Так, одна из них по имени Прасковья прославилась тем, что одна оборонялась вилами от шести французов. Троих из них она заколола, остальные спаслись бегством.

Очень скоро отряд Василисы стал для французов «большой проблемой». Кожина вела войну по всем правилам партизанской науки: при стоянках отряда выставлялись караулы и пикеты, было организовано обучение крестьянок стрельбе из ружей, снятых с убитых солдат.

Отряд Кожиной вступал в многочисленные сражения с отдельными французскими частями, отбивая у них подводы с продовольствием и припасами.

Так, в ходе одной из вылазок партизаны отбили у французов десять фур с фуражом, тридцать голов рогатого скота и двадцать овец. Казалось бы, мелочь. Но, как гласит наука, количество часто переходит в качество. Теряя каждый день фураж, зерно, скот, продовольствие, французские гарнизоны в Смоленской губернии оказались на грани голода.

Рассказывали такой случай. Отступавший Наполеон, войдя в Смоленск в ноябре 1812 года, узнал о том, что продовольственных запасов в городе нет. А на них возлагали такие надежды голодающие и замерзшие французские солдаты! Наполеон в гневе велел немедленно судить и расстрелять смоленского интенданта Вильбланша. Однако тому удалось спастись.

Генералы сообщили императору, что интендантство не так уж и виновато. Все дело - в «русских разбойниках», которые здесь, под Смоленском, особенно дерзко нападают на французских фуражиров и истребляют их. И Наполеону доложили о неуловимой предводительнице Василисе и ее партизанках. Так имя простой русской крестьянки достигло ушей самого французского императора.

Конечно, воевала Василиса и другие русские партизаны, по нашим меркам, безжалостно. Вот какую инструкцию, например, давали партизаны жителям одной деревни:

«Примите французов дружелюбно, поднесите с поклонами все, что у вас есть съестного, а особенно питейного, уложите спать пьяными и, когда приметите, что они точно заснули, бросьтесь на них. Истребите всех до единого и закопайте тела их в хлеву, в лесу или в каком-нибудь непроходимом месте...»

Впрочем, крестьяне особо в инструкциях не нуждались. В отличие от «армейских» партизан, «народные» партизаны пленных не брали в принципе. Истреблялись не только солдаты, но все, кто находился во французском обозе: женщины, дети.

А таких было немало: вместе с французской армией из сожженной Москвы выехали и все проживающие там иностранцы с семьями. Доставалось от крестьян и русским офицерам, вовремя не «разучившимся» говорить по-французски - их принимали за неприятелей и нещадно убивали.

«Бог подаст...»

Деятельность отряда Василисы тем более поразительна, что велась она без всякого участия штаб-квартиры русской армии. В этом кардинальное отличие Василисы от таких прославленных партизан, как Денис Давыдов, Сеславин, Фигнер. Все они были кадровыми офицерами русской армии.

Крестьянские же отряды - Василисы Кожиной, Герасима Курина, Ермолая Четвертакова - формировались в стихийном порядке самими жителями русских деревень.

То есть фактически в 1812 году в России шли две параллельных партизанских войны: армейская и народная. Причем крестьяне к отрядам под командованием офицеров относились с подозрением. Зачастую вооруженные крестьяне, охранявшие свои деревни, нападали на «армейских» партизан. Так, например, партизанам Давыдова приходилось регулярно доказывать, что они - русские солдаты, прежде чем крестьяне соглашались опустить вилы и колья.

Причина проста - «уж больно одёжа схожа». Для крестьян всякая форменная амуниция выглядела враждебно.

Как писал Давыдов: «Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, повесил образ св. Николая на шею и заговорил с ними языком народным».

После изгнания французов с территории России следы Василисы Кожиной теряются. По одной из версий, она в знак признания своих заслуг получила от императора большую сумму денег и памятную медаль. Но проверить подлинность этой информации не представляется возможным. Василисе Кожиной также была посвящена серия лубочных картинок 1812-1813 годов.

Широкое распространение получил лубок Венецианова: «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы». В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной. Вот, в общем-то, и все, чем общество и власть отблагодарили свою отечественную «Жанну д"Арк».

Стоит отметить, что за свои заслуги в борьбе с наполеоновским нашествием русские крестьяне в массе своей не получили никакой награды. Как сказал император Александр I, «крестьяне пусть получат свою мзду от Бога». Поэтому если награждение Кожиной все-таки состоялось, то оно свидетельствует об ее исключительных подвигах - крестьянам давали награды неохотно.

После окончания войны Василиса вернулась в свою родную деревню и занялась привычными сельскими делами. По некоторым сведениям, у нее было пятеро детей. Предположительно, Василиса Кожина умерла где-то около 1840 года.

Денис ОРЛОВ

Об этой женщине известно крайне мало. Недостаточно для того чтобы считать её народной героиней. Представление о Василисе Кожиной как «русской Жанне д’Арк», которое прочно закрепилось в литературе и кинематографе, не имеет под собой реальных оснований. Некоторые и вовсе полагают, что это собирательный образ, созданный исключительно для того, чтобы поднять страну на борьбу с захватчиками и усилить патриотические чувства населения. Но обо всём по порядку.

Точная дата рождения Василисы Кожиной не установлена. На русских пропагандистских лубках времён наполеоновского вторжения она фигурирует как пожилая женщина. Однако если верить прижизненному портрету народной героини, написанному в 1813 году художником Александром Смирновым, то Василиса Кожина была значительно моложе. Это изображение рассматривается в качестве более достоверного источника информации об её возрасте. В настоящее время считается, что к моменту начала войны Кожиной было от 30 до 40 лет. Поэтому в качестве ориентировочного года рождения принимается 1780 – й.

Также известно, что она являлась крестьянкой хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Василиса была женой сельского старосты. По легенде, его за неповиновение убили французы, после чего она решила бороться против оккупантов. В связи с этим Кожиной приписываются слова: «Не могу больше служить миру, православные! Решила я делать свое дело, а дело мое мстить, пока силы хватит, нашему ненавистнику! Пойду в лес, на дорогу и везде, где встречу француза, буду истреблять его или сама погибну от его руки!» Но никаких документальных подтверждений у этого рассказа нет.

В художественной литературе можно встретить и другой вариант истории о старостихе – её муж был мягким и слабохарактерным человеком, поэтому всеми делами в доме и в деревне занималась она, а после прихода врага Василиса из лидера мирного времени стала боевым командиром. Такой сюжет тоже не имеет ничего общего с историческими реалиями.

Теперь перейдём непосредственно к подвигам Кожиной. Единственным зафиксированным упоминанием об её действиях является заметка «Старостиха Василиса», опубликованная в ноябре 1812 года в журнале «Сын Отечества». Отмечу, что иногда достоверность данной публикации подвергают сомнению, утверждая, что она была написана по заказу кутузовского штаба.

В заметке говорилось: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Данная статья была перепечатана с небольшими изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами». Из этого рассказа видно, что муж старостихи не погиб и даже руководил отправкой захваченных французов в уезд. То есть мстительницей за его смерть она точно не была.

Собственно на этом документальные свидетельства о Василисе Кожиной заканчиваются. Кроме участия в конвоировании пленных, других сообщений о ней нет.

Позже о Кожиной стали писать как об одной из руководительниц крестьянского партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде крупный отряд из женщин и подростков, действовавший по всем правилам военного искусства на коммуникациях Великой армии и уничтожавший вражеских фуражиров, а также небольшие части противника. Утверждалось, что она в одиночку заживо сожгла в избе 18 французов. За многочисленные заслуги героиню якобы наградил серебряной медалью «За храбрость» фельдмаршал Кутузов, а про её подвиги докладывали лично императору Александру I, который пожаловал Кожиной 500 рублей. Данные мифы были растиражированы во время празднования столетнего юбилея победы над Наполеоном в 1912 году. Затем они закрепились и прочно вошли в учебники и монографии.

В ходе войны с Наполеоном русской пропагандой активно тиражировался и другой образ, связанный с Кожиной, – юной девушки, её незамужней дочери, которую изображали с рогатиной в руках, повергающей на землю французского офицера. Именно в таком виде она представлена на рисунке Емельяна Корнеева «Русская героиня-девица – дочь старостихи Василисы». Историк Елена Вишленкова в своей книге «Визуальное народоведение империи, или „Увидеть русского дано не каждому“» писала, что это «персонаж, рождающий у элитарных зрителей ассоциации с "амазонками" французских революционных карикатур, а у остальных – воспоминания о былинной Василисе Микулишне».

Разумеется, никаких подтверждённых историческими источниками доказательств существования данной героини нет. Это всего лишь очередной патриотический миф, который использовался с целью показать торжество народного духа над зарвавшимся врагом. Даже о самой Кожиной имеются лишь отрывочные сведения, а об её детях, даже если таковые и были, неизвестно вообще ничего.

Пленение или убийство крестьянами наполеоновских солдат не являлись редкостью. Зачастую расправлялись даже с безоружными французами и в этом нередко принимали участие женщины. Историк Николай Фирсов в 1875 году в журнале «Русская старина» писал: «Банды крестьян, вооружённые топорами, вилами, ножами, охотничьими ружьями и, вообще, чем ни попало, выслеживали замерзающих французов, захватывали их и приводили в свои селения. Причём не боявшиеся Бога не только убивали, но и бесчеловечно мучили своих пленных. Даже баб и ребятишек охватывал прилив необузданной ненависти, и они жестоко издевались над несчастными, отданными им на потеху. Порою женщины проявляли какую-то особенную кровожадность. "Бывало, рассказывал впоследствии один старик-крестьянин, - наткнёмся мы, парни, на одного, возьмём и приведём в деревню. Так бабы купят его у нас пятак, сами хотят убить. Одна пырнёт ножом, другая колотит кочергой, опять другая тычет веретеном"».

Для понимания данного явления важен следующий факт – крестьяне не были сознательными верноподданными и активными патриотами в современном понимании этих терминов. Они безразлично относились к военно – политическим перипетиям противостояния Александра I и Наполеона. Для них столкновение интересов двух стран до поры до времени оставалось исключительно войной между господами.

Крестьянин, хотя бы и крепостной, это носитель консервативных ценностей. Главное для него – семья, дом, имущество. Поэтому когда на пороге избы появляются говорящие на непонятном языке вооружённые иноземцы, посягающие на самое святое, они тут же превращаются в «басурман», «антихристов» и «супостатов», которые сунулись «со своим уставом в чужой монастырь». И их убивали. Часто по – тихому, чтобы не навлечь карателей на деревню. Тела скрывали – закапывали в землю, топили или прятали в лесу.

Историческая Василиса Кожина тоже не была в полной мере радетельницей «за Государя и Отечество». Как и другие крестьяне, боровшиеся с наполеоновским вторжением, она воспринимала французов в первую очередь как чужаков, нарушивших складывавшийся веками традиционный уклад жизни. Российская историография XIX – начала XX веков недаром чётко разделяла действия армейских партизан и сельских отрядов самообороны, не сопоставляя эти понятия. В глазах крестьян борьба с французами являлась не войной за государственный суверенитет, а только лишь защитой своего дома и хозяйства.

Но остаётся непонятной причина героизации Кожиной, которая никак не проявила себя в боевых действиях. На этот вопрос хороший ответ дал сычёвский краевед Владимир Каплинский в своей статье «Василисина правда», опубликованной в №3 научно – популярного исторического журнала «Край Смоленский» за 2012 год. Он писал: «Почему же именно Василиса привлекла к себе внимание? В чём её подвиг? А подвиг её не в ратных делах, а в том, что женщина «ввязалась» в неженское дело – в войну. В XVIII – начале XIX века женщина в русской армии – нонсенс и даже позор для армии, государства: мужчины воевать не могут, так женщин стали брать. Известны лишь исключительно единичные случаи службы женщины в армии (Надежда Дурова) и то под видом мужчины. А тут женщина-крестьянка и гонит пленных французов. Ну, как не обратить на такой факт внимание?».

Усилиями историков и литераторов малозначительный эпизод был превращён в патриотический миф. Смоленская крестьянка стала олицетворением героической русской женщины и символом общенародного сопротивления иноземным захватчикам. Её образ, закрепившийся в массовом сознании, приобрёл былинные черты, которые имеют мало общего с настоящей старостихой Василисой.